Главная страница » Настольные игры Обзоры »

Ashen Stars — Пыльные звёзды, обзор

Оцени статью: 12345 (3,00 из 5, оценок - 4)
Загрузка...

Предисловие:

Пока писал эту статью, заметил за собой, с какой насмешкой и иронией описываю некоторые моменты. Но все же надеюсь, что адекватность сохранилась, а текст не превратился в многостраничный крик души. Могу лишь сказать, что серьезно думал, о чем писал.

***

В наши дни индустрия настольных ролевых игр развита сильно по всему миру. Каждый год выходит немало печатных новинок для игроков любого сорта. Новые «Дневники Путешественника» (Savage Worlds) на родном языке, новая продукция линейки Warhammer 40k, родная Эра Водолея, это уже не говоря о таком гиганте, как D&D. Естественно, такие новинки не обошли крупнейшую выставку-ярмарку Эссен Шпиль, куда и направилась наша делегация из самого сердца Сибири.

Своего доброго товарища я настоятельно просил добить из Эссена мне лишь одно: книгу по настольно ролевой «вахе», ну, или что-то из жанра космоопера. Хотелось настоящую книгу, не pdf, и не распечатку. На том и распрощались, а через пару недель я получил то, что заказывал, но совсем не то, чего ожидал. Товарищ радостно протянул мне книгу по некой игре Ashen Stars. Цена вопроса была 1700 наших рублей. Без преувеличения могу сказать: систем я знаю много, но об этом даже не слышал. Пожав плечами, мне осталось лишь углубиться в чтение. Итогами и впечатлениями я и хочу поделиться с вами

Сама книга состоит из 298 страниц формата а4, на плотной обложке сочный рисунок с непонятным и, мягко говоря, некрасивым инсектоидом на переднем плане. Первые главы и вступление подробно рассказывает нам о продукте. Как оказалось, система называется GUMSHOE (поначалу прочитал, извините, гамно), принадлежит британскому брату, и под своим ядром насчитывает немало продуктов. Другими словами нет отдельной книги, которая бы описывала систему, но ее уже успели распихать по множеству сеттингов: тут и Trail of Cthulhu, и мистика на подобии Неизвестных Армий (the Essoterrorists), и город супергероев (Mutant city blues), и пр. Вот дело и дошло до космооперы. Как может быть ясно из названия системы (gumshoe, разг. америк., следователь, детектив), все игровые действия крутятся вокруг сбора улик и доказательств, вокруг некой загадки, и ее разрешения. И если в случае ктулху и мистики, пожалуй, такая система как нельзя хорошо ложится в тему, то в остальных случаях кажется притянутым за уши. Так ли это — читаем дальше.

Продукт новый, прямо «свежак», представленный на Эссен Шпиль. Возможно, я единственный обладатель бумажной версии книги в России. Просто не представляю, кому было бы необходимо ее заказывать. Сама система держится на простых бросках одного шестигранного кубика, а создание персонажа по большому счету состоит из «закупки» навыков, которые делятся на навыки расследования и общие. Причем «здоровье» — это навык, а в «атлетику» входит без малого и акробатика, и инициатива, и силовая подготовка, и много чего еще. Никаких характеристик и подсчетов тут не слышали. Хочешь использовать навык: кидаешь кубик, обычно нужно выкинуть 4 и больше. Если мастер (которого тут кличут гейм модератором, Game Moderator) решил увеличить сложность, то вы можете потратить сколько-то очков из навыка, чтобы получить эквивалентный бонус к броску. А можно порой вообще ничего не кидать, потратив обозначенные очки из навыка. «ведь персонажи — сильнейшие индивиды в галактике» ©.

Многое в этой игре зависит от количества игроков. Чем меньше участников — тем больше они получают навыков на расследования, чтобы разделить обязанности. Оптимально, как полагается, 5 игроков: тогда все равномерно распределят роли и навыки. Классов в этой системе нет, есть звания, бортовые обязанности. Нужны они обычно для галочки и лишь изредка требуют профессионального броска вроде «в воздушном бою атаку по коммуникациям делает стратег» (грубо говоря). Зато есть в этой игре расы, кои, по понятным причинам вроде как не имеют аналогов. Космоопера же. Раса здесь нужна для того, чтобы дать трём определенным навыкам +1 к броску, узнать ваш характер поведения и узнать какие кибер и генетические усовершенствования на персонажа можно установить. Еще тут у некоторых рас есть уникальные навыки, которые, попадая в руки манчкина, творят ад во всей галактике, треш и содомию, Прочтение главы расы вызывает стойкое желание бить себя по лбу, прикрывая глазя (а-ля фейспалмЪ). Если ваш знакомый предложит сыграть в игру за расу тараканов кч-тч (kch-thk) или за серых человечков (vas mal), путешествующих во времени, не спешите поднимать одну бровь выше лба, просто речь об Ashen Stars.

Система эта демократична. Изначальные предметы закупаются на каждого члена команды из общего котла ресурсов. Только вот предметов тут на удивление мало и делятся они на дубинки, пистолеты, и с десяток предметов, которые не всегда блещут оригинальностью. Кибернетические усовершенствования так же не слишком радуют своей стилистикой и типологией, как, в общем-то, и космические корабли. Последние, судя по картинкам, вообще похожи на коробки, витающие в космосе. Единственное, что действительно привлекает внимание — это генетические улучшения, делающие из персонажа натурального мутанта-икс, что в процессе доставляет немало веселья.

Очередная заявленная фишка игры — это путешествие по космосу и космические корабли вообще, а также как отдельная особенность — бой в открытом космосе. Но отношение к кораблю как к отдельному члену команды можно найти и в «7th Sea» или «Serenity» (Cortex), а бой в космосе похож на отдельную текстовую настольную игру. У каждого корабля 2 колонки по 4 параметра. В начале боя команда заявляет, что собирается сделать с врагом. В зависимости от заявки, команде нужно набрать определенное количество пунктов. Пункты начисляются после одного полного раунда в зависимости от успешности бросков игроков. Иными словами вся сложность в правильном распределении очков из навыков на броски кубиков. И сложность этого дела относительна.

При изучении всего, что описано выше, ощущение осталось своеобразное. В параграфе боя описаны различные маневры, сюрпризные раунды, даже тактика, но применить их нечем и не на чем. Таракан с 4мя пистолетами (по одному в каждой руке), усиленным навыком стрельбы и боя, приносит тотальный (экстерминатус) контроль и массовую смерть на поле боя. Да и обычный бой сводится к трате атлетики, ходьбы и стрельбы. Казалось бы, игра эта детективная, но весь детектив, опуская размышления игроков, сводится к серии заявок «я делаю то-то», траты очков навыка, чтобы найти улики. Все это чрезвычайно напоминает обычную настольную игру с речевой механикой, а не настольно ролевую игру. Причем на разговорах строится возможность повлиять на неигрового персонажа коммуникативно, что заменяет множество других навыков. Тут есть все: от банальных переговоров и допроса до лести, флирта и правдивости.

Сам текст книги не слишком конкретен. Множество повторов, советов по вождению, и советов, как вообще провести такую игру, хотя во вступлении есть пометка о том, что книга для тех, кто в курсе предмета спора. Из всего, что там описано, многое не запоминается, да и надо ли оно вообще — спорный вопрос. Иногда кажется, что хотели забить место текстом. На удивление имеется множество советов по отыгрышу, хотя с такой системой поиска улик надо ли оно? Сюда добавляем своеобразный язык повествования, полный игровых сеттинговых терминов. Не совсем ясно, в каком месте смеяться: над навыком чувства брехни (Bullshit Detector) или предметами типа феромонных привлекателей внимания. И это несмотря на заявление о том, что игра (как бе) про мрачный и чуть ли не хоррорный космос.

Авторы говорят, что они сделали игру и сеттинг в стиле старых фильмов и сериалов в стиле космооперы. Пожалуй, больше всего общего в этой игре со «Star Treck», причем еще того, шестидесятых, где каждая серия — новая планета и новая загадка. Такое обращение к «старому-доброму» тоже довольно сомнительно. Настолько олдскульных игроков попробуй, поищи, а последние поколения кормятся «Mass Effect», «Warhammer 40r» и свежими «Star Wars». Но, пожалуй, это опять же вопрос к тому, что гумшо (та самая основа правил) — тема все же исключительно детективно-разговорно-сюжетная. В этой системе кубик либо решает все, либо ничего.

Но вернемся к сеттингу. Это история о том, что прошла Мохиларская война (Mohilar War), злым инопланетянам, как положено, наваляли, а добрые расы сделали свое утопичное общество Комбайн (the Combine). В этом обществе есть (шайки) отряды элитных наемников, которые решают проблемы. Эти отряды называют Лазерами (Lasers, и это еще сокращение). Лазеры летают по плохо освоенным мирам Комбайна и наводят (кровь-смерть-разрушения) порядки путем мирных расследований. В галактике живет множество оригинальных рас, к которым примешались и эльфоподобные, и дворфоподобные, и хафлинги, и киборги, и люди, и полузвери, и даже ТАРАКАНЫ, выросшие до состояния всемирного пипца. Описание, изображение, да и история этих рас такая, что играть за них ну никак не тянет, даже учитывая, какие у каждой расы уникальные навыки (особенно миллион богоподобных манипуляций серых карликов). Они просто не харизматичны. Более-менее описаны миры, и то карты сделаны доступной неоригинальной программой.

Отдельное слово про арт. Да, я не смогу нарисовать и так, как нарисовано в книге, но кроме холодного цвета прикольного обрамления в книге ничего не радует глаз. Однообразный перемешанный текст. Таблички, которые выделяют не главные правила игромеханики, а скорее полезные советы по вождению (и почему они не в секции мастера). Арт не стильный. Местами красивый, но сухой, бездушный, или вовсе душный.

На простом изучении книги, конечно, я не остановился, провел серию игр. В попытке хоть как-то разбавить деревянный процесс игры, я ввел несколько хоумрулов. Например, навыки специализации, обязательные навыки и бонусы выбранных классов. Каждый игрок должен был взять (и соответственно так распределить навыки) 2 профессии: военную и гражданскую. С учетом проверенного мира и детально описанных персонажей вышло интересно. Я думал, что система и без того простая, значит на ней можно потренировать новичков. Но не так все было просто: система оказалась слишком простой! В ней все сводится к банальной словеске, а моим подопечным школьникам с еще не развитыми в совершенстве навыками коммуникации в это играть было сложно. Они просто не знали, что сказать, как в такой ситуации можно поступить, используя только лишь заявки и слова. Разве что для них это был неплохой тренинг.

Игра была построена таким образом, чтобы поэтапно опробовать все заявленные фишки игры. Создание персонажа, как говорилось, занятно, но не более; без приличной работы мастера не обошлось. Также было написано выше, что играть в заявление правильных действий не каждому легко, правила действий и возможностей слишком абстрактные и общие, такое чувство, что просто для галочки. На первой же игре попробовали воздушный бой. На удивление оказалось интересно и относительно быстро, и лишь от этого было хоть какая-то динамика. Ведь на карте поля боя ничего не происходит, лишь сближаются и крутятся корабли. Сразу появляется мысль использовать миниатюры космических кораблей из Battlefleet Gothic или, например, настольного StarCraft. Но тогда было бы легче сделать отдельную настольную игру про корабли и космические битвы. Так что в Ashen Stars — это игра в игре. Весь остальной геймплей сводится к ватакатанию и лишь изредка к трате очков навыков. Особой ценности раскачка, деньги, и прочие радости не приносят. Это игра в сюжет и загадки. Бои там скорее для того, чтобы разбавить действие.

Итого:
Ashen Stars — это полусловесная настольная игра для определенной группы потребителей. Назвать ролевой ее можно, но с натягом. Она подойдет для тех суровых челябинских игроков, которым не интересны более структурированные (и более системные) системы. Либо если игрокам лень создавать персонажей, кидать кубики, а хочется поболтать, расслабиться. Назвать эту систему незаменимой для космооперного детектива увы нельзя, для этого с тем же успехом (если не большим) подойдет Serenity, Savage Worlds, Cyberpunk 2020 и пр. Унылый сеттинг и арт не вдохновляет, и нет там идей, которые хотелось бы перенять (хотя, возможно, меня просто до сих пор беспокоят тараканы и серые карлики). Все это делает ашен старз довольно сомнительным продуктом, учитывая его стоимость.

Игра выехала только за счет сюжета. Как мастеру мне пришлось много переработать, доделать и переделать. И то показалось ну слишком однобоко. Думаю, вся система такова — без напильника никуда. В итоге, если у вас есть оригинальная идея провести космическое приключение — можете и попробовать эту игру, но, думаю, покупать ее нет смысла абсолютно никакого. Тем более, что она легко качается и печатается. Остальным же мастерам хватит и полчаса знакомства, с текстом, чтобы сложилось собственное мнение.

Возможно, относительная моя нелюбовь к словескам делает свое дело. Но, читая эту систему, будьте готовы, хотя бы информационно.

Игры: ,

автор

Оцени статью: 12345 (3,00 из 5, оценок - 4)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
4 to “Ashen Stars — Пыльные звёзды, обзор”
  1. А что ты по поводу Dresden Files Roleplaying Game думаешь?

    http://rpggeek.com/rpg/3717/the-dresden-files-roleplaying-game

  2. Дрезден спасает более менее описанный сеттинг. Награды он получил, я полагаю, из-за простоты и доступности игрокам. Однако сама механика FATE вызывает у меня смутные сомнения. Хотя это пробовать надо. Вполне вероятно, что суммирование +/- обозначенных на кубиках может оказаться занятием и весёлым. В десяток упрошено по сравнению с Миром Тьмы. Однако ознакомлением иного продукта по Фейт, Spirit of the Century, опять-таки мне показался не для всех.

    не знаю... аркадно что ли. Я не отношусь к тем людям, борющимся за призрачный реализмЪ, но играть в такое мне лично скучновато

  3. Ну что вам сказать? Играйте в днд, а не в гумшо... вы не понимаете о чём и про что эта игра.

    Тоже самое и с FATE. Там игра идёт не кубиками.

    Погуглите «Большую Модель». Может быть вам запомнятся такие слова как «геймизм, симмулиционизм и нарративизм».

    Хоть это и пустое, так серьёзно рассуждать о несерьёзных вещах, но может быть вам будет полезно для расширения кругозора (=

  4. спасибо за дельный совет, как и за модель известную, как и за упоминание этих трёх немаловажных слов. Во вступлении я как раз пишу, что ловлю себя на мысли: нарративки вызывают у меня такую реакцию, потому я постарался не вдаваться в такое состояние. Также я уже писал, что не склонен к поддержке тру реалистичности или дайсфесту в таких играх. И как я уже писал какой бы не был Фейт, Дрезден-то хотя бы интересно написан. В гумшо же всё пресно, не слишком удобно и не цепляет глаз

Прокомментировать




Subscribe without commenting