Главная страница » Варгеймы Настольные игры »

Военный субботник. Отчет

Оцени статью: 12345 (Ещё нет оценок)
Загрузка...

На фоне моего нынешнего увлечения продукцией GMT Games и смежной ей, в эту субботу удалось погрузиться в игры с «фишечками и каунтерами» в полной мере. Но, обо всём по порядку! 🙂

Буквально месяц назад мне впервые в жизни свезло сыграть в point-2-point wargame Ганнибал: Рим против Карфагена. Семичасовая партия пролетела незаметно, и все семь часов были наполнены совершенно ураганной динамикой (но это тема отдельной статьи). Богатство и разнообразие сюжетных поворотов заставило меня более внимательно присмотреться в этот сегмент настольных игр. Несмотря на то, что в Ганнибале система сражений сделана весьма гармонично игрой в игре, хотелось найти такую игру, которая позволила бы поучаствовать в таком сражении более близко — управлять передвижениями и боевыми действиями отрядов, формаций, войск. После анализа форума о варгеймах и BGG, взгляд остановился на Ancient Battles Deluxe от Victory Point Games — небольшой компании, которая занимается фактически качественным PnP собственных разработок и распечатывает тираж по факту покупки.

Игра хороша тем, что позволяет разыгрывать сценарии от древности (самый ранний сценарий — избитая битва египтян с хеттами при Кадеше, 1288 г. до н.э.) до пороховой эпохи (самое крайнее сражение — битва при Чериньоле в 1503 г. н.э.) за счет того, что все юниты представлены не конкретными историческими, а абстрактными типовыми формированиями: средняя пехота, легкая конница, тяжелые лучники и т.п. (всего 21 вид!). Со всеми аддонами в игре представлено 6 игровых полей с нанесенным ландшафтом — разные битвы будут происходить в разных частях полей + одно пустое поле с отдельными тайлами ландшафта для создания собственных полей сражений. Всего в игре 72 сценария, что устремляет реиграбельность к бесконечно высоким величинам.

Сценарий дает краткую историческую справку о сражении и инструктирует как расставить войска и лагеря. Сам игровой процесс начинается с определения количества доступных командных очков, по которым можно будет производить действия с войсками, а также определением инициативы и выставлении на поле полководцев (на один из отрядов). Игрок, выигравший инициативу, может выбрать кто будет ходить первым.

Игроки по очереди тратят командные очки, пытаясь эффективно маневрировать на поле боя, чтобы получить преимущество перед рукопашной схваткой. В игре можно активировать как любой отдельный юнит, так и целую формацию. Формацией считается цепочка отрядов, соединенная с полководцем. Вся формация, будучи активированной, должна выполнять один общий приказ — движение, стрельба или сбор. Причем, чтобы двигаться — все отряды формации должны смотреть в одну и ту же сторону на начало движения (но двигаться могут в любую сторону, в том числе, нарушая целостность формации). Стрельба представляет собой попытки нанести урон вражеским отрядам до рукопашного столкновения, а сбор — попытка вернуть целостность строя разбитым отрядам. У каждого отряда есть, так называемая, зона контроля — три фронтальных гекса. Отряд не может передвигаться из одной зоны контроля вражеского отряда в другую — считается что уже завязался бой. Если отряд выходит из зоны контроля в обычный гекс, то он уже не может инициировать рукопашную битву, как и после стрельбы. Если отряд двигается сквозь дружественное подразделение, то оба теряют целостность боевых порядков (переворачиваются на слабую сторону), но при этом, если через соседний отряд движется подразделение легкой пехоты и кавалерии — оно не переворачивается. Я так понимаю, это объясняется тем, что легкие подразделения действовали в рассыпном строю и такое передвижение строй не нарушает.

После всех передвижений начинается рукопашная — игроки по очереди выбирают пару юнитов, находящуюся в боевом соприкосновении, кидают кубики, учитывают модификаторы (за местность, направление удара в тыл/фланг, за наличие командиров) и применяют результаты по таблице. Модификаторы считаются довольно просто.

Битва заканчивается по прошествии определенного числа ходов, после чего подсчитываются победные очки, которые выдаются за обращение в бегство вражеской армии (уровень потерь превысил заданный сценарием), уничтожение вражеского лагеря, доминирование на поле битвы (сила оставшихся на поле отрядов вдвое превышает силу вражеских). Одно очко может бесплатно выдаваться в начале сценария. Я намеренно опускаю некоторые детали игрового процесса, коих здесь довольно много, но выглядят они, на мой вкус, довольно логично, гармонично и органично 🙂

Битва при Лектре

В качестве пробы было разыграно сражение при Лектрах, в котором спартанская армия встретилась с фиванцами в чистом поле. Играя за Фивы, я не знал как в точности происходило это сражение, но, как оказалось впоследствии, действовал довольно исторично, обрушив сначала мощный левый фланг в атаку и, осуществив разгром правого крыла спартанцев, осуществил окружение их центрального блока. Несмотря на то, что сценарий выглядит простенько, в нем есть над чем подумать — где располагать лидеров, когда кого двигать и куда. Когда начинается рукопашная, формации начинают терять стройность и бой превращается в свалку, поэтому получение преимущества до того, как началась свалка — довольно важный момент. Еще довольно интересный момент в механике, которым удалось воспользоваться — паническое бегства врага. Если уровень потерь вражеской армии превысил заданную норму, то вы можете потратить свое командное очко, чтобы подвигать разбитые вражеские отряды к ближайшему краю поля на полное движение — а значит они могут пробегать мимо своих отрядов, разрушая их стройность, ну и главное — поворачиваются тылом к вашей быстрой кавалерии! 🙂

Как оно было на самом деле

По прошествии первой партии мои впечатления сильно положительные — играть очень интересно и увлекательно. Я подумал, что эту боевую систему можно даже перенести в какую-нибудь гранд-кампанию по Ганнибалу и проводить там бои не картами, а набирать на очки армии и драться по упрощенной Ancient Battles! На очереди на пробу SPQR и Men of Iron.

Рукопашная


Конец сражения. Разгром и отступление

Три партии в Маневр пролетели быстро и захватывающе. В двух схлестнулись французы и англичане, а в другой пруссаки с русскими. Игровой процесс происходит посредством поочередного передвижения войск игроками с целью захвата удобных плацдармов для обороны и последующего наступления. В игре можно победить за счет уничтожения пяти (из восьми) вражеских отрядов, либо контролируя больше областей на чужой половине поля, нежели враг контролирует на вашей после прокрутки обеих колод. Двигать можно кого угодно, а вот чтоб проломить как следует — на руках должна быть хотя бы одна карта того полка, который будет пробивать. При том, что на руках единовременно может быть всего 5 карт — иметь потенциал атаковать всеми юнитами совершенно невозможно. Таким образом, вы в основном маневрируете, чтобы вывести на решающий удар те отряды, которые могут ударить, двигая некоторые отряды для отвлечения или блефа.

Начало партии

В этой игре много составляющих победы. Прежде всего, если вам  выпало составлять игровое поле, то надо стараться делать «ни себе, ни людям», иначе соперник может с легкостью воспользоваться несбалансированной картой. Ну и менеджмент карт на руке — центральная проблема, при этом путей к ее решению есть немало. Рандом присутствует на кубах и на приходе карт. Но в начале хода карты можно сбрасывать в любом количестве и добирать до 5-ти, то есть у вас всегда будут карты для атаки тем или иным юнитом, и расставляетесь в начале партии уже зная свои карты. Рандом на кубах компенсируется координированными атаками, накидыванием дополнительных атакующих карт и тем, что направление отступления детерминировано и из этой информации можно извлекать преимущество. Приятный варгейм-филлер, играть в который не надоедает.

Боевые карты

Dominant Species стала настоящим открытием. От такого разнообразия возможных вариантов действий и путей развития просто разбегались глаза. Партию играли вчетвером. По началу амфибии просто жгли напалмом — три гена воды + постоянно выходившие жетоны воды на треки изобилия делали их доминирующими на многих областях, что, в свою очередь, провоцировало массовый геноцид этих милых существ со стороны других зверюшек. Правда, многим показалось, что некоторые карты доминирования имеют просто убер-эффекты и могут переломить исход партии, независимо от выстраиваемой стратегии. Я не готов это оспорить или согласиться, т.к. играл всего один раз. Но мне кажется, стратегия должна в некоторой мере опираться на желание сыграть эти карты самому 🙂 Еще отмечу, что у нас практически не использовалось действие «миграция», т.к. по ощущением оно казалось замедлением развития — тратишь действие, при этом на поле ничего не выходит. Но в конце перед последним скорингом оно было довольно уместным и применялось эффективно.

Также удалось сыграть в простой, но довольно интересный военный филлер — Tank on Tank. Игра представляет собой абстрактные танковые стычки времен Второй Мировой. В каждом раунде игроку выделяется определенное количество очков действий, на которые он может двигать свои отряды, стрелять ими, либо производить обычные отряды в командующие. Интрига подогревается тем, что очки действия за вас вытаскиевает соперник, и только он знает сколько их будет отведено на этот ход (всего может быть от 2-х до 4-х). Таким образом, сделав два действия вы спрашиваете его — можно ли выполнить еще одно. Поскольку главенствующую роль в этой игре играет маневр — необходимо стараться располагать свои войска таким образом, чтобы получать огневые бонусы, то такой подход заставляет планировать свои передвижения с одной стороны и иногда рисковать с другой. У каждого отряда есть параметры «дистанция огня-броня--движение». Чтобы вынести вражеский танк нужно на 2d6 выкинуть или превысить значение брони вражеского танка, при этом вы получаете бонус +1 за каждый участвующий в стрельбе союзный отряд и еще +1, если хотя бы один отряд ведет стрельбу по вражескому тылу. Некоторые юниты на поле — командующие. Активировав такой юнит всего одним очком действия для движения, можно активировать все соседние к нему юниты — особенно полезно это в начале, когда нужно вывести войска в предполагаемые районы основной операции (хотя это громко сказано :), а затем уже можно ими маневрировать по отдельности. Победа достигается либо полным уничтожением вражеских сил, либо удержанием контрольных точек к определенному ходу.

Брат на Брата, Танк об Танк, Ноги об Асфальт!

Мы разыграли самый первый сценарий, где участвует несколько Шерманов и Вольверин со стороны союзников, и несколько «четверок» и пара «тигров» с немецкой. У союзной армии чуть по-лучше показатели маневренности, а у немцев в броне. Я хотел закрепиться у деревни слева на холмах, которые прибавляют дальность стрельбы и оттуда наносить дерзкие удары дальнобойными Вольверинами, чтобы затем дерзко контратаковать наступающего разозленного противника. На деле, как водится, всё вышло совсем не так — прятавшийся в лесу «тигр» выежал, чтобы дать залп и укокошил несколько моих машин до того, как сгорел сам и сил на контратаку уже не хватило. В общем, удалось прочувствовать, что американцами на рожон лучше не лезть 🙂 Вообще приятная, веселая и быстрая игра, которую можно разложить в обеденном перерыве, благо коробочка маленькая и можно с собой везде носить! 🙂

 

автор

Оцени статью: 12345 (Ещё нет оценок)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
18 to “Военный субботник. Отчет”
  1. Спасибо! Не обзор, а просто песня какая то! =) Заинтересовали все упомянутые игры.

    Не подскажете, чудесная хардкорщина от Victory Point и «Танк на танк» где приобретались?

  2. BrazUno,

    Рад, что заинтересовало! Ancient Battles Deluxe заказывал у них на сайте вместе с Bulge 20 и Battle for Moscow: http://victorypointgames.com/

    Tank on Tank заказывал через издателя — http://www.locknloadgame.com/_store/ , но он есть в наличии на http://wargamedepot.com

  3. Спасибо, интересно, жду отзывов о Ганнибале))

  4. Хороший отчет, Manoeuvre напомнили Panzer General. Т.к. свой Панзер мы продали, захотелось себе Маневров, единственное, что не нравится — это иллюстрации на картах отрядов.

  5. про Dominant Species хотелось, конечно, более подробно

  6. Dr. Nik,

    Надо еще сыграть — по одной партии не готов, слишком много всего наворочено. Да и желающих ее разложить поубавилось((

  7. Тоже всё заинтересовало.

    Хочется обзорчик по Tank on Tank почитать!

    Можешь сделать? 🙂

    А то дома всё большие коробки, надо бы дополнить их «военным филлером».

  8. Ser Vershitel,

    Игра настолько простая, что в принципе добавить к тому описательному абзацу особо и нечего — двигай танки, кидай кубы 🙂

  9. MoriQuessir: Ser Vershitel,Игра настолько простая, что в принципе добавить к тому описательному абзацу особо и нечего – двигай танки, кидай кубы

    Так может ПнП сделать? 🙂

    Чтобы не заморачиваться с заказом из-за бугра.

  10. Спасибо за обзор!

    Kron,

    Да, дизайн по-военному аскетичный, но вполне приемлемый.

    Привязка карт и жетонов отрядов — через название подразделения и там, и там. Вполне играбельно. Хорошая игра.

  11. Очень позитивно!

    Действительно, хочется больше подробностей о Ганнибале, стоит ли потратить 7 часов жизни на это?

  12. Michael,

    Кто бы со мной в него сыграл еще разок!))

  13. MoriQuessir,

    ну если меня на 7 часов отпустят, то можно на субботнике повторить. Только я за быструю игру: 7-мичасовку за 2 часа! 🙂

  14. Я ждал этого отчёта почти месяц. Отлично! Прочитал с большим удовольствием!

  15. Если нужна будет компания в Ганнибала, то я за.

  16. Очень интересно все описано!

    Dominant Species — я при случае готов, только как-то мы в последнее время редко пересекаемся 🙁

    И вообще — твое увлечение военными играми меня радует, я и сам в последнее время в их сторону смотрю. Правда пока все больше вот именно что смотрю, поиграть редко получается. И 7 часов — для меня это все же черезчур. Часа 3-4 — это более реально для меня.

  17. MakVlad,

    Спасибо, Максим! Ждал отзыва от матёрого варгеймера!)

    magnitt,

    Миш, спасибо! Военные игры это реально глоток свежего воздуха в плане геймплея и взаимодействия. Стараюсь гармонично совмещать три настольных направления 🙂

    Все-таки 7 часов было с куче НО — фактор первой партии, порой сверх затяжные раздумья над ходом, которые в принципе никому не нужны и их вполне реально исключить, если понимать, что такие раздумья несколько кранят (у Макса научился) игру. Я уверен, что время партии запросто ужимается раза в полтора, а может и больше.

    Я уже знаю 4-х человек, жаждущих поиграть в Доминант: мы с тобой, Лена и мой товарищ Алексей, который злоупотребляет днями рождений, но обещает начать выбираться поиграть 🙂

  18. Очень-очень хочется почитать о Доминирующих видах.

Прокомментировать




Subscribe without commenting