Главная страница » Варгеймы Настольные игры Обзоры »

The Napoleonic Wars: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром... пугали правила размером»

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 2)
Загрузка...

Наполеоника — один из самых интересных исторических эпох, в которых Российская Империя вершила историю вместе с главными Европейскими державами. Игра Napoleonic Wars позволяет представляет из себя глобальный стратегический варгейм, позволяющий взять под контроль одну из 5 сверхдержав 19 века и перекроить карту Европы в период с 1805 до 1814 г. У нас в распоряжении Франция, Англия, Россия, Австрия и Пруссия, которые в свою очередь могут взять под политический контроль ряд малых держав: Испанию, Османскую Империю, Швецию и Данию. Таким образом, в игре помимо военных действий на суше и на море есть еще и развитая политическая механика, построенная на продиводействии двух альянсов во главе которых стоят Франция и Англия. Ну а главной изюминкой игры можно назвать правила, объемней и детальней которых я еще пока не встречал.

Игра построена на механике розыгрша карт, которые можно сыграть как события, наем войск, военные походы, захват влияния в провинциях и на дипломатические действия. В этом варгейме есть исключение от обычных канонов, очки действий можно разделять на несколько действий сразу. При этом количество карт на руках игроков несимметрично: Франция имеет больше всех карт, малые державы меньше крупных. Победа достигается путем захвата дополнительных ключевых провинций, заключением пактов с малыми державами и накоплением ресурсов. При этом игра может закончиться после каждого из 5 ходов с вероятность 1/6, на которую игроки могут влиять, если откажутся от части действий в следующем ходу.

Сначала расскажу о партии, которую мы разложили на прошлом субботнике, а потом поделюсь своими впечатлениями об игре.

Играли мы вчетвером. Пруссия при этом превращается в маленькую державу, которую можно взять под политический контроль. При распределении наций мне досталась Австрия. Вот как развивались события в нашей альтернативной истории.

1805 — 1В06 годы.
Россия и Австрия начинают войну в союзе с Англией. Франция изначально связана пактом с Испанией, при этом игрок-Француз контролирует все действия союзника, в то время, как другие малые державы используют свои карты действий на постройку армий. Игра началась с военной агрессии Англии, владеющей на начало игры самым массивным и прокачанным флотом. Английские суда очень неудачно вторглись в порт Испании, и потеряли 2 эскадры от прибрежных орудий. После этого французы нанесли еще несколько ударов Английскому флоту, что дало им возможность высадить десант в Британии во главе с Наполеоном уже на первом ходу (мечта старика Наппи наконец сбылась)! Кроме того, Франция сразу же приобрела второго союзника- Данию, чей флот так же стал атаковать флот Англичан. Российская Империя в это время вступила сразу в 2 Зарубежные войны с Османской Империей и Персией, войны, которые только отвлекают войска и не дают возможности захвата провинций. Помимо того, Россия разбила войска Франции, внезапно появившиеся в Варшаве, и окупировала столицу Польши. Австрия копила силы и готовилась отражать Французскую агрессию, постепенно склоняя себе в союзники нейтральную Пруссию.

1807 — 1В08 годы.
К началу второго хода Британия уже не представлялась такой уж морской Сверхдержавой, по количеству кораблей она сравнялась с Францией+Испанией, но корабли Англичан все же были сильнее в бою, что позволило одержать ряд побед на море и заблокировать высадку Французских подкреплений в Великобританию. На суше происходили самые массивные битвы за всю игру: огромная армия во главе с Наполеоном штурмовала Лондон, сдавшийся после второго штурма, но всоре отбитый назад Велингтоном. Лишенные подкреплений Франзцузы были в тот же ход полностью разбиты, а их флот заблокирован в портах.

Штурм Англии

Штурм Англии

Кроме того, Британия начала военные действия в Италии и захватила Рим. Австрия не теряла времени, и воспользовавшись отсутствием Наполеона, вторглась в союзную Французам Италию. В результате ряда военных побед Австрийцы взяли Милан, но дальше продвинуться не смогли, и в результате контрудара Французов потеряли половину армии. В Испании Франции везло еще больше, им удалось взять штурмом Английскую крепость в Португалии. Российские войска замерли на границе, Империя решила не участвовать в разделе Франции, а сосредоточиться на дипломатии. Вместе с Австрией они договорились о разделе влияния на малые державы: России отходила Османская Империя, а Австрии доставалась Пруссия. Но после заключения пакта с Турками Россия стала негативно влиять на Пруссию, и Австрийцы к концу хода остались без союзника, с разбитой армией, и с втрое большей армией Наполеона, готовившейся к вторжению в Австрию, укусившей Францию. Австрийский монарх понял, что в текущей политической ситуации с еле живой Ангией и пассивной Россией, которая за 4 года из военных сил отправила в помощь только маленький Турецкий отряд, следующий ход Австрия не переживет. Это толкнуло Австрию пасть в ноги к Наполеону и войти в Коалицию. При этом все завоевания во Франции были возвращены, но Франция обещала поход в Россию, кусок от которой мог бы с легкостью стать достоянием Австрийской короны. Эта перспектива выглядела лучше пылающей Вены от рук Наполеона.

1807 — 1В08 годы.
Это были годы новых морских побед Франции, в результате которых Английский флот практически перестал существовать, а Франзцузы смогли высадиться в Шотландии и Ирландии. Австрия, так и не дождавшись Наполеоновского похода на Москву, напала на Османскую Империю и взяла штурмом одну из крепостей. Продвинуться до Софии так и не удалось, Турки оказали серьезное сопротивлене захватчикам. Тогда было решено развить наступление на Северном фронте, и отбить у Русских Варшаву. Но Великий Кутузов на голову разбил Австрийцев, а затем закрепил успех на территории Австрии. России в конце 1808 года удалось заключить пакт с Пруссией, которая нанесла 2 удачных удара: один по Франции, другой по Австрии. На это Французы отреагировали высадкой в Риге сначала десантом из Дании, а затем самим Наполеоном.

В 1808 году все державы были настолько измотаны войной, что общим решением было решено заключить Вечный Мир. Франция и Россия при этом набрали одинаковое количество военных и политических успехов, но в итоге выиграла Россия, как имеющая меньше шансов на победу. Партия заняла 6 часов, при этом мы сыграли 60% от потенциально возможного времени. Однако время можно было бы вдвое уменьшить, если лучше знать правила.

Теперь впечаления:

+ Игра очень всеобъемлющая, самый масштабный варгейм, в который я играл. Дипломатическая часть реализована прекрасна, порой ощущаешь сходство с Imperial 2030, когда рулишь второстепенными державами со своими корыстными целями. Заключение пактов, смена сторон, интриги и предательство: здесь все закреплено правилами игры и соответствует историческим реалиям.

— Масштабность приводит к большому объему правил. Признаюсь, что в игре самые сложные правила из тех, которые я когда-либо читал. Чтение правил заняло часа 3, Английский вариант написал очень сложно для чтения, авторы видно хотели передать словесные обороты того времени, что только усложнило их смысл. Здесь уйма деталей, которые нужно помнить, или игра превратится в сплошное перечитывание, «что можно» и «как сделать это». В течение всей первой партии не проходило и 10 минут, чтобы не возникало потребности посмотреть в рулбук.

+ Бои: наверно лучшая быстрая реализация в варгемах из тех, кот. я встречал (Ганнибала отнесем к медленной версии боя). Мы кидаем значительное количество кубиков, которое сильно зависит от размера армии и генерала, 5-6 являются попаданиями, причем 5-ки убивают солдат только при разгроме. Таким образом, рандом сводится на нет. Конечно у нас были вопиющие случаи, когда при броске 2 кубов попадались 2 шестерки, а в следующих роллах 24 кубов 6-ка выпала только 1 раз, но это скорее исключение из правил (или намагниченные кубы Димы 🙂 )

— События на картах играются крайне редко: колода карт общая, при этом событие обычно содержит полложительные эффект для одной из сторон конфлика, зачастую с условием, при котором возможно его применение. Это позволяет использовать событие только если: нужная карта пришла нужной стороне в нужное время. Я использовал события всего пару раз за игру. Возможно уместнее была бы собственная колода для каждой из сторон (в игре стороны имеют только по 1-2 собственные карты, которые рефрешатся каждый ход).

+ Больше внимания уделяется именно войне: меньше случайности, продиктованной событиями.

— Морские битвы: для поиска кораблей в море нужно кидать 2D6, если поиск удачен, то другой игрок может кинуть 2D6, чтобы избежать бой. Это превращает морские баталии в множество пустых бросков, что раздражает.

+ Незначительный даунтайм: небольшое количество событий на руке и не всегда уместные события позволяют долго не раздумывать над ходом, главное выбрать правильный вектор движения, потом все развивается довольно быстро.

— Дизбаланс сторон: играя за Австрию, я ощутил себя лишним на этом празнике жизни. Если оставаться в союзе с Англией, то сильно зависишь от действий России. Если она не пришлет подкреплений, Наполеон будет изучать достопримечательности Вены уже на первом ходу со своими несметными полчищами суперсолдат. Если вступить в союз с Францией, то это почти однозначно обеспечит победу Французам, в лучшем случае сможешь откусить малюсенький кусочек у завоеванных стран. Такая же судьба и у Пруссии. После первой партии окончательный вывод делать нельзя, но есть впечатление, что реально рулят судьбами мира Франция, Англия и Россия, остальных надо было делать малыми державами.

+ В игре есть Россия!!! Причем находится она в очень выгодном положении и имеет хорошие шансы на победу.

— Игра может прерваться крайне внезапно, если проигрывающие не скинут перед очередным ходом карты с руки, которых и так не хватает. В итоге из-за жадности одного-двух игроков все может закончиться в самый разгар экшена.

А вот как играют настоящие гики

А вот как играют настоящие гики

Вердикт: игра требует еще одной-двух более осмысленных партий, чтобы до конца закрепить правила, и наконец полноценно понять всю ее прелесть. Ведь масштаб игры поражает!

Часть фоток взята с BGG.

автор

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 2)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
16 to “The Napoleonic Wars: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром... пугали правила размером»”
  1. Дружище!

    В следующий раз, разверни все фотографии «на север» 🙂

  2. Эпичный отчет...

  3. Vetser,

    У меня порядок следующий: там, куда ближе потолок- верх. 🙂

    MoriQuessir,

    Дим, только что заметил твой отчет на Тесере. Кто хочет увидеть партию глазами Франции, вэлкам: http://tesera.ru/user/MoriQuessir/journal/73671/

  4. — Морские битвы: для поиска кораблей в море нужно кидать 2D6, если поиск удачен, то другой игрок может кинуть 2D6, чтобы избежать бой. Это превращает морские баталии в множество пустых бросков, что раздражает.

    тю-тю-тю... не правильно это. Для поиска чужого флота в морской зоне выполняется действие «Патруль» (Patrol). Если противник не уклоняется, то автоматически начинается битва. 2D6 на море кидается в 2х случаях:

    — когда хочется уклониться от чужого патруля;

    — когда хочется перехватить чужой флот, перемещающийся в морскую зону с присутствием твоего флота.

  5. Kazak,

    Ага, а действие патруль — это Interception,а интерсепшн — это 2д6:

    13.3 INTERCEPTION & EVASION

    Fleets may move through other Fleets (enemy, allied, or neutral),

    or co-exist with them in the same Zone. If more than one

    Fleet occupies a Zone each individual Fleet can be successively

    intercepted (13.31) by an Active Fleet’s Patrols at a cost of one

    Maneuver apiece and fought separately, ignoring the presence

    of other Fleets in the same Zone. Conversely, only one inactive

    Fleet at a time (the first in Order of Movement) or a Grand

    Fleet (13.2) can intercept and, if successful, would fight a battle

    ignoring the presence of other Fleets in the same Zone.

  6. MoriQuessir,

    Блин, уже страшно читать правила...

    Спасибо, Дим. Вот я вроде неплохо английский знаю, но вот ничего не понял...

  7. Правила писал юрист. (:

    Спасибо за отчёт. Действительно масштабно.

  8. Классный отчет! Интересно, кто переживет 2 партии в эту эпичную настолку? 🙂

  9. У Майкла после этой пороговой цифры коробка переходит в стадию «на продажу». Да, Майкл, чем парируешь? 🙂

  10. Kron,

    Особо продвинутые эксперты играют целую 3-ю партию: http://www.uncle-l.ru/igry/napoleonic-wars-3-j-tom.html

    Слава героям.

    longbearder,

    У меня к этой шутке уже имунитет, как у Magnitt-а к подколкам про кубики 🙂

    Но играть в одну 2 раза реально скукотища, компоненты уже замацанные, механика известна. 2-я партия это уже лишнее 🙂

  11. Michael,

    Настолкоман — он тоже человек. А человеки все разные. В этом наша сила. Долой настолки! Да здрастхует чтение правил!

    Новое проявление гиковства: кайф от изучения настольных фолиантов-правил. 😛

    Имунитет... А я торпедирую твой имунитет. 🙂

  12. Дядя Леша только три партии опубликовал, а сколько раз он реально сыграл...

    А если учесть, что он еще и в HIS поигрывает периодически...

  13. Longbearder,

    Торпедер, блин. Чтение правил не катит, мы за игру, но без серьезных отношений. Встретились, поигрались и расстались 🙂

    TTK,

    Тогда слава супергероям!

  14. играли раза четыре, на саомом то деле. Но ТТК прав, мы еще и ХиСом балуемся.

    В такие игры один раз и даже два раза бесполезно играть. Постоянно какие то правила упускаешь, особенно по первости.

    Отчет интересный, а вот выводы, так сказать преждевременные.

    Масштабость правил: следующий уровень, в этой серии, ХиС. Наполеоника так, разминка.

    Дипломатия: в Наполеоники ее практически нет. Ибо больше думаешь какую сторону принять, чтобы поболе ПО набрать или отомстить обидчику. В ХиС реальные переговоры, с обещаниями, клятвами, передачей наемников и карт, предательством или спасением в последний момент.

    Дисбаланс: после первой игры , явно обида за проигрыш говорит. У нас Австрия дважды побеждала. Не спорю, Пруссия и Австрия, за счет своего положения и ресурсов, очень неоднозначные державы, да и Англии не сладко приходится, ПО заработать, особенно если Испанию из войны вывели, не так уж и просто. Однако играть интресно за любую сторону.

    Внезапная смерть: это вообще один из реальных плюсов игры. Это вам не престолы, где можно подгадывать момент, когда нож в спину всадить. Тут нужно учитывать все варианты.

    Карты события: в Путях славы, бывает события редко разыгрываются, а в Наполеоники вполне себе активно. Войны заморские стабильно, десант, Талейран, Бернадот, восстания, плюс боевые карты стабильно в сражения идут. За счет союзной системы, не обязательно чтобы королевский шиллинг пришел именно Англии, при определенном раскладе его может сыграть и другие державы коалиции.

    В вашей первой игре, я нисколько не сомневаюсь, была масса ошибок, в правилах. Попробуйте провести еще одну игру, результат будет другой.

    Удивлен, как так Англия насобирала такую армию, да еще и Веллингтоном во главе, он ведь тоже денюжку стоит.

    Ситуация с появлением французов в Варшаве, видимо связана с розыгрышем карты восстания? Если так, то Пруссия, на наш взгляд,(а в нашей игре, англичане так же неожидано появились в прусском Ганновере), должна была автоматом присоединится к коалиции, т.к. вступила в войну с Францией.

  15. «...слова не мальчика, но мужа...» ©

  16. Дядя Леша,

    Даже спорить не возьмусь: 4 партии в Наполеонику и ХиС — это уже даже не супергерой, это Бог варгеймов 🙂

    Насчет Варшавы: на карте вроде было написано, что это не приводит к объявлению войны.

Прокомментировать




Subscribe without commenting