Главная страница » Настольные игры Обзоры »

Flash Point: Fire Rescue — пришёл, увидел, потушил! Обзор

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 3)
Загрузка...

Перед нами игра Flash Point: Fire Rescue. Вопрос знатокам: как часто вы слышали об этой игре в прошлом году? Многие ответят, что не раз и не два. Желающих поиграть в неё или приобрести эту игру хоть отбавляй. Теперь второй вопрос: как много вы видели обзоров с упоминанием этой игры? Если покопаться в сети, это будет раз-два и обчёлся. Почему так? Думаю, играли во Flash Point: Fire Rescue многие, но вот написать про игру… Лично мне несколько сложно сформулировать те ощущения, что оставляет эта игра. Но обо всём по порядку.

 

Коробка Flash Point невелика и нестандартна. Здесь: сравнение с GoW.

Итак, в один прекрасный день я наконец получил на почте подозрительно похрустывающую посылку средних размеров со следом от ботинка. Внутри лежали обильно пересыпанные полимерными «хрустиками» игры, так что, к моей радости, заказ не понёс никаких повреждений от внешних воздействий. Самой верхней в коробке был Flash Point: Fire Rescue. Первое визуальное впечатление при откапывании игры из посылки – прекрасная полиграфия! Красивая картинка, яркие цвета. Неожиданно и приятно. Сама же коробка нестандартная для настольной игры и гораздо меньше, чем я ожидал.

Вскрытие коробки с игрой показало, что внутри находится: сложенное вчетверо поле; три плоскости для ритуального выдавливания; пакетик с шестью деревянными фишками-кеглями и кучкой маленьких чёрных кубиков; приличных размеров карточки специалистов и памятки; двухсторонняя книжка с правилами игры на английском и немецком языках. Воздуха в коробке стандартные две трети. На первый взгляд — не густо.

Содержимое коробки на столе

А вот дальше происходят превращения. Если вы видели Flash Point: Fire Rescue только на фотографиях и примерно представляете, какого размера компоненты игры, то можете смело умножать свои визуальные представления об этих размерах на два. Поле при раскладывании становится не таких уж и маленьких размеров – стандартный лист А2. Клетки на нём более чем приличные, со стороной 5 см. Жетоны-маркеры — соответствующие эти клеткам. Карты специалистов и памятки того же размера, что карточки Dixit. И всё это с легкостью помещается в невоздушную треть коробки. Чудеса. До полной картины добавляем к этому просто великолепный дизайн поля, до этого казавшийся на фотографиях аляповато-игрушечным. В результате получается очень приятная, совершенно не напрягающая картина с крупными элементами. Так что, если вы смотрели ранее и смотрите сейчас на фотографии, воспринимайте картинку только как «условное обозначение», в жизни всё гораздо лучше.

О чём же эта игра? Это очередной «кооператив» и, как и многие кооперативные игры, тема посвящена спасению. Только на этот раз это не спасение земного шара от всякой заразы или от нашествия монструозных вражин. Всё гораздо реалистичней – мы спасаем людей и их домашних питомцев из горящего дома силами команды доблестных пожарных-спасателей. Если спасли семерых пострадавших до того, как здание рухнуло или когда в огне погибли четверо неудачников – слава победителям! Немного жестоко по отношению к тем, кого спасти не удалось, но таковы правила. В облегченном, «семейном» варианте, все пожарные одинаковые и не имеют каких-либо отличий, кроме цвета фишек-«кеглей». Каждый имеет 4 действия на ход, которые тратятся на движение, открытие/закрытие дверей, тушение огня, перетаскивание пострадавших или проламывание стен, причём неиспользованные действия остаются на следующий ход. Вынесли пострадавшего из здания – значит спасли его.

Бравые спасатели

На продвинутом уровне каждый герой уже имеет свою специализацию. Например, медик реанимирует надышавшихся дымом, чтобы те вышли из дома на своих двоих, а не на горбу спасателя. Капитан может руководить другими бойцами команды (вроде диспетчера в Пандемии). Кто-то имеет дополнительные действия на движение или на тушение огня. В целом, всего восемь персонажей, из них двое — женщины-спасатели. Также на продвинутом уровне пострадавших необходимо не просто вынести из здания, а поместить в единственную «скорую», которую ещё нужно подогнать на нужное место. Ещё в игру добавляется пожарная машина, с помощью которой можно тушить огонь гораздо эффективнее. Но кроме этих разнообразных и полезных функций, на продвинутом уровне появляются и дополнительные проблемы: «горячие точки» внутри здания и разбросанные по дому легковоспламеняющиеся материалы (я больше привык к аббревиатуре ЛВЖ), которые являются источниками взрывов. Короче, не дом, а какой-то рассадник пироманов. Немудрено, что в процессе игры в нём то тут, то там вспыхивают комнаты.

Для полноты картины скажу пару слов о порядке ходов. Он стандартен для кооперативной игры. Сначала мы отыгрываем ход своего персонажа. Потом в фазе Огня кидаем кубики d6 и d8 (поле имеет размеры 6 на 8 клеток) и выполняем действия по этой фазе. Потом, при количестве жетонов «интересных точек» POI менее трёх, довыставляем недостающие POI. У этих POI на одной стороне знак вопроса, а на другой или пусто, или силуэт пострадавшего, почему то без лица. Пожалуй, это единственная претензия к дизайну. Приходится спасать каких-то «безликих» пироманов.

Теперь постараюсь не описывать более правила игры, остановлюсь на впечатлениях по освоению игры и непосредственно по игровому процессу. Также чувствую, что мне не удержаться от сравнения с Пандемией. Причём именно с Пандемией, почему-то мой ассоциативный ряд отказывается находить другие объекты для сравнения.

Итак, сначала по освоению игры. Пока игра перемещалась с другого конца света, я сделал «вольный перевод» правил и набрал всё это дело в файл. Обычно я это не делаю, но тут настораживало обилие в правилах условий «если, то». Если клетка пустая, то дым; если дым, то огонь; если дым на огонь, то взрыв; если стена возле взрыва, то повреждение; если взрыв через открытую дверь, то дверь долой и т.д., и т.п. При отсутствии перед глазами игры это немного настораживало: вдруг процесс будет перегружен всеми этими нюансами, которые все-то и не упомнишь. Однако первая же партия развеяла все сомнения. Всё оказалось настолько логичным и интуитивно понятным, что мне даже не пришлось распечатывать перевод. Тем не менее, некоторые вопросы остались, но об этом позже.

Начальная расстановка "семейного" уровня

Далее, правила предлагают осваивать игру на «семейном» уровне. И здесь это совершенно не тот случай, когда можно отмахнуться от этой рекомендации, хотя стартовая раскладка на этом уровне не меняется. Я честно, насколько это возможно для освоения, отыграл несколько партий. «Семейный» уровень совершенно не лишний, на нём вырабатывается некоторый автоматизм при расчёте фазы Огня. Мой совет – играть «семейный» уровень, пока не прочувствуете, что ничего нового он уже не даёт и, самое главное, вы не допускаете ошибок.

При переходе на «продвинутый» уровень первоначальная раскладка уже несет все признаки случайности. Только первый взрыв происходит на одной из восьми центральных клеток. Второй взрыв — уже по броску кубиков d6 и d8, а третий – «откорректировав» второй бросок. Нужно взять кубик d8 и перевернуть его на противоположную грань, а d6 просто перебросить. Казалось бы, это должно отвести третий взрыв от второго. Однако смотрим на противоположную сторону цифры «6». Угадайте, что там? Почти никто не угадает. Там «5»! А у цифры «2»? Нет, даже не «3», а «1»! Так что в половине случаев вероятность попасть взрывом вблизи уже охваченных огнём клеток довольно высока. На эти три клетки, где произошли первые взрывы, кроме жетонов Огня, также кладутся маркеры «горячих точек», в игре они будут приводить к дополнительным взрывам. Потом раскладываем ЛВЖ, три жетона POI вопросительным знаком кверху, плюс добавляем ещё несколько «горячих точек» в зависимости от выбранного уровня сложности, и всё это по броскам кубиков. Глядя на всю получившуюся красоту, проводим рекогносцировку пожарных и техники вокруг дома, и – в бой! Долго я всё это расписывал? Поверьте, расставлять ещё дольше. Конечно, с опытом это время сокращается. Но лично для меня процесс «заражения» в Пандемии – уже занимательная часть игры. Во Flash Point: Fire Rescue хочется поскорее закончить со всем этим стартовым дайсомётом и поскорее рвануть в дом!

На поле 24 кубика повреждений. Здание рухнуло!

Вот, наконец-то, первые шаги по дому, первые отыгрыши фазы Огня. И сразу же сравнение с Пандемией. Там карты ранее инфицированных городов лежат сверху колоды, и мы можем спрогнозировать, где могут возникнуть проблемы. Во Flash Point: Fire Rescue – кубики. Ну что тут можно прогнозировать? Кубики могут вызвать взрыв, даже если на поле имеется маркеров огня всего-то ничего. А можно и попасть в редкое, неохваченное огнём место в объятом пламенем здании. Помните эмоции в Пандемии, когда вы вытягиваете нижнюю карту при эпидемии и либо радостно кричите, что «мы уже жёлтый цвет закрыли», либо со стоном говорите — «ну как это можно, попасть именно туда, где мы не успели вычистить»? Так вот, в Flash Point: Fire Rescue почти каждый ход – такая ситуация. И это здорово! В Пандемии карт эпидемий максимум шесть, а здесь — кубики. И здесь они, с точки зрения эмоционального уровня игры, невероятно к месту! Взрыв эмоций обеспечен. Но есть у этой непредсказуемости и обратная сторона. Для примера, у меня было практически потушенное здание с кучей маркеров дыма, всего два-три маркера огня, а пострадавшие спокойно ждали своих спасателей. Один «сверхточный» бросок в огонь с «горячей точкой» — в результате взрыв номер раз, тут же второй бросок из-за «горячей точки» попал в ту же область – взрыв номер два, который распространяется на ЛВЖ – взрыв номер три – и два трупа. А только что пострадавшие, казалось бы, были в безопасности. Как правильно было замечено в одном из обзоров, Пандемия больше похожа на головоломку. Здесь же случай играет гораздо более серьёзную роль, но всё равно не заправляет игровым процессом. Ведь всегда можно сместить приоритеты в тактике в сторону тушения огня.

Следует отметить ещё одно серьёзное отличие от Пандемии. Во Flash Point: Fire Rescue туши – не туши пожар, а полностью искоренить огонь хотя бы в одной отдельно взятой комнате невозможно. Дым может повалить абсолютно из любой точки, пусть даже пролитой водой сверху донизу. Некая реалистичность в этом тоже есть: пожар — вещь непредсказуемая. Но не до такой же степени! Получается, хоть обтушись, а дом всё равно сгорит. Обидно это, ведь мы же старались…

Теперь ещё об одном факторе случайности в игре, который, как я считаю, однозначно к месту. На поле всегда должно быть три жетона POI: закрытые, вскрытые – не важно. Вскрываются они, когда пожарный заходит в клетку с этим жетоном, либо при использовании свойства одного из специалистов с определением наличия человека в POI. Напомню, часть жетонов – это пострадавшие, часть – ложная тревога. Дальше, я думаю, продолжать не нужно, всё и так понятно. Штука интересная, нелогичная с точки зрения реализма, но без неё игра была бы слишком предсказуемой. Без этого бегали бы мы по дому на крики да спасали пострадавших. Или не успевали бы к ним. А так всегда есть шанс, что взрывом накроет «ложную тревогу», а не человека. Да и пробиться к POI и получить пустышку – дополнительные эмоции. Это ещё один момент, когда случайность – это здорово!

Кстати, о реализме. Если взрывом накрывает пожарного, то он теряет сознание и… чудесным образом сразу же попадает в «скорую». Забавно. Нужно будет ввести хоум-рул, что пожарный идёт в зачёт тех четырёх неудачников и брать нового героя. Так было бы справедливее.

Отдельно скажу о двух сторонах поля. На первом — четыре входных двери и большая центральная комната. Во втором входных дверей всего две, а комнаты расположены на другой стороне дома, в конце центрального коридора. Я бы не сказал, что одно поле проще, другое сложнее. Они просто разные! Если учесть, что первый взрыв происходит в центре дома, то для первой стороны поля характерно быстрое заполнение огнем центральной комнаты и из-за этого тенденция к многочисленным взрывам и разрушению здания. Здесь предпочтительна тактика быстрой эвакуации. Во втором варианте пострадавшие, попавшие в отрезанные огнем комнаты, требуют от спасателей усиленной борьбы с огнём в том самом коридоре. Либо нужно проламывать внешнюю стену в эту часть здания. Здесь уже более эффективна тактика с тушением огня.

Огонь вырвался за стены здания ("продвинутый" уровень)

Теперь о недопониманиях в правилах. Как я уже говорил выше, правила состоят из бесконечных «если, то», но на самом деле просты до безобразия. И даже в таких правилах хватает неясных моментов. Например, когда огонь вырывается наружу здания и попадает на клетку с машиной, то что происходит с машиной? Можно ли проезжать на машине через горящую клетку? «Горячая точка» — она тушится или продолжает тлеть при ликвидации огня в клетке? Наконец, можно ли разместить дым на клетку с POI, можно ли на начальном раскладе положить на одну клетку POI, ЛВЖ и «горячую точку»? Всех этих моментов в правилах нет. Остается какая-то недосказанность, а это непаханое поле для логики, фантазии и хоум-рулов. И я так и не понял, почему ни на одном уровне сложности не участвуют: два жетона пострадавших и один – ложной тревоги, одна дверь, одна машина. Эти компоненты правила всегда отправляют в коробку. Да и маркеров «горячих точек» заметный переизбыток. Лишние запчасти или почва для творчества?

Начнём подводить итоги. Комбинации из карт разных специалистов и наложение нескольких случайных факторов создают очень эмоциональную атмосферу. До самого конца партии может произойти всё что угодно. Даже если вы уже спасли пять пострадавших, то это ещё ничего не значит – можно и выиграть, можно и проиграть. Баланс не смещен ни в сторону победы, ни в сторону поражения.

Сформулировать ощущения от игры, как я говорил в начале сего опуса, трудно. Это и Пандемия, и совсем-не-Пандемия одновременно. Раскрывается игра постепенно, по мере доведения до автоматизма отдельных элементов игрового процесса, главным образом, отыгрыша фазы Огня. И когда это происходит, то сразу – супер! Куча эмоций и великолепные ощущения, уже не подпорченные первоначальным «подтормаживанием» при освоении. Можно сказать, что впечатления от игры идут «по нарастающей».

В результате: игра однозначно нравится, но нужно «пережить» освоение.  Партии не повторяются. Две стороны поля, судя по сыгранным партиям, действительно разнообразят игру. Восемь специалистов в различных комбинациях обеспечивают разнообразие тактик. А вот кубики могут вызвать кучу возражений у нелюбителей дайсомёта, и в чём-то эти товарищи будут правы. Тряски стакана действительно многовато. Но это, пожалуй, единственная серьёзная претензия и от этого никуда не денешься. Таковы правила игры!

Мои рекомендации по Flash Point: Fire Rescue.

Всем — обязательна к опробованию.

Любителям кооперативок и семейных игр, а также соло-игрокам —  обязательна к владению.

 

Ваш настольный пожарный,

_ГрАнд_ aka Андрей

 

_GrAnd_ автор

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 3)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
18 to “Flash Point: Fire Rescue — пришёл, увидел, потушил! Обзор”
  1. спасибо за обзор, а можно правила?

  2. Хороший обзор — нам игра тоже понравилась, но пока освоили только семейный вариант.

    На все вопросы есть ответы на БГГ, издатель сразу же не них отвечает. Навскидку помню, что горячую точку потушить нельзя, а дым на POI класть можно 🙂

  3. zerg7,

    Как я написал, правила делал «вольным переводом». Могу, конечно, причесать. Но на это мне пару вечеров надо.

  4. Андрей, очень хороший обзор, большое спасибо. Мне так нравится, как ты пишешь. Игра сильно интересует, но я очень боюсь сравнений с Пандемией, которую не люблю.

  5. Njuse4ka,

    *покраснев* а я ещё и на машинке вышивать могу 🙂

    Шучу, вышивать не пробовал. Однако, приятно прочитать. Только что глянул на трек своей новой посылки — CUSTOMS CLEARANCE PROCESSING COMPLETE! Так что дня через три будет на почте. А там — моя прелесссть! — мечта прошлого года. И ещё кое-что, на что я не видел ещё ни одного русскоязычного обзора. Ну и нашёл я Лоян, он там же. Если не случится ничего экстраординарного, то постараюсь выдать ещё порцию впечатлений 🙂

  6. _GrAnd_,

    а что за мечта прошлого года?

  7. Njuse4ka,

    Доп к Сastle Рanic. Уж очень хорошо эта игрушка у меня дома идёт. На Визардов возлагаю большие надежды, правда о языконезависимости скорее всего придётся позыбыть. Но ничего, прорвёмся!

  8. Где ее купить-то подешевше? На фрицевском Амазоне нет, а в штатах за доставку просят как за 1,5 игры. Может кто посоветует что дельное?

  9. Martinyman,

    Если только на B&B посылку побольше набрать. А на амазон.де цена как раз полторы от американской будет, выходит тоже на тоже. Правда, и USPS пару недель назад резко взвинтила стоимость пересылки, процентов на 30. Не выходит дёшево! У меня FP:FR и GoW в сумме вышли 4101руб.81коп, что тоже недёшево. Сейчас, думаю, ещё рублей на 400-500 дороже получилось бы.

  10. _GrAnd_,

    Скорее всего, закажу в Штатах посылку с разным барахлом, воспользуюсь услугами пересыльщика и добавлю туда Флэш Поинт. Третьего наверное не дано :-)))

  11. Интересный обзор. Спасибо.

  12. В том числе благодаря и этому обзору заказал) На волне Пандемии так сказать ещё.

  13. Пока эта тема не ушла со страницы, похвалюсь. Заменил кегли на лего-пожарных. Им можно в руки и огнетушитель дать, и топор, даже бензопилу. Получается прямо как на карточке персонажа. Теперь играть стало приятнее 🙂

  14. Приехала ко мне из Штатов эта прелесть!!! Еще не раскладывал. Про пожарных, была мысль заказать лазерную резку файрмиплов. Кегли уж очень безликие, как в кинь-двинь.

    И интересно, никто еще не брался делать самопальные какие-нибудь дополнения к игре? Новые локации там, к примеру.

    _ГрАнд_,

  15. В прошлые выходные играли по продвинутым правилам (роли, скорая, опасные вещества, стрелки на карте), за минусом Горячих точек. Вполне всё понятно и интересно) Спасли 7 человек)

  16. Martinyman,

    Я в своём обзоре соло-часть-третья разместил фоты с лего-пожарными. По мне, так это очень даже неплохо.

  17. Горячая точка не тушится — см. стр 10 в правилах

    Что касается огня, который вырвался наружу, то на стр. 6 говорится, что его удаляют в конце хода. У нас, например, жертва была уже снаружи здания, ждала своей очереди, чтобы дойти до стоянки, произошел взрыв, огонь вырвался наружу здания и жертва погибла... вот так вот...

  18. Сейчас в допе появился специалист-ремонтник, который может убирать горячие точки.

Прокомментировать




Subscribe without commenting