Главная страница » Варгеймы Настольные игры Обзоры »

«Сегун. Битвы самураев» – последнее саке самурая, часть 2

Оцени статью: 12345 (4,70 из 5, оценок - 10)
Загрузка...

Samurai-battles-22

Как редкая птица долетит до середины Днепра, так редкий покупатель «Битвы Самураев» дойдет до правил Кривенко. Но я все же дошел – медленно, года через два после покупки, но дошел. И впечатления от этих правил у меня смешанные.

Вняв мольбам и уговорам, а также учитывая ранние ошибки когда правила выливали как тазик ледяной воды, без вступлений и рассуждений, здесь создатели их разделили аж на четыре ступени – базовые, расширенные, усложненные и экспертные. Но создается впечатление, что во многом данное разделение искусственно и сделано «для галочки».

Samurai-battles-23

Для начала – базовые правила стоило назвать не «базовыми правилами», а просто основными принципами. В них объясняются именно основы – как отдаются приказы, как проходит бой, как учитывается урон. То есть то без чего невозможна игра в принципе, но с другой стороны играть, используя только эту основу просто неприемлемо, так как в данных правилах не учитывается даже такая простая вещь как мораль, не говоря уже про свойства местности. В расширенных же правилах как раз и объясняется мораль с особенностями, а также факторы, которые могут на нее повлиять.

Samurai-battles-25

Искусственность и излишество данного разделения чувствуется даже в обучающем сценарии, в котором сразу предлагается играть по «расширенным правилам», то есть по «второму уровню сложности». Поэтому данные разделы следовало лучше обозвать «основы игры» и «мораль», что упрощает понимание.

Samurai-battles-24

Идем дальше, «усложненные правила» являют просто свойства местности с добавлением модификатора на атаку, защиту и мораль. То есть очередное искусственное разделение правил. Почему нельзя было все эти модификаторы положить в те же «расширенные правила» я не знаю. И самое интересное, что в итоге этих манипуляций мы получаем две таблицы местности, одну с модификаторами, другую без. Проще просто вынести все эти таблицы на отдельный лист, чтобы он всегда был под рукой.

Samurai-battles-26

«Экспертные правила» вводят еще один модификатор «усталость». И опять же зачем обзывать это «экспертными правилами»? Лучше просто назвать отдельным разделом, а игроки сами решат, пользоваться им или нет.

Samurai-battles-27

Разделение правил аж на четыре уровня сложности вводит игроков в заблуждение, что к системе можно подступаться постепенно и выбрать тот уровень сложности, который наиболее интересен сейчас. Во многом это ошибочно. Так как, на мой взгляд, играть без морали просто неинтересно, а разделение свойств местности на две разные таблицы, только осложняет ориентацию. Единственным действенным средством являются те самые «экспертные правила» с усталостью. Но и их можно было не обзывать так громко, так как, по сути, они вводят всего лишь один модификатор. Из выше сказанного складывается ощущение, что подобное разделение лишь искусственный рекламный ход.

Samurai-battles-28

Сами правила, конечно, называются Art of Tactic, но от «классических» Art of Tactic которые мы видели в «Лето 1941», там лишь одновременность хода, писанина на карточках и похожая система защиты. Все остальное, включая двадцатигранные кубики, взято прямиком из «Эпохи битв», да-да из той самой «Эпохи битв» которая переставала подавать признаки жизни еще в 11-ом году. «Звезда» грозилась выпустить новую редакцию, а то и вообще «перезапустить» серию. Даже логотип новый придумали и стали его печатать на всех своих наборах солдатиков в 72-ом. Опять же «не срослось». Но вот наработки, придуманные тогда, использовали именно в «Битве самураев». В последних правилах, которые были вложены в коробки «Ледового побоища» и «Куликовской битвы» использовалась даже похожая «одновременная» отдача приказов, только не на карточках, а на листочках, которые к тому же надо было на каждую игру распечатывать. Кто придумал эту глупость – непонятно, ведь даже в самой первой редакции были ламинированные полковые карточки.

Samurai-battles-29

Чем была так славна «Эпоха битв»? Кучей модификаторов, которые менялись от приказа к приказу, от наличия или отсутствия командира, от предыдущих побед или поражений отряда и еще от пачки подобных факторов. Так вот в «Битве Самураев» все это присутствует! На отряд оказывает влияние такое огромное количество вещей, что вначале удивляешься, как вообще все это можно запомнить. Но тут помогают карточки, у которых рядом с каждым приказом и каждым состоянием указано, на что и как сильно оно влияет.

Samurai-battles-30

Как было в «Лето 1941» — стреляешь из засады? Плюс один к попаданию. Идешь боевым движением? Плюс один к защите. И все. Приказ влиял лишь на один фактор. Здесь же приказ влияет и на мораль, и на атаку, и на защиту. И если бы не справочная информация на карточках, то игра точно бы превратилась в безграничную математику и тренировку памяти.

Samurai-battles-31

С одной стороны такая сложность и тонкий учет вроде бы намекает, что игра должны быть реалистичной, но вот не тут-то было! Я уже упоминал про такой модификатор как усталость, он действует очень просто – когда отряду дается определённый приказ как «Атака», «Бег», «Движение по склону» отряд получает один жетон усталости. Два жетона – и характеристики отряда понижены, а шесть жетонов приводят к пленению отряда. Все вроде бы понятно и логично. Но дьявол в мелочах. Ведь если отряд находится в ближнем бою, ему не дается жетон усталости. То есть два отряда могут сражаться друг с другом десять ходов и все равно не устанут. А вот подкрепление, спешащее на выручку и выполняющее приказ «Бег», будет в некоторых случаях куда более усталым, нежели сражающиеся. С первого взгляда ничего страшного – просто ввести правило, что каждый ход ближнего боя отряду дается один жетон усталости и дырка закрыта. Но если бы все было так просто. Как говорится «эта картина не просто так висит, она дырку на стене закрывает».

Samurai-battles-32

Ближний бой проходит по очень простой схеме – у каждого отряда есть сила атаки, то есть значение на кубике, которое должно выпасть для удачного попадания, а количество бросаемых кубиков равно числу фигур в отряде. Все вроде просто, но не забываем, что в системе АоТ защита отряда каждый ход восстанавливается, а это все приводит к одному – просто огромной продолжительности боям. Даже чтобы штабу (атака 12), уничтожить самых простых асигару-копейщиков (защита 1) требуется иногда по шесть-семь ходов, а уж более слабым отрядам итого больше. В принципе если отряд не уничтожен с «первого наскока», так как приказ атака дает +2 к значению на кубике, то бой затянется надолго.

Samurai-battles-33

Из всего этого следует – если жетоны усталости давать за каждый ход нахождения в бою, то сражения будут заканчиваться не уничтожением противника, а всеобщим пленением. И главным во всей игре станет как раз фактор усталости, так как при таких длительных битвах отряд с меньшей усталостью, не столь важно какой силы, почти наверняка пленит отряд с большей усталостью. Это верно не всегда, к примеру, кавалерия которая кидает три кубика за фигуру при полной численности все же уничтожает пехоту, но вот для схваток пехота на пехоту вполне.

Samurai-battles-34

Со сценариями по данной системе другая ситуация нежели по C&C. Когда игра только-только вышла на официальном сайте очень часто выкладывали новые сценарии. Потом конечно темп сбился, а сейчас их и вовсе нет, но в общей сложности мы имеем 26 официальных сценариев (если считать и дополнение). На первый взгляд число сценариев такое же, но надо понимать, что в этом случае сценарии не пришлось выуживать из полуофициальных сайтов, да и обучающий сценарий тоже живет своей собственной жизнью.

Samurai-battles-35

Но здесь другая проблема. Что главное в историческом варгейме? Чтобы он мог отобразить с большей или меньшей правдоподобностью некие события или сражения представленной эпохи. И вот здесь мы получаем прекрасный втык от реальности. Все сценарии, выкладываемые на сайте и большинство сценариев из дополнения «Атака ниндзя» не исторические сражения времен Эпохи воюющих провинций, а схватки по типу «дайме пошел по-грибы и попал в засаду врага – спасите его!». Естественно в такие схватки играть куда менее интересно нежели, например в какую-нибудь «Битву при Кавагоэ».
Эти сами «Битвы при Кавагоэ», и «Четвертая битва при Каванакадзиме», да и еще пять других более или менее известных сражений эпохи были отображены в книге сценариев базовой игры, вот только одно но. Из-за той самой «одновременной отдачи приказов» управление войсками усложняется от каждого дополнительного отряда в армии. В «Лето 1941» это смягчалось тем, что факторов, которые могут повлиять на приказ не очень много и они были интуитивно понятны – а вот здесь… Как я уже сказал практически каждый приказ, состояние, местность влияют на атаку, защиту и мораль, когда отрядов не так много, в пределах 5-7 еще можно более-менее учесть эти факторы, а вот когда количество отрядов достигает десяти или двенадцати на сторону, то управление усложняется многократно. И тут возникает беда базовой книги сценариев — после вполне простого обучающего сценария с четырьмя отрядами на сторону сразу выпрыгивает та самая «Четвертая битва при Каванакадзиме» с пятнадцатью и двенадцатью отрядами на сторону. «Переходного периода» между обучающим сценарием и эпическим вообще нет. Поэтому мой совет всем кто хочет научиться играть по правилам Art of Tactic – после обучающего сценария забудьте на время про книгу сценариев, а лучше скачайте с официального сайта несколько битв по типу «На нашу деревню напали враги!» и начните с них. К базовой книге сценариев лучше приходить, имея за плечами опыт игры в такие небольшие битвы.

Samurai-battles-36

Однако здесь встает другой вопрос – чтобы играть в дополнительные сценарии с сайта требуется докупить дополнительные отряды, да даже чтобы иметь возможность играть во все сценарии с базовой коробки требуется докупить дополнительные отряды. При этом нигде ни на коробке, ни в правилах, ни на самих сценариях этого не указано. Поэтому я сейчас открою величайший секрет – сколько и каких нужно иметь отрядов, чтобы иметь возможность играть во все сценарии базы и дополнения, а также во все сценарии, выложенные на данный момент на сайте. Стороны образно назову «красными» и «желтыми». Кому это совсем неинтересно сразу может пропустить этот длинный и скучный список и сразу приступить к чтению выводов.

Samurai-battles-43

«Красные» должны иметь:
— 5 отрядов асигару-копейщиков (1 дополнительный отряд к имеющимся в базе);
— 4 отряда асигару-лучников (2 дополнительных отряда к имеющимся в базе);
— 4 отряда асигару-аркебузиров (3 дополнительных отряда к имеющимся в базе);
— 4 отряда самураев с нагината (2 дополнительных отряда к имеющимся в базе);
— 4 отряда самураев с но-дати;
— 3 отряда самураев-лучников (все есть в дополнении «Атака ниндзя»);
— 4 отряда конных самураев (2 дополнительных отряда к имеющимся в базе);
— 8 отрядов конных самураев-лучников (4 дополнительных отряда к имеющимся в дополнении);
— 2 отряда ниндзя (1 дополнительный отряд к имеющимся в дополнении);
— 1 штаб;
— 8 пеших командиров (если считать с двумя командирами из дополнения их хватает);
— 4 конных командира (один дополнительный, если считать с командиром из дополнения, без него 2 дополнительных).

Samurai-battles-37

«Желтые» должны иметь:
— 7 отрядов асигару-копейщиков (3 дополнительных отряда к имеющимся в базе);
— 4 отряда асигару-лучников (2 дополнительных отряда к имеющимся в базе);
— 2 отряда асигару-аркебузиров (1 дополнительный отряд к имеющимся в базе);
— 3 отряда самураев с нагината (1 дополнительный отряд к имеющимся в базе);
— 2 отряда самураев с но-дати;
— 3 отряда самураев-лучников (все они есть в дополнении «Атака ниндзя»);
— 8 отрядов конных самураев (6 дополнительных отрядов к имеющимся в базе);
— 6 отрядов конных самураев-лучников (2 дополнительных отряда к имеющимся в дополнении);
— 2 отряда ниндзя (1 дополнительный отряд к имеющимся в дополнении);
— 1 штаб;
— 7 пеших командиров (если считать с одним командиром из дополнения их хватает);
— 4 конных командира (один дополнительный, если считать с командиром из дополнения, без него 2 дополнительных).

Samurai-battles-38

К тому же нужен один отряд крестьян подносчиков боеприпасов.

Samurai-battles-39

После всего вышеназванного я не хочу, чтобы меня поняли неправильно – «Сегун. Битвы самураев» не плохая игра, совсем нет. Несмотря на переусложненные правила с «дырами», несмотря на отсутствие миниатюр в стартере для полноценной игры, несмотря на отсутствие органайзера и пачку других проблем. Просто к ней надо подстроиться, кому-то долго и упорно, кому-то быстро, но подстроиться – докупить миниатюр, отыграть пачку небольших сценариев, решить вопрос «куда все это девать» и тогда игра заиграет совсем другими цветами. Данный продукт не для тех, кто любит купить коробку, открыть и сразу играть, нет. Это игра для тех, кто любит медленно погружаться в эпоху – собирая и окрашивая миниатюры, медленно и с упорством изучая правила, отыгрывая пару стандартных ситуаций для понимания механики. Может, через несколько месяцев вы сможете отыграть свою первую партию. А когда через партий пять калейдоскоп факторов сложится в приятную и понятную картину, а символы на карточке не будут вызывать постоянного желания залезть в правила за пояснениями, можно разложить и какой-нибудь «исторический» сценарий из базовой коробки.

Samurai-battles-40

Если вас устраивает такое плавное и постепенное вхождение в игру, «Сегун. Битвы самураев» вполне следует опробовать.

Samurai-battles-41

Видно по итогам продаж и по последней новости о закрытии проекта игра так и ушла непонятой большинством. Это очень обидно. Ведь на самом деле это не самый худший из проектов «Звезды», просто сложный, несколько невнятный, но не плохой. И пусть моя статья прозвучала как реквием по системе, сам я все же буду в нее играть, не часто, не спеша, но буду.

Samurai-battles-42

Тем более еще так много миниатюр к ней остались неокрашенными…

Eternal автор

Оцени статью: 12345 (4,70 из 5, оценок - 10)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
12 to “«Сегун. Битвы самураев» – последнее саке самурая, часть 2”
  1. Спасибо за обзор.

    Правильно ли я понимаю, что даже при покупке Атаки ниндзя, для полноценной игры понадобится покупка доп. отрядов ок 30 штук?

  2. stak,

    Да все правильно. 39 если быть точным.

  3. Eternal,

    Т.е. при самом благоприятном раскладе, учитывая рекомендованные цены Звезды это выходит: 2000 + 3900 = 6000р.

    Прикольно.

  4. stak,

    Ну еще надо атаку ниндзя сосчитать, а это еще около 1500.

  5. Ничего себе базовый набор, для которого нужно ещё на 200 баксов допов купить для нормальной игры...

  6. stak,

    Смотря что вы подразумеваете под полноценной игрой — для игры всех сценариев из базовой коробки требуется докупить 5 отрядов — все для игры по правилам AoT, для C&C отрядов хватает из коробки

    Указанные в статье отряды нужны для отыгрыша дополнительных сценариев с сайта

  7. Dr. Nik,

    Указанный список для дополнительных сценариев с сайта — к базовой коробке он не относится

  8. kuras,

    Да, именно это я и имел в виду.

    Согласен, что для отыгрыша дополнительных сценариев вкладываться надо. Но, в идеале, допы должны быть по принципу М'44 или С&C, ToI или Битв Вестероса, когда вы получаете и новую армию с новыми особенностями или даже механиками и сценарии к ней. Вместе с возможностью отыгрыша как сценариев с оф. сайта, так и любительских.

    Да и подобные цены для отечественного рынка несколько высоковаты. Все же у нас с варгеймами знакомы мало и подобный ценник отпугнет запросто.

  9. stak,

    Ну никто же не знает что у него на самом деле такой ценник. Что требуются доп. отряды в стартере нигде не написано.

  10. Eternal: Ну никто же не знает что у него на самом деле такой ценник.

    При умении читать и считать, подобную информацию легко можно почерпнуть на сайте Звезды или в любом интернет магазине. )

    Eternal: Что требуются доп. отряды в стартере нигде не написано.

    А те самые 5 необходимых наборов? Или в книге сценариев просто есть сценарий, на который тупо фигур не хватает?

  11. stak,

    Да просто не хватает наборов и все, таких сценариев вроде 2.

  12. Ну, господа, говорить, что для игры необходимо докупить аж 39 дополнительных наборов, потому что кто-то там слабал допсценарии на кучу отрядов — это смешно ))) По сути такие сценарии это «эпики» для обладаелей двух комплектов игры (хотя я бы никому не советовал играть по звездовским правилам более чем по 12 отрядов с каждой стороны — лучше вообще меньше, иначе очень долго выйдет)...

    На все базовые сценарии того же базового набора вроде хватало (хотя флажки перетыкать приходилось)...

    А вообще, игра сырая, имхо, и косяки там не только в усталости в движке... Сценарии базовые тоже странные порой — особенно, где реки крест на крест...

    Потенциал-то у игры был... но не реализован...

Прокомментировать




Subscribe without commenting