Главная страница » Настольные игры Обзоры »

Twilight Imperium 3rd Edition — Обзор

Оцени статью: 12345 (4,38 из 5, оценок - 29)
Загрузка...

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd

Twilight Imperium – игра, можно сказать, легендарная. Во всех смыслах этого слова. Любой настольщик, с каким-никаким стажем, что-то слышал о ней. Хорошее ли, плохое ли — неважно. Эту игру знают, эту игру обожают, в эту игру тыкают пальцем и кричат, что в это невозможно играть. Но кто бы что не говорил, лично я заявляю – это лучшая глобальная космическая америтрешевая стратегия на сегодняшний день. Здесь есть всё и даже больше, что нужно человеку, желающему управлять космической цивилизацией, не вставая с дивана и переставляя пластиковые фигурки кораблей по картонной карте космоса.

Первая редакции игры вышла еще в 1997 году, в те времена, когда компания FFG начинала свой подъем на вершины настольно-игровой индустрии. Мы же сегодня будем говорить о последнем эволюционном витке этой игры на этот момент, Twilight Imperium 3rd edition.

Игра глобальная, игра с неустаревающей тематикой, игра красивая и, ко всему прочему, просто хорошая стратегия. Поставляется потребителю в FFG’шном «гробу» - огромной прямоугольной коробке с шикарным оформлением.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (10)Про компоненты от фирмы FFG даже говорить не стоит, они практически идеальны («практически» потому, что идеального ничего не существует). Кроме того, их, как и бывает обычно в таких коробках, очень много. Выше на фото вы можете видеть весь набор миниатюр (включая дополнение) - 504 штуки! Такого сейчас не делают *вздыхаю*. И сейчас мы будем с вами разбираться по ходу дела что, зачем и как это вообще играется.

Первое что мы будем изучать для подготовки к игре – это правила. Они очень объёмны и довольно таки сложны поначалу, все таки сорок четыре страницы текста с иллюстрациями.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (11)После того как проберемся через все многообразие возможностей игры, описанных в книге, и хоть немного поймем о чём там говорится, соберем от 3 до 6 человек на партию (желательно, конечно, играть максимальным составом (который с дополнениями вырастает до 8 человек), но и вчетвером идет хорошо, втроем, лично мне, не понравилась ни разу, но многие не имеют ничего против и такого варианта игры), мы начнем готовиться к игре.

Для начала игра предоставляет вам выбор между десятью различными расами (с дополнениями рас становиться 17). Сказать тут можно только одно: шииикарно! Пришельцы на любой вкус и цвет, причем каждая раса отличается от другой, возможно, не кардинально, но довольно сильно. Кто-то лучше торгует, кто-то воюет, кто-то исследует технологии, кто-то ворует, кто-то пользуется спецспособностями… В общем, настоящего америтрешера, разнообразие очень порадует.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (1)Что особенно классно: на оборотной стороне каждого расового листа написана история расы, ее устои, политика и цели, которые она преследует. Так что не только механически и визуально игра прекрасна, авторы поработали еще и над внутриигровой историей так, что объём текста на оборотных сторонах этих листов превышает объём правил многих игр.

Теперь случайно определяем игрока-спикера (первого игрока), которому выдаем большой жетон «Speaker» и начинаем создавать карту галактик.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (2)Вообще, процесс подготовки к игре довольно длительный: надо разложить все жетончики в легкодоступных местах, раздать всем игрокам фигурки, расставить все это по местам на карте (предварительно созданной игроками), выдать соответствующие карточки технологий, составить колоду заданий и прочая-прочая…

Заключается создание галактики в постепенном построении космоса из гексов, выданных в равном количестве игрокам на руки случайным образом перед партией, вокруг центральной планеты Мекатол Рекс. На этих самых гексах могут быть изображены: пустые участки космоса, от одной до трех планет, α- и β-сингулярности, астероидные поля, туманности, сверхновые и т.д. В общем, все то, что и должно находиться в космосе. Карта создается по определенным правилам (например, нельзя ставить подряд несколько беспланетарных систем), в которые придется вникнуть на этапе изучения рулбука.

В конечном итоге получится что-то типа такого:

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (17)На фотографии начинается игра на четырех участников: об этом мы узнаем по четырем «домашним» гексам участвующих рас по краям карты с желтой каемкой, в которых расставляются начальные юниты каждого игрока, состав коих указан на листе расы.

Карта практически всегда выглядит так, как на фотографии выше. То есть: по центру располагается планета Рекс, а вокруг выстраивается три кольца других гексов. В третьем кольце находятся домашние системы игроков на равном удалении друг от друга. Только на троих и восьмерых игроков карта будет отличаться. На троих: космос резко уменьшается для создания конфликтности, и галактика будет похожа больше на треугольник. На восьмерых же: добавится четвертое кольцо вокруг Мекатол Рекса и начальные планеты игроков будут располагаться именно в нем.

Когда, наконец, космос ляжет на стол правильной геометрической фигурой, а жетоны будут легкодоступны для каждого игрока, начинается собственно игра (хотя игра началась уже на этапе создания карты, так как надо максимально выгодно для себя расположить пришедшие на руку гексы космоса и максимально эффективно поднагадить этими же гексами противникам).

Цель игры: стать самой уважаемой и влиятельной расой в галактике и сесть на трон галактического правителя на центральной планете, Мекатол Рекс. А достигается оно, как обычно, набором победных очков.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (18)Есть колода заданий, которые постепенно открываются в течение игры, и за которые по треку очков бежит флажок вашей расы. Раса, чей флажок первым добежит до отметки «10», объявляется Императорами Всея Галактики. Второй вариант окончания игры – вскрытие из колоды заданий карты «Imperium Rex» (то есть, острая необходимость народов галактики посадить кого бы то ни было на трон и прекратить весь этот бардак в космосе), которая тут же завершает партию. Победителем в этом случае становится игрок с максимальным количеством победных очков.

Колода заданий – основной способ получения очков, но есть и парочка дополнительных. Например, у каждого игрока на руках есть карта секретного задания, выполнив которое, можно получить 2 очка, что очень неплохо. Есть и другие, но о них, если не забуду, будет упомянуто ниже.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (19)На фото  выше мы видим некоторые задания: красные – это секретные задания, одно из которых случайным образом выдается каждому игроку в начале партии, выполнить его довольно сложно; желтые – это самые простые задания, за которые можно получить по одному очку и которые постепенно (одно в год) открываются первые шесть лет игры; синие – это сложные задания, которые открываются в последние годы игры и могут принести от 2-3 очков до победы в игре! В синих заданиях так же замешана карточка ImperiumRex, которая при вскрытии может внезапно закончить игру.

Итак, наша цель – набирать очки. Но цель наших противников точно такая же 😀 Здесь важно оказаться первым, пользуясь любыми способами: задания бываю как мирно характера – накопи столько то ресурсов или столько-то определенных планет, так и не очень мирного – захвати что-то у противника, слетай с «мирной» миссией в гости к противнику.

А теперь о самом процессе завоевания космических просторов

Вся игра делится на раунды (игровые годы). Год делится на три фазы: стратегическую, фазу действий и фазу статуса.

Стратегическая фаза: здесь игроки по часовой стрелке, начиная со спикера, выбирают себе одну из восьми стратегических карт. Эта механика похожа на систему выбора ролей из других игр (Puerto Rico, Race for the Galaxy). Карты эти дадут какой-то бонус в  течение текущего года владельцу и возможность воспользоваться усеченным вариантом бонуса другим игрокам за определенную плату.

Фаза действий: основная фаза, в которую и происходит всё действо игры. Во время нее игроки отдают приказы своим флотилиям о передвижениях, захватывают планеты, строят корабли и занимаются другими будничными делами правителя галактической цивилизации.

Фаза статуса: итоговая фаза, в которой подводятся итоги года, проверяется выполнил ли кто-нибудь задания и совершаются другие необходимые подсчеты и манипуляции.

Первая и третья фазы пролетают буквально за минуту. Вторая же, основная, длится различное количество времени, в зависимости от разворачивающихся действий на карте и «скорости думалки» игроков. Весь экшен происходит именно в фазу действий.

Управление

Всё в игре управляется с помощью отдачи приказов своим юнитам: «летите туда-то», «захватите то-то». Приказы отдаются посредством так называемыми «командных маркеров», картонных треугольников с эмблемой расы на них. Треугольников этих ограниченное количество: 16 на расу. Причем в начале партии каждому игроку выдается всего 8 штук.

При этом треугольники распределяются между тремя зонами на листе расы (пропорция, в которой ваши треугольнички распределятся между этими тремя зонами, остается на совести правителя расы, вас то есть; только в начале игры она задана практически для всех цивилизаций - 2/3/3):

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (12)«Command Pool» — именно с помощью треугольников из этой зоны вы будете отдавать приказы о передвижении ваших войск в космосе и строительстве новых юнитов.

«Fleet Supply» — количество треугольников в этой зоне ограничивает размер вашего флота в каждом отдельном гексе космического пространства.

«Strategy Allocation» — отсюда маркеры тратятся для применения особенностей стратегических карт, отступлений из битв и способностей некоторых рас.

В свой ход игрок, в большинстве случаев, делает выбор между двумя действиями: переместить/построить войска или разыграть стратегическую карту.

Чтобы что-то сделать в определенном гексе галактики, нужно «активировать» его, то есть, положить на него треугольник своей расы из «Command Pool». После чего можно перемещать туда корабли, захватывать там планеты, воевать и строить. После того, как вами активирован какой-то гекс, он становится неактивным для вас до конца года и больше там нельзя совершать никаких действий.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (20)Эта система очень удобна на практике. Особенно это будет заметно тем игрокам, которые играли в более ранние версии Сумеречной Империи. Вдвойне это удобно еще и тем, что ход каждого игрока как бы поделен на серию микродействий: другим участникам игры не приходится ждать одного игрока, который сидит и «тупит», к тому же у каждого будет возможность вмешаться в планы противников.

Здесь же всплывают интересные моменты по стратегическому планированию своего хода: строить сейчас или подождать дополнительного притока ресурсов от торговли; исследовать ли технологию, потратив стратегический маркер, или оставить его для какого-то другого действия; стоит ли приобретать дополнительные треугольники, или влияние потребуется для присоединения планеты… В общем, моментов очень много, это просто надо попробовать, чтобы понять всё богатство выбора.

Розыгрыш стратегической карты (выбранной в начале года) – это отдельное действие, которое дает какие-то хорошие бонусы. Например, позволяет бесплатно исследовать технологию; или же аннексировать близлежащую планету без лишнего шума и войны; или собрать заседание галактического совета, на котором можно будет выдвинуть какой-то закон на голосование, меняющий правила игры.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (15)Всего стратегических карт восемь (с дополнениями появлялись их вариации). Тут стоит упомянуть одну немаловажную деталь: в базовой коробке карточка под номером восемь оказалась самой несбалансированной и неиграбельной, о чем возопили все игроки в 2005 году. Она практически ломала игру. Сразу же были введены всевозможные хоумрулы, меняющие всё в лучшую сторону. Производитель же, очень оперативно (в 2006 году), выпустил дополнение (Twilight Imperium: Shattered Empire), которое оказалось по совместительству еще и патчем к игре. В коробке с дополнением среди прочего богатства лежали новые восемь стратегических карт, правящих баланс и ускоряющие темп партии. Основной интерес, конечно же, представляла собой восьмая карта, которая позволила вздохнуть игрокам с облегчением: наконец-то игра приобрела нужную и завершённую форму.

Тем же, кто не разжился или не собирается разживаться дополнениями, можно просто посоветовать  трактовать текст восьмой карточки по-другому (так как он трактуется в дополнении), и всё будет прекрасно, гарантирую.

Мирно-экономический аспект

Система экономики проста и удобна. Каждая планета имеет два числовых параметра: влияние и ресурсы. Варьируются эти параметры в основном от 0 до 3. Ресурсы нужны для трат на постройку юнитов и исследование технологий. Влияние учитывается во время заседаний Галактического Совета и принятия законов,  и требуется для приобретения дополнительных командных треугольников, которые очень споро расходуются, а восстанавливаются сами по себе очень НЕ быстро. Так же влияние применяется в ряде других случаев, например, при присоединении мирным путем нейтральных планет.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (3)Часть заданий так же требует траты ресурсов и влияния. Так что при планировании всегда стоит держать в голове, что неплохо бы не только штамповать военные корабли, но и подумать о том, что мирному населению галактики тоже требуется ваше внимание (и деньги), а иначе они не будут голосовать за вас на выборах императора (не дадут вам победных очков за задания).

Самое же классное во всей этой системе – это способ траты наших двух ресурсов. При захвате планеты, игрок получает карточку этой планеты, на которой и напечатаны два необходимых значения, например «Ресурсы-1 / Влияние-2». Когда вам требуется что-то потратить (ресурсы или влияние) вы просто переворачиваете карточки планет рубашкой вверх до тех пор, пока не наберете нужную сумму.  Обратно перевернуть карточки можно будет только в конце года. Просто, удобно, гениально.

Кроме ресурсов, «добываемых» на планетах, есть универсальная валюта – товары. Товары – это такие жетончики, хранящиеся на складах игрока (отдельная зона на листе расы в правом верхнем углу). Товары могут выступать как в качестве ресурсов, так и в качестве влияния. Получить же эти прекрасные жетоны можно в основном с помощью торговли с другими расами, заключив торговые соглашения. Делается это посредством стратегической карточки номер 5, «Торговля». У каждой расы свой экономический потенциал и доход от торговли от расы к расе разнится.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (13)Тратить ресурсы можно в основном на изучение технологий и штамповку космических кораблей. О технологиях будет рассказано ниже. А вот про строительство поговорим сейчас. На любой планете можно построить один Космический Док, в котором впоследствии будут производиться все остальные юниты в игре. Количество производимых доком юнитов за раз вычисляется по простой формуле: ресурсная мощь планеты + 2. Например, планета с ресурсным показателем 1, может производить 3 юнита за раз. И, естественно, за каждую произведенную боевую единицу надо заплатить.

И напоследок, есть ограничение на общее количество каждого типа юнитов у игрока. Только Истребители и Пехота могут строиться в неограниченных количествах на протяжении всей игры (в коробке для этого есть картонные жетоны-множители, соответственно для Пехоты и Истребителей). Остальные же юниты ограничены количеством пластиковых миниатюр в коробке.

Военно-захватнический аспект

Тут всё еще шикарнее. Девять типов юнитов в базовой коробке (с дополнениями 11). Боевые Звезды, Линкоры, Крейсера, Эсминцы, Пехота, ПВО, Транспортные корабли, Истребители, Танки, Флагманы и Космические доки. Плюс всё это разбавляется при желании героями-лидерами рас и наёмниками. Если у вас еще не капает слюна, а правая рука не заказывает игру в интернет магазине, то эта игра не для вас =)

Все одиннадцать типов юнитов представлены в игре пластиковыми миниатюрками: на расу приходится более шестидесяти миниатюр. Наборов в базовой коробке шесть. В первом дополнении лежит еще два набора миниатюр.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (16)Каждый юнит обладает своими показателями скорости и атаки. Плюс дополнительными возможностями: Линкоры – корабли с хорошей атакой и тяжелой броней, способные выдержать два попадания и имеющие возможность бомбардировать планеты, Транспортники – могут выступать перевозчиками наземных подразделений, а могут быть авианосцами с истребителями на борту; ПВО ведет огонь по войскам противника с безопасного расстояния и всячески помогает вам обороняться/атаковать, а так же защищает планету от бомбардировок; и т.д.

Система же боя проста до безобразия. У каждого боевого юнита есть показатель атаки, например «7». Чтобы этот юнит попал по противнику нужно выкинуть на десятиграннике число не меньше этого самого показателя. Все отряды, участвующие в конкретной битве, одновременно бросают кубики, подсчитывается число попаданий. Противник должен распределить соответствующее число ран по своим кораблям в битве. Кубикобросательство продолжается до тех пор, пока одна из сторон или не будет полностью уничтожена, или не решит отступить из боя.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (5)Можно сказать, примитив системы боя может вызвать неприязнь у некоторых отдельных личностей, всячески ненавидящих кубики во всех их проявлениях (однако, зачем им играть в такую игру? Кстати, в моем личном окружении есть такой человек. Ненавидит кубики, но Сумеречную Империю обожает). Но по опыту, могу сказать, что в эту игру она идеально вписана.

Технологический аспект

Каждая раса начинает игру с заданным набором технологий (2-4 технологии), но по мере развития может получать доступ к любым другим. Все что для этого нужно – это ресурсы и время. Технологии представлены колодой карт четырех цветов (символизирующих различные направления науки, как то: красная — война, зеленая — биология, желтая — экономика, синяя — энергия). У каждого игрока есть своя собственная такая колода (идентичная другим) из 32 карт (по 8 карт в цвете).

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (8)Каждая карточка – это какое-то новое улучшение. Например, зеленые карты улучшают «биологию» расы: пехота попадает по врагу чаще, реже гибнет, мозги командования работают быстрее (восстановление треугольников идет быстрее), ученые становятся «умнее» и исследуют технологии дешевле и т.д. Синие, энергетические технологии, позволяют быстрее и эффективнее передвигаться кораблям по космосу. Красные улучшают точность, броню, возможности кораблей. Желтые улучшают приток ресурсов, управление производством.

Скажу сразу: за всю партию исследовать, обычно, получиться максимум несколько технологий, ибо процесс это дорогостоящий. Тем более, что подавляющее большинство (26 из 32) технологий требует кроме денег еще и наличие технологий-пререквизитов. То есть, если у вас нет, например, без «Отражателя материи», вы не сможете исследовать «XRD-транспортировку». Так что стоит сразу задуматься, что именно вы хотите получить в технологическом плане и нацеливаться именно на нужную ветку развития.

В последствии, в дополнениях были введены по две расовые технологии на каждую фракцию, которые может исследовать только конкретная раса. Эти две технологии, можно сказать, являются дополнительными особенностями расы с необходимостью их исследования.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (21)На исследования можно получить скидки, захватив планеты, специализирующиеся на конкретном типе технологий (о чем можно узнать по цветной пиктограмме около названия планеты). Чем больше у вас таких планет, тем солиднее скидка. Так же скидку можно увеличить с помощью лидера-ученого вашей расы, отправив его на планету с нужной специализацией.

Политический аспект

В глобальной стратегии должна быть политика. И она, конечно же, присутствует и в Сумеречной Империи. Не только в виде устных договоров между игроками, но и в виде колоды карт политики (более 100 штук с дополнениями).

Каждая карточка политики – это какой-то отдельный закон, влияющий или на всю галактику в целом, или на какую-то расу в отдельности. Когда собирается Галактический Совет рас (стратегическая карта номер 3 «Политика/Ассамблея»), выдвигается какой-либо закон на обсуждение, по которому можно проголосовать несколькими способами (обычно это просто «за» или «против»). Каждая раса имеет право голоса, однако весомость этого голоса будет определяться суммой влияния всех планет под контролем этой расы. Во втором дополнении к тому же были введены канцлеры, по тр на расу, которые так же дают какие-то бонусы на заседаниях.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (7)Вводимые законами правила бывают как не очень значительными, так весьма интересно и сильно влияющими в каждой конкретной партии на последующие события. Вообще, эта модель политического влияния очень интересна, однако, я довольно долго уже играю в эту игру и видел совершенно разное отношение к ней: от пренебрежительного, до восторженного. Могу сказать только одно: в руках опытного игрока, политика — сильное оружие, меняет течение партии медленно, но кардинально порой.

Сразу вспомнилась одна из последних моих партий, когда наш самый главный заядлый игрок-политик лишил неугодную ему расу сразу восьми(!) планет с помощью продвижения одного из законов. Продвигался он к осуществлению этого коварного плана около трёх игровых лет.

Политика сама по себе тоже способна принести победное очко: перед любым голосованием, игрок собирающий Совет, может потребовать предголосования за «Голос Совета». Это карточка, получив которую, игрок добавляет себе одно победное очко и (в фанатском сообществе игры) получает +n голосов на совете. К тому же есть некоторые законы на голосовании, которые могут добавить очки игрокам.

В этом же разделе хотелось бы рассказать о картах действия. Колода карт действий — очень увесистая пачка карт (170 с дополнениями) из которой каждой расе в конце года выдается по одной карточке. Как и в других играх, карты действия вносят разнообразие в партию (хотя  в Twilight Imperium его хватает и так с головой). Причем здесь этих карточек так много, что за всю игру не получится прокрутить и половину деки.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (4)Влияние, оказываемое этими карточками на игру самое разнообразнейшее: от получения дополнительных единиц товаров и кораблей, до уничтожения живой силы противника на планете, от прибавки к меткости в бою своим кораблям, до сведения к нулю политического влияния противника на голосовании. В общем, это большой такой бонус к игре и так состоящей из одних бонусов =)

Карточками действий очень приятно пользоваться и очень неприятно, когда ими пользуется противник. Приток этих карт можно увеличить с помощью исследования технологий, кроме того есть и другие способы их получения (например, есть раса шпионов, которая получает по две карточки в конце года вместо одной и может воровать карточки у других игроков).

Всякие другие аспекты

Описать эту игру полно, без подробного объяснения правил, довольно сложно. Здесь очень много всяческих интересных нюансов. Тот, кого приводит в священный трепет словосочетание «глобальная космическая стратегия», полюбит эту игру, безусловно.

Тот, кто равнодушен к этим словам не сядет играть в эту игру по множеству причин:

— игра долгая (варьируется в зависимости от опыта игроков; мы играем за 6-7 часов)

— игра сложная (разобраться во всех хитросплетениях правил многие не захотят и, следовательно, не смогут)

— игра объемная (информации очень много, ее нужно знать и уметь пользоваться. Это относиться и к базовым способностям кораблей, и к особенностям рас)

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (14)В общем, осваивать все это для нефанатов будет очень лениво. Для первой же категории людей (которые до сих пор в трепете) расскажу еще немного о всяческих игровых плюшечьках-нюансиках.

  1. Начальное освоение миров бывает довольно болезненно, ведь на неисследованных планетах могут таиться различные угрозы (радиация, повстанцы, нейтральные ПВО, местное население, в конце концов, не желающее отдавать планету без боя). Чтобы сократить издержки, есть несколько способов: использование истребителей в качестве разведчиков (ведь порой на планете могут быть залежи ценных ресурсов), использование предварительной зачистки поверхности линкорами с помощью ковровой бомбардировки, применение дипломатии для безболезненного присоединения планеты, ну, и наконец, вы можете просто послать на планету несколько подразделений пехотинцев и посмотреть что получится – найдут ли они там халявные ресурсы или погибнут от рук местных аборигенов.
  1. У каждой расы есть по три фиксированных лидера. Это такие персонажи-герои. Этих ребят можно применять очень и очень эффективно, главное знать куда их отправлять в нужный момент. Герои бывают пяти различных классов.

Адмиралы ведут в бой космические флотилии, усиливая корабль, на котором летят, и, ловко управляя построением своего флота, не позволяют противнику отступить из битвы.

Генералы ведут в бой пехоту на планетах, увеличивая ее меткость и снижая потери в рядах подчиненных при планетарных бомбардировках.

Ученые удешевляют исследование технологий, строительство доков и улучшают системы ПВО.

Дипломаты позволяют пролетать сквозь вражеские кордоны и предотвращают попадание вражеских войск на подконтрольную дипломату планету.

Шпионы захватывают вражеские постройки на планетах и отключают ПВО, так же могут пожертвовать собой при необходимости отменить применение какой-либо карточки действия врагом.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (9)

  1. На некоторых планетах могут находиться артефакты, которые добавляют владельцу планеты 1 победное очко. Так же, в фанатсткой среде этой игры, артефакты дают скидку к технологиям, как и планеты со специализацией. Контроль этих планет с артефактами очень важен, так как позволяет приблизиться к победе без дополнительных затрат.  К победе вас приблизит и заброшенная космическая станция, которую можно обнаружить в космосе (из второго дополнения), уменьшив количество требуемых для победы очков.
  1. Наемники из последнего дополнения – шикарнейшие ребята, позволяющие практически нахаляву вершить героическое правосудие в галактике. Мало того, что стоят они относительно немного (фактически от 0 до 1 товара за каждый год службы), так еще и сами по себе являются неплохими боевыми единицами с порой выдающимися способностями.
  1. Одним из самых интересных моментов игры является разнообразие рас. У каждой расы есть свои способности, которые отличают ее от другой и при правильном применение приносят много пользы. С дополнениями в игру пришли дополнительные способности для каждой расы в виде расовых технологий (по 2 на фракцию). Однако, так как исследование даже простых технологий является делом дорогостоящим (а расовые дороже), то получить «свои» новые способности бывает сложновато. А получить хочется, ибо они интересны и действительно отличают одну расу от другой в плане выбора тактических и стратегических действий на карте. В фанатской среде уже давно используется хоумрул, по которому расовые технологии получаются игроком автоматически при достижении на треке очков необходимой суммы очков равной цене изучения этой технологии. Победные же очки дают скидку на исследование этих технологий. В общем, всё для того, чтобы сделать расовую технологию максимально быстродоступной, а расу привести к тому виду, в котором она и должна всем задать жару. Очень советую.

Как итог

В моем личном топе и топе нашей компании Twilight Imperium 3rd Edition занимает уже который год почетное первое место. Игра не на каждый день. Игра не для всех. Со множеством шероховатых моментов (типа времени партии, количества участников и прочего). Здесь нет места для тонкого просчета евро. Ее не предложишь сыграть случайному человеку. Нужно специально выделять день для партии. В конце концов, для нее нужно очень много места на столе.

Но несмотря на всё это, здесь есть то, ради чего вы будете доставать эту коробку раз за разом: потрясающая атмосфера, непревзойденная красота исполнения и, наконец, то, что так хочется получить – глобальность настоящего космоса.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (6)

***

Это мой старый обзор любимой игры. Появился он в феврале 2012 года в электронном журнале «Стратагема», посвящённом варгеймам. К тематике журнала относился постольку-поскольку — но война всё-таки =) Обзор, как мне представляется теперь, довольно поверхностный для подобной игры, то ли умения не хватало на тот момент, то ли ещё чего.

Игре, как никак, десять лет, но это эталон отличного америтреша. Это не Talisman и Runebound, где так же швыряем кубы и которые тоже америтреш, эта коробка даёт намного больше — настоящие живые впечатления. И захлёстывают они не потому, что присутствуют красивые картинки и исполнение компонентов, а ещё и потому, что это действительно Игра, а не просто набор картона и пластмассы. Здесь множество разных механик, огромное разнообразие, космическая настольная стратегия с большой буквы.

Таких игр больше не делают, да и раньше-то, честно говоря, редко что-то подобное можно было раздобыть. Наверное, именно поэтому и по сей день все равняются именно на Twilight Imperium 3rd Edition. Если вам кто-то предложит сыграть в какую-то коробку, отличную от TI, и скажет, что вот де, мол, настоящая эпичность, можете рассмеяться ему  в лицо  - он ничего не знает о настольной эпичности.

Тут можно настраивать сложность всех аспектов, начиная от получения очков, до процентной настройки неприятностей на нейтральных планетах (у нас, к слову, оно выставлено на «33%/67% — хорошие/плохие»). Здесь множество всяких мелких нюансов, которые превращают просто очередную настолку в легенду индустрии: лидеры, наёмники, модификаторы всего и вся, отлично работающие расовые способности, космические мины, прокачка пехоты и многое другое, — всё это и сделало Twilight Imperium самым проработанным по всем аспектам настоящим глобальным америтрешем. Игра совсем не про броски кубов, как это бывает в коробках, заявляющих, что они дескать треш. Тут очень много интересных решений и механик, а броски кубиков — это разрядка, придающая настоящего драматизма истории.

Когда в безмолвной пустоте космоса начинается адская пальба из десятков орудий всех калибров, лишь ваше правление, приведшее к битве, будет определяющим фактором триумфа или гибели представителей одной из двух цивилизации.

Nastolnaya igra Twilight Imperium 3rd (22)

Игры:

Ksedih автор

Оцени статью: 12345 (4,38 из 5, оценок - 29)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
39 to “Twilight Imperium 3rd Edition — Обзор”
  1. давно бы купил игру, но игровая компания языкозависимая, только это и остановливает

  2. Андрей,

    Нашей игровой ячейке это не мешает. Сидят с талмудом переведённого текста. (:

  3. Я бы хотел изменения в некоторых глобальных правилах, чтобы игру осовременили и допилили. Поэтому в третье издание играть не тянет, а вот четвёртое, если будет, попробовал бы.

  4. Андрей,

    Ну если очень хочется, то локализовать карточки то можно.

  5. Андрей,

    Да, текста очень много, даже на карточках планет, как можно увидеть на фото, есть художественное описание. К сожаление, многих этот факт тоже останавливает.

    Но в качестве позитивного примера могу привести того человека, упомянутого в статье, который ненавидит кубики и обожает TI — он, не зная ни слова по английски (изучал немецкий) прекрасно играет в эту коробку. Пусть и не может прочитать художественный текст, но игровой механический язык теперь (спустя несколько лет) легко преодолевает не только в сабже, но так же просто теперь умеет читать тексты в любых наших англоязычных настолках.

    Настольные игры — путь к образованию 🙂 Кстати, по подобной схеме многие из нас 90-х учили язык, играя в комп. игрушки со словарём, когда даже пиратскую версию было проблематично найти. Так что советую учиться играя 🙂

    Ну, и, как сказали выше, при желании можно собственноручно локализовать, хотя это, конечно, куча геморроя.

    Dr. Nik,

    А какие моменты в глобальных правилах ты бы изменил? Просто интересно.

  6. Ksedih,

    Я уже сейчас в деталях не помню, больше года назад играл. Боёвка мне в своё время не понравилась а-ля Nexus Ops, как-нибудь оптимизировать время партии было бы неплохо, ну и так вообще осовременить 🙂

  7. Андрей,

    все уже давно переведено и сверстано, надо просто не полениться, все распечатать и локализовать.

  8. Dr. Nik,

    на мой взгляд, там только каких нибудь счетчиков ресурсов/влияния не хватает, как в цивилизации от той же ФФГ, а так же можно было бы сделать планшет для технологий (по типу как в clasj of cultures. Это все я предлагаю только для того, чтоб уменьшить количество различных карточек на столе, которых и так пачка!

  9. ээх, мечта, практически) но моя компания не потянет столь долгую игру, особенно учитывая, что мы встречаемся реже, чем хотелось бы. Нам и Игры Престолов с Eldritch Horror — из относительно долгих — хватает...

  10. Dr. Nik,

    То есть ничего конкретного кроме стандартного «время партии слишком большое для меня» и «кубики — это отстой»? 😀

  11. Ksedih,

    Ты меня не заставишь перечитывать правила и вспоминать, где там косяки, не надейся 🙂 Кубики — это хорошо. Но боёвка в ТИ — ацтой.

  12. Dr. Nik,

    К боевке у Никиты были претензии главным образом в том, что количество жизней у того же крейсера одинаковое с истребителями.

    Ну еще в такой комплексной игре абсолютно инородным телом выглядит левая евромеханика с картами стратегий (видимо ее прилепили с оглядкой на популярность на тот момент Пуэрто-Рико и иже с ним). Надеюсь в новой редакции этого искусственного бреда не будет.

  13. Ооооо, шикарный обзор, это надо перечитать на ночь.

    Все не решаюсь купить, ибо жду-жду-жду... четверочка приди

  14. Хм, интересный выбор игры для обзора 🙂

    Вообще, не совсем понятно для кого обзор. Для тех кто не знает что это — много и непонятно (слишком поверхностно). А те кто знают что это — и так знают всё что написано 🙂

    Есть неточности всякие (на вскидку — дредноуты не два попадания могут выдержать, а одно. Второе попадание фатально), но это мелочи, фиг с ним.

    Вобщем, прочитал, конечно, с удовольствием, но фиг знает как оно пошло бы, не будь это так же и моей любымий игрой ;).

    Со всеми эпитетами и оценками, безусловно согласен. Это по прежнему непревзойдённая на данный момент космическая опера в частности и эталон амери в принципе.

    Вот только купить её сейчас не так то просто уже 😉

    Док,

    боёвка на самом деле это весьма тонкий момент, она одновременно является незначительной частью относительно общей комплексности, и в то же время решающей частью стратегии. Имхо — удачно найденое решение: просто, быстро, азартно. С одной стороны игра не провисает особо на боях, нет дополнительных заморочек к и так непростому процессу; с другой стороны игрок может влиять на свои параметры различными способами и решениями.

    Fonfrost

    А как по мне — отлично вписывается механика ролей. Осмелюсь утверждать, что это один из ключевых моментов вообще, который на ряду с несколькими другими и поднимает процесс игры на такой высокий уровень, и без которого игра была бы гораздо менее замысловатой, более плоской и трешовой.

    Как ты себе представляешь игровой процесс без?

  15. тут представлять не надо, можно просто во вторую редакцию играть)) этакая веселая космическая стрелялка))

  16. Ogro: А как по мне — отлично вписывается механика ролей. Осмелюсь утверждать, что это один из ключевых моментов вообще, который на ряду с несколькими другими и поднимает процесс игры на такой высокий уровень, и без которого игра была бы гораздо менее замысловатой, более плоской и трешовой.

    Как ты себе представляешь игровой процесс без?

    Также как без левых евромеханик обходятся не менее комплексные стратегии HIS, Virgin Queen и Space Empires: 4X.

    В принципе в тех же Рунных войнах и Колониальной империи разновидность этой механики чуть более реалистичная, здесь же она абсолютно искусственная. Лучше бы вместо нее авторы просто расширили инструментарий доступных действий (естественно взаимоувязанный на различные параметры).

  17. Не, ну это слишком общий, ни к чему не обязывающий ответ (так же как в других играх).

    Мне интересно конкретно в TI, вот берём и убераем карточки из процесса. Как он будет выглядеть?

    ORTIZ

    И что, вторая редакиця интереснее из-за этого третей?

  18. Ogro: ORTIZ

    И что, вторая редакиця интереснее из-за этого третей?

    Третья интересней по тому, что она значительно более комплексная, безотносительно карт стратегии.

  19. Ogro: Мне интересно конкретно в TI, вот берём и убераем карточки из процесса. Как он будет выглядеть?

    см.поправленый ответ выше.

  20. Fonfrost,

    не смотря на мою большую любовь к space empires 4x, если сильно утрировать, то это довольно тупое мочилово в космосе. а реалистично, или нет, это же америтреш, чего вы от нее хотите? на мой взгляд, стратегические карты- самый сок игры.

  21. ORTIZ,

    Если бы вы играли по полным правилам и правильно, то space empires 4x не был бы «тупым мочиловом» 🙂

    Так это америтреш или евро? Должна быть свобода действий увязанная на какие то понятные ограничители, а не искусственный бред на своеобразных картах «ролей».

    В общем если есть сомнения, что можно сделать комплексную стратегию с дипломатией и без искуственных евромеханик, то сыграйте в упомянутые HIS и Virgin Queen.

  22. Fonfrost,

    все равно в SE4X все сводится к накоплению флота и уничтожению противника, так что это прикольное, но мочилово))

    и чем плохо комбинирование механик? остальное не понял)

    ну в эти штуки я не играл и даже не знаю что такое HIS)

  23. Fonfrost

    По поводу поправленного ответа — ну, собственно, Рунные воины проигрывает TI в глубине игрового процесса и его комплексности (на мой взгляд). ТОчнее не сколько в комплексности, сколько в динамике этой комплексности. Так что пример не в пользу 😉

    По поводу расширения инструментария действий — его и так предостаточно, и именно в сочетании элемента обязаловки с остальным свободным инструментарием и есть тот самый цимес, поднимающий игру над дргими. Абсолютная свобода — это скучно.

    А space empires 4x в сравнение с TI не идёт. Хлипковат и простоват. Ты ещё Эклипс вспомни 😉

  24. ORTIZ: так что это прикольное, но мочилово))

    Тут ключевое, что мочилово взаимоувязано на грамотное управлении цивилизацией и не тупое 🙂

    ORTIZ: и чем плохо комбинирование механик?

    Я же высказывал только свое мнение, мне хочется, чтобы TI был более реалистичным и похожим на комповые 4x стратегии и лучше погружал бы своим гемплеем меня в тему игры.

    ORTIZ: остальное не понял)

    Сей час поймешь. Перечитайте кусок правил про стратегические карты и поясните мне, какое отношение эти правила имеют к реальному управлению «фракцией» под вашим контролем. Почему в течении одинакового промежутка времени одна фракция может выполнить одно из действий, а другая не может. Это все искусственные ограничения, налагаемые евромеханикой карт ролей.

  25. Fonfrost: Перечитайте кусок правил про стратегические карты и поясните мне, какое отношение эти правила имеют к реальному управлению «фракцией» под вашим контролем. Почему в течении одинакового промежутка времени одна фракция может выполнить одно из действий, а другая не может. Это все искусственные ограничения, налагаемые евромеханикой карт ролей.

    Ой, опять варгеймерские заморочки с «реализмом» и цветом штанов. Пустое. Тоже считаю механику «ролей» одной из ключевых, делающих TI тем, чем она является. Великолепно вписана, ей очень интересно пользоваться.

    Ogro: Хм, интересный выбор игры для обзора

    В каком смысле?

  26. Fonfrost,

    ну, такие у этой игры правила, как тут еще объяснить))) и как можно делать игру более реалистичной? это же космос. там дредноуты пуляют друг в друга лазерами, а за штурвалами сидят львы и черепахи))

  27. Ogro: По поводу поправленного ответа — ну, собственно, Рунные воины проигрывает TI в глубине игрового процесса и его комплексности (на мой взгляд). ТОчнее не сколько в комплексности, сколько в динамике этой комплексности. Так что пример не в пользу

    Так кто же спорит? Я написал, что там механика карт ролей чуть более реалистична и только. TI мне самому больше нравится.

    Ogro: Абсолютная свобода — это скучно.

    И тут я согласен. Но опять же одно дело когда она ограничена чем то реалистичным и логичным, и другое дело, когда она ограничена чем то совсем искуственным.

    Ogro: А space empires 4x в сравнение с TI не идёт. Хлипковат и простоват.

    Ты не прав, если оценивать их вместе со всеми допами, то они по комплексности и разнообразию идентичны, с небольшим выигрышем space empires. Просто упор в них сделан на разные элементы.

  28. Ogro: А space empires 4x в сравнение с TI не идёт. Хлипковат и простоват.

    Да ну гонишь 🙂 Ты в доп поиграй по всем правилам.

  29. Ну, что ж. На выходных опробовали на 6-ых. Подробнее опишу в отчёте (надеюсь).

    Если кратко: партия заняла 11 часов — и это не нормально 🙂 Под конец все уже вымотались и хотели просто поскорей закончить. Причём, игра всем понравилась, в том числе и мне.

    После партии было такое себе недоумение по поводу того, чего все так орут, что TI ТАК отличается от Эклипса, и что TI прям такой-растакой америтреш. Цели — евро-еврошное, а от америтреша там только Action cards и бои (коих в Эклипсе даже больше будет). Политика такая себе, стандартная.

    По поводу недостатков... для меня это, конечно, недопиленность ориентирования в технологиях, ресурсах и нюансах (но это можно списать на то, что игре почти десяток лет), странная 8-ая карта и мелкие недочёты в балансе.

    По ощущениям от процесса — всё классно, 4-ая редакция нужна. Но Эклипс всё равно нравится больше 🙂

  30. Не скажи, от амери здесь прямое противостояние игроков (вплоть до возможности полного выпиливания соперника из игры задолго до окончания), значительная интеракция между играками вообще; и его величество случай в основе противостояния (декаэдроны наши любимые). Это собственно и есть основные слоны амери. А вот от евро тут всего пара элементов (победные очки, например), которые в подчинении от амери (большая часть победных очков добывается через противостояние), менеджмент ресурсов и т.д.

    С эклипсом она действительно похожа больше чем многие думают. Составляющие эклипса, за вычетом пары моментов, практически те же самые, но как по мне — каждый отдельно взятый элемент урезан, усохл и потускневший по сравнению с тем же элементом в TI, начиная от механик, и кончая графическим исполнением. Плюс гораздо более европодобная реализация менеджмента ресурсов. И при всём при этом не сказал бы что эклипс гораздо более быстрая игра, что бы можно было хоть как то оправдать урезание. Так что, не представляю ситуации когда бы я выбрал эклипс а не TI.

    А то что у вас боёв меньше чем в эклипсе — так это только по первой. Сыграйте ещё несколько раз, и вернёмся к этому моменту 😉

    Про недопиленность ориентации в технологиях и ресурсах — я бы это списал не на возраст игры, а на малое количество «часов полёта». После нескольких раз картина яснее ясного. По сравнению с тем же эклипсом — меня гораздо больше напрягает эта гора картонок.

    Ну и косяк восьмой карты уже давно пофиксен. Вы только в базу играли?

    и ещё интересно — а что бы ты хотел видеть в четвёрке?

  31. Мы играли только в базу с хоумрулом, что за 8-ую карту даются 1 ПО.

    По ресурсам, технологиям, нюансам — просто много ненужной волокиты с карточками планет/технологий, плюс постоянный пересчёт «вместимости» секторов и размеров производства напрягает. Вот это я и хотел бы видеть в новой версии, ибо возня с карточками, и всё это мысленное прикидывание/подсчёты съедают много времени. Если партия будет 6-7 часов — ок, больше 8 — это уже нездорово. Эклипс у нас занимает 3-5 часов, чуть больше пяти — только первая партия. Да, ещё такой мелкий момент, в TI нет исследования космоса как такового, для меня эта часть важна для атмосферы 4Х (может, в допах есть что-то?).

    А так, с игрой всё замечательно, особенно понравилась вся эта фишка с высаживанием на планеты, наземными боями, ПДС-ами 🙂

  32. Мы себе сами сделали доп материалы для учёта нюансов. В шестером мы сейчас играм не напрягаясь за 6-7 часов. Можем быстрее, если напрячься, но нам и так хорошо 🙂

    Про исследование космоса — можно жетоны событий\условий разложить везде (для планет есть в базе, для космоса в дополнении), и будет тебе исследование во всей своей красе. Разве что крта выкладывается изначально и открыта сразу. Но тут фиг знает, сначала мне в эклипсе понравилось больше, что ты открываешь гексы физически, но потом понял, что в TI это наверное не так подойдёт. Хотя сообщество понапридумывало всякого, в том числе и альтернативные постройки карты.

  33. никогда не понимал нытья по поводу продолжительности партии. на мой взгляд, чем дольше идет игра, тем она глубже и это только в плюс.

    концовка всегда получается такой напряженной, что ради нее и стоит ждать этих 8-10 часов.

  34. Какая связь между глубиной и продолжительностью? о_0

    Просто не все могут высидеть столько времени физически. Да и желания тратить на игру столько часов у меня, к примеру, нет.

  35. Ogro,

    Про жетоны мне сказали, но это не то.

    6-7 часов — это уже норм, посмотрим, сколько следующая партия займёт, желание сыграть ещё есть.

  36. ORTIZ,

    Вот очень важный момент — насколько захватывающая концовка в TI, настоящая кульминация всей игры, у нас часто она происходит стоя вокруг стола (а не сидя), и оставляет просто охрененное послевкусие и экстаз, когда ты точно знаешь, зачем всё это было; и на столько же концовка в Эклипсе убита синдромом последнего хода, когда все игроки, забыв о игре и замыслах, начинают делать просто полную херню (закупка нахрен не нужной технологии, бессмысленные ввязывания в битвы и т.д.), так что у нас обычно по окончании у всех были озадаченные хмурые лица и остановившийся взгляд, а в голове звучали слова «и это всё?? ЧТо это, чёрт возми было??»

  37. Vladimir:

    Да, это не совсем то, но с другой стороны — а чем по сути отличается то? ТОлько физическим выкладыванием гекса. В остальном тоже самое.

  38. Vladimir,

    ну, тут ответ прост- не играй)

  39. ох, прочитал текст и порадовался, что уже в теме)

    Прекрасная игра. Тоже жду 4-ку, но и 3-ка меня очень порадовала. Не согласен с Сашей про карты ролей, они тут очень в тему.

Прокомментировать




Subscribe without commenting