Главная страница » Настольные игры »

Впечатления от настольной игры Lewis and Clark: The Expedition

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 2)
Загрузка...

lewis and clark nastolnaya igra_1

Спешно делюсь впечатлениями о новинке Эссена 2013 — настольной игре Lewis & Clark.

Я должен признаться в чудовищном незнании географии и истории открытий. Я слабо представляю себе даже расположение ближайших подмосковных городов, а уж освоение Америки в моем сознании представлено набором картинок из комиксов: дилижансы, индейцы, салуны, Золотая лихорадка. Поэтому нет ничего удивительного, что впервые прочитав название игры Lewis and Clark я подумал не об отважном походе Корпуса открытий, а представил себе если не историю двух влюбленных («Льюис и Кларк», «Бонни и Клайд», «Тернер и Хуч»...), то как минимум что-то про мальчика и его собаку. Разумеется, влюбленные мальчик и собака оказались двумя здоровыми мужиками, а я принялся спешно штудировать анналы Википедии, стыдливо прикрывая очередной пробел в образовании.

Lewis and Clark - injuns

Наполеон Луизиану пропил

В одна тысяча восемьсот третьем году молодое американское государство заключило невероятно выгодную сделку с Францией, по которой ему за бесценок отошла территория Луизианы — гигантский шмат североамериканского континента. Наполеон, уже хлебнувший горюшка с этими дурацкими заморскими землями, переключился на разборки с Британией, поэтому, когда обалдевшим послам Томаса Джефферсона было предложено забирать Луизиану к чертовой матери целиком (а они вообще-то приехали только Новый Орлеан купить), они долго чесали в затылках и говорили: “Эвона оно как”. Поскольку приобретенная территория была ёмко описана продавцом как “отседава и пока испанцы не начнут отстреливаться”, возникла необходимость разведать, а чего это такое они все таки купили. С этой целью президент Джефферсон откомандировал своего личного секретаря Мериуэзера Льюиса в экспедицию по изучению западных земель. Вместе с ним поход возглавил (”А можно я с собой товарища возьму?”) его давний армейский приятель Уильям Кларк. В период с 1804 года по 1806-й год экспедиция Льюиса и Кларка успела исследовать огромную часть континента, вдоволь потусоваться с индейцами (до похода Кларк воевал с их сородичами, поэтому периодически краснел и отводил глаза), добраться до Тихого океана и вернуться домой, где их уже считали погибшими. Впоследствии оба офицера успеют побыть государственными деятелями и управленцами, Мериуэзер Льюис таинственным образом погибнет, а Уильям Кларк в качестве суперинтенданта по делам индейцев будет участвовать в выселении краснокожих с их земель. Но интересующая нас игра (мы ведь про нее говорим, да?) благоразумно фокусирует внимание на самой романтической части истории — собственно экспедиции Льюиса и Кларка.

Lewis and Clark - gameboard small

Игровое поле во всей красе

На первый взгляд Lewis and Clark это воркерплейсмент-игра с интересным твистом в механике. Задача игрока — первым разбить лагерь на берегу Тихого океана, продвигая фишку разведчика по треку-маршруту. Игроки по очереди играют действия. Чтобы продвигать фишку нужно использовать одно действие, причем за продвижение придется платить ресурсами, которые получаются с помощью других действий. И вот тут-то и зарыта первая отличительная черта «Экспедиции Льюиса и Кларка» — гениально оформленное Винсеном Дютрэ игровое поле играет только вспомогательную роль, основные действия указаны на картах. У каждого игрока есть своя стартовая колода, и каждая карта содержит то или иное действие (продвинуться по треку за какой-то ресурс, получить определенный ресурс и т.п.), которое можно активировать от одного до трех раз. Чтобы активировасть/использовать действие нужно выложить карту на стол и либо выставить на нее от одного до трех миплов, либо — и тут вторая и ключевая особенность игры — использовать другую карту в качестве триггера/активатора. У каждой карты есть сила от 1 до 3, и, соответственно,  карта может заменить от одного до трех миплов (можно, кстати, комбинировать, используя и карты и миплов). Учитывая, что миплы в начале игры в дефиците — по одному на лицо — как минимум первые ходы игроку приходится решать задачу, какие карты активировать, а какие использовать в качестве триггеров.

Сыгранные карты можно забрать обратно только объявив, что вы разбиваете лагерь. Это одна из балансирующих механик: играя действия игрок продвинул (ну или не продвинул, как заблагорассудилось) фишку разведчика по треку; устраивая лагерь он должен вернуть фишку на несколько делений назад, если у него в экспедиции есть бездельники (несыгранные карты на руке), и если он тащит с собой слишком много скарба или слишком много миплов-индейцев. Если после подсчета окажется, что разведчик все равно стоит дальше того деления трека, на котором был ранее разбит лагерь, то к разведчику перемещается и жетон лагеря (лагерь никогда не откатывается назад по треку, а вот разведчик может). Такими циклами и проходит игра: сыграть действия, продвинуться, разбить лагерь, забрать карты на руку, повторить. На штрафах при устройстве лагеря на самом деле завязана львиная часть игрового баланса: игрок вынужден постоянно прокручивать-проигрывать колоду, чтобы не получить штраф за бездельников (либо получить в разумных пределах), искать варианты оптимальной загрузки лодок и подбирать оптимальное число миплов-индейцев. Да, обратите внимание, что цель игры не просто добежать до края трека, а именно разбить там лагерь. И тут возникает ОН — декбилдинг.

В игре есть дисплей доступных для покупки (за ресурсы) уникальных карт. Стартовые колоды игроков различаются только иллюстрациями, и, докупая нужные карты (и сбрасывая из руки ненужные), игроки «тюнингуют» свой карточный движок. Получается интересная ситуация: большая колода будет приносить больше ресурсов, но, соответственно, будет и дольше прокручиваться, то есть количество действий (а, следовательно, и ходов) между установками лагеря возрастет. Твой разведчик может уже давно плескаться в водах Тихого океана, но соперник с более разумной колодой раньше объявит, что разбивает лагерь, и выиграет игру.

Lewis and Clark - game from BGG

Фишки разведчиков, жетоны лагерей и еда с древесиной на заднем плане.

Прошу прощения за такое объемное описание правил. На самом деле я даже:

— не упомянул об использовании общего игрового поля — миплы, выставленные на него, не возвращаются при устройстве лагеря, и забрать их обратно можно только с помощью специального действия;

— не рассказал подробнее о замечательной синергии карт — при получении ресурсов учитываются соответствующие значки на картах, причем не только на своих, но и на соседских; есть возможность сброса за скидку и пр.;

— не стал вдаваться в детали перемещения по треку — перемещение по рекам и горам драматически различается, так как требуются различные ресурсы, а скорость в горах ниже, потому штрафные «откаты» назад становятся опаснее;

но этот пересказ был необходим для понимания следующего вывода.

Несмотря на очевидную механику воркерплейсмента и чуть менее очевидную механику декбилдинга, «Экспедиция» при попытке проанализировать игровой процесс с высоты птичьего полета вызывает самые стойкие ассоциации с великой Race for the Galaxy. Полагаю, всем любителям RFTG знакомо это чувство неуверенности в первые ходы, когда, разглядывая пришедшие карты, ты более-менее осмысленно и чуть в меньшей степени интуитивно пытаешься нащупать то направление развития, которое должно будет принести тебе много-много победных очков и заставить соперников рыдать от зависти. Внезапный уход в производство при стартовых бонусах к войне, выкладывание двенадцатой карты и выгребание остатка жетонов к всеобщему ужасу соперников — это бесценно. Так вот, после первого десятка партий (а с хорошими соперниками и гораздо раньше) игрок в RFTG понимает, что игра по сути состоит из двух частей:

1) Выстраивание «движка» — выкладывание комбинации карт, стабильно приносящей тебе победные очки и позволяющей развиваться;

2) Использование этого движка до победного (если соперник не окажется смышленнее и проворнее) финала.

Игру в Lewis and Clark тоже можно свести к этим двум составляющим. На первых порах игроки озабочены не столько продвижением, сколько улучшением своей колоды, своей экспедиции, тогда как по мере продвижения к Тихому океану ты понимаешь, насколько критичным может оказаться каждый лишний ход. Этому способствует и трек, так как первая половина путешествия проходит на реке, по которой можно быстро и легко продвигаться вперед (можно расслабиться и экспериментировать с колодой и загрузкой лодок), тогда как во второй половине игра устраивает гонку по горам и проверяет собранный движок на гибкость (чуть по реке, а потом резко горы, а потом опять река). Это действительно гонка в том же смысле, что и Race for the Galaxy: это соревнование на оптимизацию движка. Притом — и это, я считаю, огромный плюс — движок динамичен, это не просто выложенные на стол карты, это задачка по их комбинированию, которую приходится решать заново каждый цикл. Одна и та же карта сперва может использоваться для активации другой карты, а в следующий раз уже ее будут активировать, чтобы получить ресурс для использования третьей карты. Можно собрать колоду, работающую на одном ресурсе, и выкинуть с руки лишние карты, можно играть через сбор и использование индейцев-миплов, можно создать универсальную «машину смерти», а можно вовремя купить сильную карту и сделать финальный рывок. Комбинаторика в лучшем виде. Это очень, очень круто.

При всем при этом игра совершенно не сложна для освоения. Просто правила надо как всегда рассказывать с конца. Проблемы возникают в основном с инфографикой на картах: если со стартовой колодой все ясно (командир, позволяющий передвигаться по треку; переводчик для манипулирования индейцами и четыре добытчика ресурсов), то действия докупаемых из дисплея карт нужно вычитывать в рулбуке (привет, «Труа»), чтобы потихоньку начать понимать логику их обозначения. Взаимодействия между игроками в игре немного — можно выкупить вкусную карту раньше соперника, занять действие на общем поле, воспользоваться чужим действием или использовать чужую фишку разведчика для скачка по треку (по правилам, две фишки не могут находиться на одном делении трека, так что активный разведчик перемещается на первое свободное поле вперед — при движении, ну или назад — при отсчете штрафов при устройстве лагеря). Плюс, как я уже чуть выше упоминал, чужие карты учитываются при получении ресурса. Соответственно, при игре вдвоем проблем с занятием мест на поле меньше, а вот зависимость от сыгранных соперником карт для получения ресурсов выше. По идее, с ростом количества игроков весы баланса перекашивает обратно. Буду пробовать. И, да, если кто не понял, это евро с минимумом случайности. Никаких внезапных событий и чудесных бросков кубиков. Увы и ура.

Lewis and Clark - comic

Это мой тип игры. Не слишком сложные, с изрядной долей пасьянсности (простите меня, дяди Розенталь и Лотман), броско оформленные евромеханики с остроумной и очень удачной тематикой. Снимаю шляпу перед руководством Ludonaute: автор признавался, что изначально игра была про товарообмен в пасторальной европейской деревеньке, а издатели настояли на смене темы. И, разумеется, надо похвалить Винсена Дютрэ — лично для меня игру сделал именно он, так как в список хотелок она попала не из-за классных механик или даже интересной темы, а из-за голубого-голубого миядзаковского неба и пляшущих индейцев. А крутая начинка — ну, это был приятный бонус.

Некоторые несознательные товарищи высказывают предложения, что, мол, было бы нелишним издать игру в России. Действительно, она вполне отвечает политике многих российских издательств: не по-русски в игре написаны только правила, названия на игровом поле и имена путешественников на картах. Но, господа несознательные, тематика. История экспедиции Льюиса и Кларка чужда нашим потребителям. Если бы передо мной стояла задача продать игру в России, я бы сменил ей тематику, скажем, на покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем или на поход учителя географии Витуса Служкина из одноименных книги (неплохой) и фильма (хорошего) «Географ глобус пропил». Тем более, что режиссер экранизации Александр Велединский чем-то неуловимо смахивает на заслуженного индейского вождя, так что внутренняя связь обнаруживается.

Lewis and Clark - Red Crow

Кроме шуток — будь издатели еще чуть дальновиднее, они бы, возможно, не привязывались к конкретной экспедиции, и вместо конкретных Эбенезера Таттла и Мериуэзера Льюиса изобрели бы кого-нибудь менее конкретного, с небритостью, в помятой шляпе и с кнутом, чтобы затем превратить игру в свой свечн... Ticket to Ride и выпускать новые карты приключений. Хочется, чтобы тема развивалась, хочется новых, нелинейных маршрутов путешествий.  Не поймите превратно — с реиграбельностью у игры все в полном порядке, так как за партию ты видишь лишь небольшую часть колоды доступных для покупки карт, плюс в комплекте с игрой идут жетоны для изменения конфигурации трека (можно добавить гор или напротив, превратить их в речную гладь). Просто Lewis and Clark настолько хороша, что искренне желаешь издательству успеха. Ведь эти люди ухитрились оживить давно уже похороненную (и любимую с детства) форму кинь-двинек, превратив ее в увлекательную современную игру.

Спасибо.

Lewis and Clark - GGP

Игры:

автор

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 2)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
22 to “Впечатления от настольной игры Lewis and Clark: The Expedition”
  1. Если смотришь американские фильмы, то дама с именем Sacagawea (http://en.wikipedia.org/wiki/Sacagawea) часто упоминается в связи и без.

    За обзор спасибо. Жаль на Эссене не поиграл.

  2. SSS,

    В игре в виде карт присутствуют и Шарбонно (в стартовой колоде), и Сакагавея (очень, очень мощная карта) и, насколько я понимаю, почти все, упоминавшиеся или участвовавшие в экспедиции. Отыграл уже несколько партий на двоих — ну очень круто, реально работают разные стратегии, реально по-другому проходит игра в зависимости от доступных карт. Нравится все больше и больше. Разок, правда, игра показала и козью морду — с вдумчивыми соперниками даунтайм может быть приличным, особенно если они с «большой рукой» играют. Хотя с женой сейчас в час-полтора вполне укладываемся.

  3. Ай

  4. Aganov,

    Надо брать!

    Никто кстати не мешает им выпустить продолжение в стиле Каверны — те же щи, но в другой тарелке

  5. Ай, маладэс! Ай, батоно! Какой абзор написал!

    То что нужно! Однозначно в шкаф!

    Таки не страшно, что игра привязана к конкретному путешествию. По сходной механике можно ведь настрогать кучу экспедиций, со своим блэкджеком и куртизанками. И сделать серию игр. Как, к примеру, у Космоса, серия игр по литературным произведениям.

  6. Aganov,

    вдумчивые соперники, они такие, от игры не зависят 🙂

  7. SSS,

    Я бы как-нибудь в Москов притащил, только нужно собраться с духом и доехать до ваших палестин.

    martinyman,

    Спасибо, очень рад. Игра реально хорошая, жене очень нравится, а она у меня привереда %)

    Dr. Nik,

    Да получилось интересно — играли с лучшим другом (он в первый раз, я — во второй), а он офигенный игрок, может минуту-другую чесать репу, а потом выдать что-то страшное. И в итоге с объяснением правил и медленной раскачкой что-то неприличное по времени вышло. Часа два или около того. Но он играл с набором большой колоды и экспедиции, а я как всегда ударился в минимализм. Ну, думаю, я ж такой опытный, а он заигрался, увлекся. И самым классным было то, что его стратегия реально сработала, и он опередил меня на самом финише. Очень понравилась партия.

  8. «По следам группы Дятлова», хоррор

    «Афанасий Никитин против Марко Поло», история

    «Догнать и перегнать Филеаса Фогга», приключения

    «Поезд Россия (Москва-Владивосток)», реализм (спонсор — РЖД)

    «Дороги Дюны», фантастика

    «Хоббит. Туда и обратно», эротическое фэнтези

    «По диким степям Забайкалья», криминал

  9. Уф. Весь день читал))

    По тематике дальше разве что освоение Африки. Приятно что языконезависимая. Есть шанс приобщиться.

    А на какую из игр она ещё смахивает пусть и отдаленно?

  10. Aganov,

    Как в той рекламе — «возьми и сделай»:)))

  11. Как тот самый «несознательный товарищ», хочу сказать — нет, спасибо! Оставьте всё как есть. Не горю я сплавлять на надувных лодках бухого Хабенского, )) хотя фильм мне и понравился.

    За обзор большое спасибо. Совсем другое дело. Не сравнить с тем, что опубликовали недавно на http://www.boardgamer.ru Я пока в игру к сожалению не играл, но ту самую механику с комбинаторикой разглядел сразу и это именно тот элемент, который мне так нравится в хороших еврогеймах.

  12. Подозреваю что игра куплена у Zeus'а 😉

    И где обещанное: http://tesera.ru/new/345723/comments/#post347320

  13. Да, вот теперь кусаю локти! Переиздание только в марте =(((

  14. ArMikael: Не сравнить с тем, что опубликовали недавно на www.boardgamer.ru

    Там, как мне показалось, писал человек, который разок сыграл в нее у кого-то, причем правила ему напел Рабинович, уж больно много ошибок.

    Journeyman: И где обещанное: tesera.ru/new/345723/comments/#post347320

    Ну, собственно, идея с редизайном игры под «Географа». Хотел сделать стартовую колоду с персонажами фильма, уж больно многое хорошо ложится на тему, но не нашел ни приличных сканов карт, ни толковых кадров. Как-нибудь добью, а пока только вон, набросок в конце.

    Journeyman: Подозреваю что игра куплена у Zeus'а 😉

    Ага, спасибо ему большое.

    Zeus: Да, вот теперь кусаю локти! Переиздание только в марте =(((

    Ну я всегда буду рад сыграть. И ессиче — в РИС не захаживаешь?

  15. Aganov,

    Тогда не Географа, а Парму;))

  16. отличный обзор!

    Вот уж разрекламировал так разрекламировал)

  17. Отличный обзор, игра тоже))) Я в неё влюбилась с первого раза. Теперь так руки чешутся поиграть, да вот дала приятелю на поиграть и видеообзор сделать, эх... неизвестно ещё когда увидимся :((

  18. Все с правилами норм, извиняться не за что, я с удовольствием прочитал.

    И тоже заинтересовался игрой. Все ее сейчас хвалят. Надо брать что ли?.. =)

  19. scafandr,

    Бери-бери, пока все ругать не начали 😉

  20. Journeyman: Бери-бери, пока все ругать не начали 😉

    Ну за шо ругать — это по сути классическое евро с системой обмена шила на мыло, а мыла на ПО. Просто все настолько круто оформлено, что это не вымораживает и даже кажется тематичным, ну и менеджмент доступных действий отличный. Если евро еще не надоели, и от игры не ждать приключений Индианы Джонса — то попрёт. Ну и я бы не стал рисковать раскладывать игру впятером в компании любителей поломать голову — даунтайм может стать неприличным.

  21. Спасибо за обзор.

  22. Правила на русском у кого-нибудь есть?

Прокомментировать




Subscribe without commenting