Главная страница » Варгеймы Настольные игры Обзоры »

World at War: Eisenbach Gap Deluxe — Обзор

Оцени статью: 12345 (4,79 из 5, оценок - 14)
Загрузка...

world-at-war1

Меня настигают сладостные чувства при ощущении урагана артиллерии, крушащей укрепленные позиции Бундсвера, а реальность растворяется при виде колон Т-72, рвущихся в Западный Берлин. Это ни с чем несравнимо. При этом зиждется интерес не на искалеченном сознании проигравшей стороны «вот если бы не предатели — мы бы взяли Вашингтон!», а именно на желании разобрать – какая сторона реально была сильнее на тот или иной период Холодной Войны, и кто мог одержать вверх при возможном конфликте. Поэтому в данной теме значение для меня имеет не только сама игровая составляющая, хотя и она важна, но и реалистичность происходящего. Конечно, можно сколько угодно говорить «наша армия всех сильней», но интересней опробовать – а так ли это было на самом деле.

Мнений на тему — кто кого, великое множество. К примеру, в книге А.Больных «XX век танков» красной нитью проходит, что в случае неядерного конфликта силы ОВД могли бы с большой вероятностью взять континентальную Европу. С другой стороны, в статьях Джона Карри совершенно иная точка зрения, а именно, что до 70-ых СССР не мог победить из-за превосходства стран НАТО в ядерном оружии, а после из-за полного господства в воздухе вражеской авиации. При этом автор очень уважительно отзывается о советской военной доктрине, так что считать его мнение продиктованным лишь «ненавистью ко всему русскому» нельзя. Но все же ответ на вопрос о возможном победителе по большей части будет зависеть от гражданства вопрошаемого. Каждый хочет видеть себя победителем в не случившейся войне.

Игр по Третьей Мировой на данный момент не так много, вернее, в 80-ых их было приличное количество, достаточно вспомнить Assault или Firefight — очень достойные продукты для своего времени, а вот сейчас ощущается недостаток. При завале рынка играми на тему наполеоновских войн и Второй Мировой данный период сильно провисает. Восполняет недостаток фирма Lock’n’Load сразу несколькими системами на тему данного конфликта, которые отличаются как механикой, так и масштабом происходящего. В Dawn’s Early Light мы видим целые бригады и полки, а в Heroes of the Gap – отделения и единицы техники. Но будем мы говорить про третью серию игр World at War взводного масштаба.

world-at-war2

Система World at War зародилась в 2007-ом году и сейчас уже насчитывает четыре полноценных коробки и кучу дополнений, больших и малых, а отдельных сценариев и вовсе не счесть. Но сейчас мне хотелось бы остановиться на самом первом модуле, а именно на Eisenbach Gap. Кроме того, что это первая игра серии, недавно вышла ее делюкс-версия, которая включает в себя кроме самой игры первое дополнение Death of the 1st Panzer.

Для начала отвечу на животрепещущий вопрос – почему это издание называется «Делюкс». Причин на это несколько – во-первых, как я уже говорил кроме самого Эйзенбаха, в ней содержится первое дополнение, вводящее войска ФРГ, во-вторых, правила и памятки в отличие от оригинала выполнены в цвете, ну и в-третьих, улучшенное качество некоторых каунтеров (к примеру, в оригинальном издании ствол «Леопарда 1» глупо задран вверх). Это основные отличия, возможно, есть еще какие-то в книге правил, но, не имея оригинала, сравнить я их не могу.

Предысторию возникновения конфликта и результаты первых месяцев боев можно подробно почитать в книге Revelation и сборнике Compendium. Если вкратце — конфликт произошел из-за пограничного инцидента, когда лейтенант Юрий Андромнивич ошибочно попал снарядом своего Т-72 в охранную башню гарнизона Бундсвера. Улаживать этот инцидент то ли не захотели, то ли не хватило времени и нервов, но 14-го мая 85-го с молниеносного вторжения советских танковых армий на территорию Западной Германии началась Третья Мировая война. И вот как раз коробка Eisenbach Gap рассказывает о самых первых днях конфликта, с 14-го по 21-ое число. Этот временной отрезок включает в себя первые столкновения на границе, прорыв советскими войсками обороны НАТО и ответную контратаку противника. Все это умещается в 12-и сценариях, которые происходят на двух картах.

world-at-war3

Но для начала о компонентах.

В коробку из хорошего картона, с красивым артом входит один лист каунтеров, две карты, две памятки, правила и четыре кубика – все, что нужно для игры. Хотя я бы порекомендовал количество кубиков увеличить до шести, так как некоторые (очень редкие) броски требуют именно такого количества, позаботиться о кружке, желательно с достаточно широким горлом, а также добыть резинку для измерения линии видимости.

world-at-war4

Две карты на плотном картоне, одна из которых отражает Эйзенбах и окрестности площадью примерно 4,5 на 2,7 км, вторая — Эбен и поселки к западу от него площадью 3,6 на 2 км. Один гекс равен 150 м2. Географически Эбен находится севернее Эйзенбаха, однако у карты, отражающей Эйзенбах, перепутаны стороны света, и буква N на верхней границе на самом деле указывает на юг, а не на север. С чем это связано — понять трудно, самый подходящий ответ – игровая необходимость. Однако возможно, что когда делали первую игру серии, не задумывались над продолжением и полной географией, и поэтому не обратили особого внимания на стороны света. Из-за казуса странно наблюдать в первом сценарии, что советские части наступают с запада на восток, однако, если учесть указанную поправку, все становится понятно. Местность на картах в отличие от Nuklear Winter легко читаема и трудностей с ее идентификацией совершенно не возникнет. С другой стороны, карта получилась несколько «цветастой» и «мультяшной», что, конечно, небольшой, но минус. Нет той всеобъемлющей атмосферы, что в «Ядерной Зиме». Также отмечалось, что тени от деревьев падают не в ту сторону, в которую они обычно падают в северном полушарии, однако это уже не очень существенные мелочи.

world-at-war5

Лист каунтеров содержащий 178 элементов, также напечатан на хорошем картоне со структурой льна. Вообще Lock’n’Load всегда отличалась крайне внимательным подходом к элементам, и здесь мы видим один из прекрасных образчиков качества. Хотя лично мне больше нравятся глянцевые каунтеры из второй коробки Blood and Bridges, они более долговечны и приятны. Иллюстрации техники красивые и легко различимые, цифры вполне читаемы. Некоторые говорят о путанице 3 и 5, особенно малых, которые указывают на точность и дальность стрельбы, но лично я различал их без особых проблем.

Проблема здесь в другом – в коробке очень мало административных каунтеров. Их настолько мало, что для крупных сценариев того куцего числа не хватает категорически. У меня имеется две коробки Эйзенбаха, и даже используя удвоенное количество, все равно в особо масштабных баталиях приходится переставлять маркер «обломки» из тыла на переднюю линию. После выхода в 2007-ом году оригинального издания многие отмечали этот недостаток, и было бы хорошо исправить его в делюкс-версии, однако мы получили маркеров ровно столько же, сколько было раньше. Что мешало вложить еще один дополнительный листок с «обломками» и «завершением операций» — мне не ведомо.

Правда, несколько решений данной проблемы есть. Во-первых, можно воспользоваться каунтерами из Blood and Bridges, где их горы и горы (видно, в этом случае критика сказалась). Однако если это игра первая в серии (а у многих, это я уверен, будет именно так) — придется прибегнуть ко второму варианту, а именно изготавливать самому, тем более на BGG уже выложены специальные шаблоны.

world-at-war7

В коробку входят полноцветные правила игры, которые объединены с книгой сценариев. В данных правилах находятся как правила самого Eisenbach Gap, так и дополнений к ним из Death of the 1st Panzer. Правила, несмотря на некоторую сумбурность, не очень сложные, скорее несколько неудачен язык их написания, когда буквально с первых страниц сыпется ряд терминов и исключений, которые совершенно еще неизвестны игроку, так как подробны будут разобраны позднее. Это обращает первое знакомство с ними в поход по мрачному заснеженному лесу, и только после второго прочтения все начинает складываться в стройную картину. При этом не спасают две памятки, на них начертана только справочная информация, такая, как линия видимости вертолетов или свойства местности, но совершенно нет краткого конспекта. И здесь нельзя не сравнить правила с другой достаточно несложной игрой Conflict of Heroes, когда после части правил предлагалось отыграть пару простых сценариев для их закрепления, что помогало куда как лучше изучать основы игры.

world-at-war8

Механика держится на случайных активациях подразделений, при этом совершенно неизвестно не только когда будет подразделение активировано, но и будет ли оно в этом ходу активно вообще. Из-за этого на каждой активации приходится планировать действия, исходя из многих неизвестных, и с большим пристрастием выбирать позиции. К тому же правило «любой план работает ровно до его столкновения с реальностью» в этой игре как никогда верен. При этом небольшая «защита от неудачи» есть, так, если в одном ходу подразделение не было активно вообще, то в следующий ход не закончится до тех пор, пока оно не сходит. Это, конечно, защита слабая, но лучше уж она, чем совсем никакой.

world-at-war9

Теперь по системе боя. Она здесь намного более сбалансирована чем, к примеру, в Nuklear Winter, где все решает бросок 2d6. Каждый юнит бросает свое количество кубиков и попадает исходя из точности вооружения (обычно от 4 до 6), однако на точность могут повлиять различные факторы, как близкая дистанция и стрельба в движении. При этом и противник не просто со скорбью считает, сколько же повреждений ему нанесено, но и может отбить их с помощью броска на броню, к которому добавляются бонусы от местности. И лишь после броска на броню считается число повреждений. Это позволяет создать более сбалансированную систему, когда не получится с помощью пары удачных бросков уничтожить всю группировку противника.

Также в игре очень хорошо продемонстрировано превосходство пехоты в городских боях над техникой. Два взвода пехоты в городе могут поджечь просто немереное количество танков и БТРов, из этого следует другое правило – прежде чем соваться в город, лучше обстрелять его из артиллерии или минометов. Таким образом, создается прекрасная симфония взаимодействия войск, когда простой ордой тяжелых танков невозможно победить даже роту мотопехоты, засевшей в городе. Это отличает игру в положительную сторону по сравнению с той же Hot War – где танки царят и правят.

world-at-war6

В игре представлены почти все основные модели техники эпохи середины 80-ых, при этом войска НАТО явно лучше экипированы, нежели Советская Армия. У нас более-менее современной техникой вооружен только 1-ый танковый полк (да, наши подразделения являются полками, это можно понять, исходя из игры Dawn’s Early Light, события которой разворачиваются в том же мире и на той же территории) полностью на Т-72 и 64-ый вертолетный полк на Ми-24. Остальные же подразделения вооружены в той или иной степени устаревшей техникой, как 33-ый моторизованный на БМП-1 и Т-62, а 87-ой стрелковый и вовсе на БТР-60 и Т-55. Кроме этого, у наших войск имеются БРДМы и Шилки, которые могут присоединиться к тому или иному подразделению исходя из условий сценария. В этом плане у американской и немецкой армии все более-менее хорошо, конечно, и у них есть уже к этому времени устаревшие самоходки Jpz 4-5 или Леопарды 1, но даже эти устаревшие танки превосходят почти все наши. Остальную технику у американцев представляют Абрамсы, Брэдли, M113, ITV, Кобры и M106, у немцев Леопарды 2, Мардеры, Рыси, Роланды и Гепарды.

world-at-war10

Разнообразие, несомненно, впечатляет, разве что не хватает самолетов, но и они появятся уже во второй коробке, но тут встает другой вопрос, при таком разнообразии насколько реально отображены характеристики этого парка? А вот тут не все так безоблачно. К примеру, возьмем Леопард 1 и увидим, что танк, который даже для своего времени отличался достаточно средним бронированием, в игре по этому параметру превосходит наши Т-72 и вплотную приближается к Абрамсу. Это, естественно, очень большая ошибка, настолько большая, что в следующих играх серии бронирование данного танка было снижено до приемлемых величин.

world-at-war11

Другой вопрос об орудии нашего Т-55. С дальностью поражения все нормально — при пересчете оно составляет 1500 м., это именно то расстояние, на которое после модернизации могли данные танки вести эффективный огонь, но вот с точностью и мощностью разработчики переборщили. На мой взгляд, снижение на одну единицу мощности и увеличение на ту же единицу точности – лучший вариант. Так как, несмотря на устаревшие орудия, на них все же устанавливались современные приборы прицеливания, поэтому точность 6 занижена. По мощности же – ну не может нарезное орудие Т-55 быть равным гладкоствольному Т-62, поэтому здесь следует снизить мощность с 3 до 2.

world-at-war15

Теперь к вопросу о маркерах активаций – почему у наших, даже гвардейских подразделений, он один, а у подразделений НАТО даже второй линии на устаревших танках их два? Конечно, исключения есть, но общей картины они не меняют. Вариантов объяснений здесь два. Первый из них — разработчики считают, что средства связи армий НАТО превосходят советские и, исходя из этого, добиться выполнений приказов также могут быстрее, но тогда в картину не вписываются некоторые советские подразделения, которым все же выделили два маркера активации, как, например, морским пехотинцам. Но, на мой взгляд, более обоснован второй вариант – у младших командиров НАТО более развита инициатива, и они лучше подготовлены, чем советские командиры. Поэтому они могут лучше принимать решения в часто изменяющейся боевой обстановке. И тогда в картину вписывается и советская «элита» — просто они также хорошо подготовлены, как и командиры НАТО.

world-at-war12

Как уже говорилось, сценариев 12 штук, из них шесть из базы, а еще шесть из дополнения. Они различаются как масштабом происходящего, так и целями. Первые сценарии — это небольшие столкновения, что произошли 14-го мая, когда советская 1-ая танковая пошла в прорыв и ей противостояли авангардные силы США или ФРГ в зависимости от сценария. Особенно хорош самый первый сценарий The First Moves — он простой, небольшой и при этом интересный. Отлично подходит для обучения основам игры. Хорош настолько, что в журналах Line of Fire даны еще шесть его вариантов с различными силами. Именно с него и надо начинать знакомство со всей серией.

world-at-war13

Сильно дополняют каждый сценарий специальные правила, которые присутствуют в каждом из них. Они могут и дать дополнительную активацию, и ввести подкрепление, и убрать некоторые силы с поля прямо в самом разгаре сражения. Что дает каждому сценарию толику индивидуальности и неповторимости и украшая каждый бой своими случайностями.

world-at-war16

Еще большой плюс сценариев – они не абстрактные, не происходят в невнятном времени и пространстве, а конкретизированы как по действующим силам, так и по срокам. Это позволяет из всех двенадцати собрать единую картину боевых действий – большую историю сражения за Эйзенбах и Эбен.

world-at-war17

А под конец объясню, почему я считаю, что знакомство с серией World at War надо начинать с этой коробки:
— именно в этой коробке сведены основные противники СССР и США;
— правила здесь не перегружены ненужными в начале авиацией или героями, только самые основы;
— первые сценарии идеальны для знакомства с игрой – там действуют только самые основные типы отрядов;
— единственный минус для знакомства — малое количество административных каунтеров, но и это поправимо.

world-at-war18

Я же могу порекомендовать серию в целом за:
– скоротечность боев, за вечер можно спокойно отыграть 3-4 сценария;
— красочность компонентов, всегда приятней держать в руках каунтеры с изображенной на них техникой, нежели с невнятными символами;
— простоту правил, при достаточно хорошем уровне реализма их действительно вначале бывает сложно понять, но после пары игр все становится на свои места;
— ну и, конечно, огромное разнообразие как сценариев, так и участников конфликта.

С другой стороны, если вы любите долгие вдумчивые игры с минимумом условностей и с максимальным реализмом, вам явно не понравится эта серия. Также она может отпугнуть начальным сумбуром в правилах, но это вещь легко исправимая.

Так что если вы хотите получить не очень сложную, но интересную игру, посвященную Третей Мировой, с прекрасным качеством компонентов и обширным разнообразием — серия World at War для вас.

PS: Впервые эта статья была опубликована на «Стратагеме», но ввиду печального положения с данным журналом переношу ее сюда. Также это будет зацепка после которой я смогу с чистой совестью написать следующие статьи о данной серии.

Игры:

Eternal автор

Оцени статью: 12345 (4,79 из 5, оценок - 14)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
5 to “World at War: Eisenbach Gap Deluxe — Обзор”
  1. >>> лейтенант Юрий Андромнивич ошибочно попал снарядом своего Т-72 в охранную башню гарнизона Бундсвера. Улаживать этот инцидент то ли не захотели, то ли не хватило времени и нервов, но 14-го мая 85-го с молниеносного вторжения советских танковых армий на территорию Западной Германии началась Третья Мировая война.

    Ахахах, жёсткая завязка 😀 Русские по пьяни напали на Запад. Мы напали и войска у нас в игре хуже. Всё как обычно.

    >>> Также отмечалось, что тени от деревьев падают не в ту сторону, в которую они обычно падают в северном полушарии, однако это уже не очень существенные мелочи.

    Варгеймеры, такие варгеймеры =)

    >>> Также это будет зацепка после которой я смогу с чистой совестью написать следующие статьи о данной серии.

    Шикарно. Терпеть не могу исторические варгеймы, но читать интересно =)

  2. Добротный обзор, спасибо!

  3. Ksedih: Шикарно. Терпеть не могу исторические варгеймы, но читать интересно =)

    ты просто не умеешь их готовить)

  4. Кстати, к вопросу о провисании темы Третьей Мировой: в журнале Modern War за янв-фев 2015 вышла игра «Red Tide West», Западная Германия, оперативный уровень. До Ла-Манша правда дойти не дадут, но до границ Франции — вполне!

    А со «Стратагемой», что случилось?

  5. Я б сыграл.

Прокомментировать




Subscribe without commenting