Главная страница » Варгеймы Настольные игры »

Field Commander: Napoleon — Vive la France!

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 1)
Загрузка...

Не секрет, что в нашей стране соло-настолки сильно дискредитированы (надеюсь, я правильно применил это слово) и образ соло-настольщика неразрывно связан с настольным дном. Но не сегодня! Потому что сегодня я расскажу вам об игре, которая в мгновение ока превратит вас из стандартного одинокого настольного неудачника :alone: в утонченного ценителя настольных игр :sir:. Для этого понадобится пафосная классическая музыка, барабан (чтобы пафосно класть на него 1 ногу), ну и коробка с Field Commander: Napoleon. Как дополнительный скилл (в целях получения большего удовольствия от игры) желательно выучить фразу из заголовка статьи и драматично проговаривать ее в ключевых моментах партии 😉

 

Field Cpmmander: Napoleon

Field Cpmmander: Napoleon

Field Commander: Napoleon это третья игра в линейке Field Commander – стратегических (интересно, а бывают вообще соло-варгеймы тактического уровня) соло варгеймов, где игрок выступает в роли великого полководца своего времени. Так случилось, что с играми этой серии я знакомлюсь в обратном порядке. На момент написания статьи я отыграл все кампании за Наполеона, 2 кампании за Александра Македонского, а Роммель еще только едет ко мне.

Как можно понять из названия, игра о Наполеоне и его военных кампаниях. В игре есть 11 кампаний, которые отыгрываются на 7 отдельных картах. Почему карт меньше чем кампаний? Потому что Наполеон любил воевать и воевал по нескольку раз в Италии, Австрии, Пруссии. Среди кампаний есть и Египетская, где Наполеон хотел пошатнуть влияние англичан; и Испанская, где Наполеон впервые столкнулся с тогда еще никому непонятной партизанской войной; и конечно же Русская, где Наполеон потерял свою великую армию. Есть и кампания о триумфальном возвращении Наполеона, закончившаяся битвой при Ватерлоо.

Каунтеры

Каунтеры

Если вы любите варгеймы, то вы по достоинству оцените компоненты Field Commander: Napoleon. Хотя если вы действительно любите варгеймы, то вам наверное уже глубоко безразлично качество компонентов. Кроме шуток, качество на высоком уровне даже для обычных настолок. Каунтеры из очень плотного картона. Карты на толстой основе и разворачиваются как книжки. Поле сражений только подкачало – оно просто из плотной глянцевой бумаги. Собственно это все компоненты: карты кампаний, поле для отыгрыша сражений и каунтеры войск и прочего. Правда, каунтеров несколько сотен. Для кампании каждого года существует отдельный набор войск, которые нужны только для нее. Поэтому можете представить мое отчаяние, когда я рассортировал все каунтеры по нациям и только потом, начав читать правила, понял, что надо было сортировать по годам (на каждом отряде написано в кампании какого года он участвует).

Действие каждой кампании происходит, на специально для нее предназначенной карте.На некоторых картах проходят кампании разных лет (например, вторжение союзников во Францию в 1814 и взятие ими Парижа, и кампания 100 дней 1815 года проходят на 1 карте Франции). На каждой карте для каждой кампании описана стартовая расстановка и дополнительные условия кампании (например, в Египетской кампании игрок получает штраф при передвижении больших частей армии из-за тяжелых условий). Большинство кампаний сводятся к тому, что игрок должен захватить ключевые объекты за определенное количество ходов. Если игрок умудряется выполнить задачу кампании раньше, то он получает больше очков, а заодно и видит, справился с задачей он лучше, также или хуже чем сам Наполеон.

Карта кампании

Карта кампании

Действия игрока на стратегической карте крайне просты. Подвигал войска в соседнюю область, провел сражения, подвигал еще (но уже за очки снабжения), провел опять сражения, получил очки снабжения (в каждой кампании они получаются по-разному), потратил очки снабжения (нанял рекрутов, укрепил захваченные города, оставил для марш броска на следующем ходу). Все немного интереснее с действиями оппонента. Игра ведь соло, поэтому должен быть некоторый ИИ (искусственный интеллект), который управляет войсками врагов Франции. И он есть. 1d10. Для каждой группы войск противника бросается куб, добавляется модификатор за потраченные им очки снабжения(да, у противника тоже есть очки снабжения) и выполняется действие по таблице приказов (которая своя для каждой кампании). В итоге с одной стороны получаем оппонента, который может совершать порой дурацкие действия (отступить превосходящей армией, напасть жалкой горсткой солдат на основные силы игрока). Но с другой стороны он может и необычно удивить прорывом к слабоукрепленному городу в тылу, отступлением и объединением с основными силами, отсиживанием в укрепленном городе. И мне это нравится! Видя его не всегда разумные действия я представляю ту панику и нескоординированность, которая охватывала в то время австрийских, прусских и русских военных, при виде наступающей армии Наполеона. А еще это дает большую реиграбельность (я начал проходить все кампании по второму разу).

Но действия на стратегической карте это еще не все. Каждое сражение переносит все войска на поле боя со своими правилами. Перед каждым сражением происходит довольно забавный бросок 1d10, который называется fog of war. Его результат влияет на конкретное сражение (+1 отряд у врага, в сражении участвует французский отряд с любой другой локации) или на саму игровую ситуацию глобально (+2 очка снабжения, 1 урон случайному французскому гарнизону в городе). Ох, сколько сражений проходили не так как я планировал из-за этого броска! Но он все равно мне нравится, ибо он также, как и бросок на действия оппонента, придает непредсказуемость и неповторимость партии.

Эпичная битва подошла к концу

Эпичная битва подошла к концу

Перед каждым ходом сражения (кстати, продолжительность сражения тоже определяется fog of war броском) игрок выбирает специальные приказы для своих войск и случайно выбирает приказы для войск противника. В каждой кампании указано, сколько спец приказов тянется за войска противника (в основном от 2х до 4х). Войска не получившие спец приказы выполняют стандартные приказы движения и атаки. Для французов все несколько иначе. В каждой кампании есть каунтер самого Наполеона, который передвигается вместе с войсками. Если Наполеон присутствует в сражении, то количество спец приказов равно числу на его токене (в первых кампаниях это обычно 2; на пике карьеры число доходит до 4х; в последних французских кампаниях, когда Наполеону удавалось со значительно уступающими в численности войсками одерживать победы над войсками союзников, количество приказов тоже довольно высоко). Без Наполеона французы сражаются довольно посредственно и имеют всего 1 спец приказ (когда союзники призвали на помощь опального генерала Моро, то он советовал вести сражения с теми частями армии, где нет Наполеона. Жаль, что он в скором времени был убит в сражении ядром из пушки, направленной на него якобы самим императором).

Поле боя состоит из 6 зон, атаковать врага войска могут в той же зоне (рукопашная атака) либо в соседней (стрельба). Спец приказы добавляют различные модификаторы к атаке или позволяют двигаться и атаковать. Но отдать приказ еще не все. Отряд должен его выполнить. Для этого он должен пройти проверку на командование (у каждого отряда она своя) путем броска 1d10. Рандом! Не совсем. У отряда есть 2 построения (линия и колонна), которые он может менять в процессе сражения. Большинство приказов имеют условия в стиле «если отряд в линии/колонне, то проверка на командование не нужна». Из этого получается интересная и довольно логичная система, где приказы передвижения лучше выполнять в колонне, а приказы стрельбы – в линии.

Знаете, я хоть и не большой знаток сражений той эпохи, но я всегда верил, что огневая мощь это еще не все, и что мораль играет важную роль. В Field Commander: Napoleon это реализовано хоть и несложно, но довольно интересно. Если отряд перемещается в зону, где находится отряд врага, то враг должен пройти проверку на мораль. В случае провала отряд получает 1 урон (у пехоты всего 2 хита, у кавалерии 1) и отступает. То есть приказом движения, по сути, тоже можно наносить урон врагу. Здесь как нельзя кстати у меня всплывают всевозможные красивые выражения «отбросить врага», «сломать его строй» и т д. Ну и конечно же сражение ведется не на полное уничтожение (хотя оно конечно приветствуется). Если в какой-то момент Х наблюдается 3хкратное превосходство в силе, то проигрывающая сторона просто вместо всех приказов начинает отступать.

 

Начало Египетской кампании

Начало Египетской кампании

Помимо спец приказов в арсенале Наполеона есть и способности (insight), которые могут быть применены, если он участвует в сражении. В отличие от приказов они более глобально влияют на сражение. Здесь и инженеры (эффективны при взятии крепостей с гарнизонами и орудиями), и кавалерийская атака в тыл (крайне эффективна, но требует проверку на навык для ее запуска), и умелое использование рельефа (позволяет изменить расстановку сил противника), и возможность увеличить/уменьшить продолжительность сражения. Все это в сумме дает отличный тактический потенциал, при этом оставляя саму игру варгеймом стратегического уровня, а сражения преподнося как интересные задачки на минимизацию потерь.

Противник в сражениях ведет себя по-разному. Если у него большая армия, то она будет неповоротлива и очень предсказуема. Спец приказов, которые тянутся случайно, мало, а войск много – войска без спец приказов просто прут на игрока. Но вот если армия противника состоит из отрядов, численно равных лимиту приказов, то такие сражения уже тяжеловато выиграть без значимых потерь. Мне нравится и это. Наверняка, таким образом симулируется тяжесть управления и согласованных действий большой армией.

Токен войск

Токен войск

Для меня игра стала лучшей соло игрой, в которую я играл. Также она пробудила у меня уже почти заснувший детский интерес к истории, к военным походам Наполеона. Я отыграл уже все 11 кампаний и начал проходить их по второму разу, дабы пройти все лучше, чем Наполеон ^_^

Но вот странно одно. Среди доводов против соло игр частенько приводится что-то вроде «Да зачем играть с автоматизированным противником, можно же просто на компе поиграть. Оно и быстрее и проще – не надо за него все считать и вычислять». Смысл в этом возможно есть, но я ловлю себя на мысли, что в подобную реализацию или просто историческую игру на компьютере я бы даже не стал играть. А настольный вариант – это совсем другое, другие чувства, ощущение какого-то умиротворения что ли. По крайней мере, у меня лично такие от Field Commander: Napoleon.

автор

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 1)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
15 to “Field Commander: Napoleon — Vive la France!”
  1. «интересно, а бывают вообще соло-варгеймы тактического уровня»

    бывают, Ambush!, например

  2. Классно написано, как всегда! Игра тоже заинтересовала. 🙂

  3. Варгеймеры захватывают сайт =)

    Классная статья! А на сколько сложный Наполеон?

  4. Dr. Nik, Спасибо за наводку. Выглядит интересно, жаль что сейчас уже поди не достать :okay:

    magnitt, Спасибо, Миш. Рад, что игра заинтересовала

    Kron, Да пора уже ресурс Варгейммания называть 😛

    Игра вроде и не сложная. По крайней мере она мне такой видится после отыгрывания всех кампаний.

  5. супер! спасибо!

    я до своего никак не доберусь, только жетоны повыдавливал 🙂

  6. Спасибо за статью. Мне все же кажется, что соло игры сровни алкоголизму- последняя степень зависимости 🙂

    Леш, а отличий от Александра очень много?

  7. Michael,

    Да я уже тогда давно не настолкоман, а настолкоголик :yao:

    Отличий от Александра прилично. Но это скорее у Александра больше отличий от Наполеона и Роммеля. Он... более приключенческий что ли — армия Александра просто путешествует по карте 1 токеном. Но я надеюсь напишу и про него обзор.

  8. Отлично! Круг любителей серии Field Commander растёт! Замечательный обзор! Его надо на Тесеру, к страничке игры прицепить.

  9. Да, ещё есть вопросы: как я понял, удалось пройти игру с одного присеста?

    Какие сценарии показались самыми трудными? Самыми интересными?

  10. MakVlad, Ну не прям с одного присеста, а в течение месяцев 5 🙂

    Самой трудной показалась Египетская кампания, хотя возможно я тогда был просто еще неопытен.

    Интересены мне были все сценарии. Особо запомнились Испанская кампания (по 1 отряду в разных точках карты, и нужно продержаться до прихода Наполеона с основной армией), Русская кампания (вначале снабжение идет хорошо, но потом просто ужас. Я конечно победил, но как потом выяснилось я обманул игру и на самом деле это проигрыш :P).

    Австрийские и Прусские кампании конечно немного сливаются из-за того, что на их картах проходят по 2 кампании и особых специфичных деталей в них нет. Но в этом я тоже видел плюс. После всякой Египетско-Испанской экзотики хотелось именно обычной «цивилизованной» войны по базовым правилам, без всяких изысков.

  11. Блин, блин, блин! Я супруге пообещал завязать, хоть на время, а тут ты... Очередной пункт в вишлисте.

  12. DrimDrim: Я конечно победил, но как потом выяснилось я обманул игру и на самом деле это проигрыш

    Я знал :peka:

  13. тактического уровня — Fields of Fire

    И это я скажу Вам — лучшее, что есть для одного человека сейчас (субъективное мнение)

  14. shadow_alex, Спасибо за наводку. Правда карточное поле меня несколько смущает. Помню по той же причине отказался от покупки Frontline: D-Day.

  15. Совершенно верно, в соло-тактике последний крик — Fields of Fire. Правда, правила у него написаны из рук вон. Но вроде подправленный вариант уже выложен, хотя я его ещё не читал.

    Насчёт того, что он лучший, сказать не могу, сам не играл пока. Говорят, что самый реалистичный, но достаточно ли этого, чтобы быть лучшим, не знаю. Хотя Бен Халл — один из моих любимых дизайнеров (за серию Мушкет и Пика).

Прокомментировать




Subscribe without commenting