Главная страница » Настольные игры Обзоры »

Обзор настольной игры Terra Mystica

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 11)
Загрузка...

Nastolnaya-igra-Terra-Mystica-obzor-1
В последнее время попереиграл в кучу различных еврогеймов, среди которых была свеженькая Terra Mystica, так что сегодня поведём рассказ о ней, как об одной из самых запомнившихся.

Настолке этой исполнился уже год, до некоторых же народов земного шара (и я имею ввиду не только Россию-матушку, но и другие, не менее, как говорится, прогрессивные страны, например, США) коробки с ней доползли только к середине-концу не так давно закончившегося 2013 года, так что — новейшая штука для настолкоманов.

Узнал я об этой настольной игре ещё перед самым Эссеном-2012, когда информации было немного, только та, которую выдавали авторы и тестеры. Тогда Terra Mistyca привлекла меня своим дизайном-оформлением и всякими возможностями получать победные очки так и эдак, борьбой в территориальной и культовой сферах — в общем, всем тем, что расхваливали авторы, и что покупатель должен был проглотить в качестве наживки. Богатейшее наполнение коробки в лучших традициях «больших»  игр – помимо прочих картонных компонентов, более 350 деревянных деталек! Это действительно впечатляет, особенно если учесть то, что размер у некоторых из этих кусочков дерева реально большой по сравнению с тем, что мы привыкли видеть обычно, и сразу же вы душите ту саму жабу, а не она вас. Очень радуют такие себе кирпичи:

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 2

Деревянные компоненты Terra Mystica на фоне стандартной карты ~9×6 см.

Помимо же дерева всё остальное так же приятно на вид – классная цветовая гамма, большая карта местности, плашки сказочных народцев (но это, в принципе, вкусовщина). Знаю некоторых, кому подобное оформление не по нраву, но... Посмотрите сами, в общем, и поймёте к какой категории людей  примкнуть. Хотя тут всё очевидно 🙂

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 4

Волшебные земли с высоты птичьего полёта. Это ж услада для глаз, как в это можно не влюбиться?

В общем, было большое желание поиграть в сие чудо, так как сложные евроигры — штука меня привлекающая, но все эти «построй средневековый замок», «посади огород», «а теперь построй ещё один замок в огороде» не то что набили оскомину, а просто таки дичайше бесят.

Вот реально постоянно хотелось поиграть в настоящее хардкорное евро про «эльфов и гномов», и наконец-то свершилось. Jens Drögemüller и Helge Ostertag осуществили это желание и сделали игру с не самой обычной для евроигр тематикой. Так что в моих руках оказалась та самая Terra Mystica и, следовательно, самые точные и выверенные данные: коробка с игрой и опыт уже кучи партий. Я играл в это, я трогал это, мне понравилось это (только за прошедшие выходные было отыграно восемь партий).

Terra Mystica – прежде всего, представительница жанра евро. Чистокровнейшего и не замутнённого этими вашими кубиками и карточками действий. Только суровый просчёт, только хардкор. Игра быстро прорвалась в Топ BGG и прочно заняла там своё положение: сейчас в общем зачёте настольных игр Terra Mystica идёт на шестом месте, в Топе же стратегических игр — на третьем (рейтинг 8.27)! Достойный участник гонки на ряду с таким титаном, как «Агрикола», и даже уже перегнавший её по этому самому рейтингу, но пока делаем скидку на то что новая игра, голосов меньше, чем нужно для адекватной выборки, чтоб отмести всякие нелепые единицы и десятки. Так что всё ещё может поменяться как в ту, так и в другую сторону, но уже только то, что Terra Mystica смогла заползти ТАК высоко, что-то да говорит.

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 26

Только что распакованные свеженькие компоненты. Основная масса в самом низу фото — здоровенный зип-пакет со всеми 350+ деревяшками.

Самое же радостное для меня, как для человека, завороженно следившего за игрой ещё до её выхода на рынок – это то, что она оказалась действительно хороша. Уж не знаю, что различает хорошее евро от плохого, но это различие точно есть и обнаруживается с помощью эмоций и удовольствия, получаемого в процессе игры в ту или иную коробку. Казалось бы, зарабатываешь и зарабатываешь очки, что в этой, что в той игре – ан нет. Здесь просто приятно строить своим народцем домики, переправляться через реки, заселяя всё большее пространство сказочного мира. Понятное дело, что, как всем известно, «в евро атмосферы нет», и это отчасти правда, но дизайнеры и оформители Terra Mystica попытались сделать всё возможное, чтобы игрок почувствовал себя более уютно в сухом мире цифр и просчётов. Даже, как принято в америтреше, попытались сделать какую-то историю — во вставках, по ходу чтения правил, мы будем находить небольшое описание каждого из четырнадцати народов.

Но всё таки давайте, чтоб не выплёскивать на вас неструктурированные эмоцийи, пойду по проторенному пути – расскажу обо всём по порядку и размажу эти самые эмоции равномерно по тексту.

Открываем коробку Terra Mystica

Стиль: Евро
Год выпуска: 2012
Издатель: Z— Man Games
Авторы: Jens Drögemüller и Helge Ostertag

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 6

Для сравнения рядом с Terra Mystica коробки Kingdom Builder (стандартная квадратная) и небольшая RftG.

Коробка обозреваемой игры подлинней и поуже стандартной квадратной, но зато почти в полтора раза толще (9,3 см. против 6,3 см). Но самое главное, что она весьма и весьма увесиста из-за своего наполнения: дерева море, картонных плашек тоже немало. Внутри никаких вставок нет, все компоненты просто ссыпаны в кучку, производитель предлагает распихать все по пакетикам, которые идут в комплекте. Солидные такие, большие плотные зип-пакеты и ещё один здоровенный зип-пакет, чтобы все маленькие с компонентами засунуть в него 🙂 Картонные монетки и прочие жетоны нужно было сначала выдавить — выдавливаются, к слову сказать, очень хорошо, особенно на фоне ещё одной небезызвестной игры, обзор которой тоже, думаю, напишу.

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 7

Вот такая красотень будет ждать нас внутри коробки после всех выдавливаний и расфасовки.

Как это может не радовать глаз? Объясните мне, пожалуйста, те, кому не нравится оформление. Неужели лучше пара картонных жетонов и квадратное поле с пятью прямоугольниками под эти жетоны? Можно было бы сказать: «Главное не оболочка, а содержание», — но и тут будет промах, так как у Terra Mystica и с этим полный порядок. В общем, по-моему, это десять из десяти. Ладно, со скидкой, на «ненавижу фэнтези» — 9,5 из 10.

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 9

Игровое поле, на котором и будет происходить основное действо — строиться поселения.


Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 10

Трек культов: огня, воды, земли и воздуха. Самые мощные «маги» получат больше очков в конце игры.


Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 12

Картонные планшеты семи из четырнадцати доступных в игре фракций.

Вот они, расы, населяющие этот мир. Плашек фракций всего семь, но народов четырнадцать, так как на обороте каждого из семи планшетов на фото ещё одна фракция. Смысл этого объясню позже, но это не экономия, как может показаться незнакомому с механикой игры человеку, а фишка Terra Mystica.

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 11

Гора деревянных компонентов. Более 350 штук. На этом фото ещё не всё 🙂
Такую кучу хочется загребать двумя ладонями и высыпать на пол, потом снова загребать и...


Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 14

Монетки. Не золотые =(
Но картон отличный.


Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 17

Жетоны благословений четырёх стихий.


Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 16

Назовём это просто, как есть — Изобилие.

Вооот, вот то, что привлекало глаз потенциального покупателя Terra Mystica в 2012 и радует его до сих пор. Компоненты выглядят весьма вкусно: цвета гексов и расставленных на карте жилищ/крепостей прямо таки созданы для того, чтобы завлечь своей сочностью игрока в мир игры. Да это вкусовщина и предвзятость в каком-то роде, и, как упомянул выше, некоторым подобное оформление не нравится, но так как обзор пишу я, то и решать мне, хорошее оформление или нет 😀  Думаю, не трудно составить своё личное мнение, просто посмотрев на фотографии выше по тексту.

На компоненты Terra Mystica приятно посмотреть, ещё красивее они выглядит в разложенном состоянии, подтверждением чему служат кучи фоток. Качество тоже отличное, весь картон толстенный, деревяшки, как уже сказал, здоровенны, вырубка прекрасная. Кстати, что постоянно меня радует/удивляет при подготовке к партии в эту игру, это качество коробки – она какая-то гладкая мягкая на ощупь, не знаю даже что это за картон такой. Кто знает подскажите, может где ещё что-то подобное есть – куплю, буду щупать 😀

А ещё все это немного похоже на америтреш своими 14 доступными расами. О_о Я, как фанат Twilight Imperium, сразу же провёл аналогию. Авторы походу и пытались создать подобное ощущение у игрока, чтобы превратить просто евро во что-то более привлекательное не только визуально, но и по механике. Хотя это становится уже трендом что ли, так как всегда интереснее играть за хоть чуть-чуть, но различающиеся по возможностям стороны. Я, если честно сказать, отчасти был привлечён этим прямо таки выставляемым на показ разнообразием сказочных народцев. Конечно, не ждал, что в евроигре будет какое-то кардинальное отличие рас дуг от друга и это «просто картинки разные», но, как оказалось, был не совсем прав.

Итак, за оформление и дизайн я поставлю огромный плюс этой коробочке, реально, одно только наполнение чего стоит, столько компонентов уже давно никуда не кладут, даже в америтреш. Про Кикстартер с его миньками вообще даже не заикайтесь, я говорю про настольные игры, а не про наборы солдатиков. А если ещё учесть, что и на нём хваленом много коробок бедней по составу...

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 15

Как играется Terra Mystica

В правилах разобраться несложно, написаны просто, еврогейм, он и есть еврогейм,  но тут у нас всё с интересными нюансами, как и положено хорошей игре. Ходят игроки по очереди: сделал действие, передай другому, и так по кругу, пока все не спасуют, после чего начнётся новый раунд, коих в партии всего шесть. Присутствует очень удобная памятка, помогающая понять что мы способны вообще сделать и не пора ли пасовать. Как понятно из картинки ниже, действий всего 8 (одно из которых «пас»), собственно, выбираем что делаем и передаём ход следующему. Процесс получается довольно быстрый. Однако, поначалу, пока ещё игрокам не понятно, что тут вообще происходит, бывают затупы, так как возможностей много, и нужно разобраться как и почему всё работает.

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 19

Памятки для пяти игроков (максимальное количество участников партии).

О самих действиях расскажу, но сейчас посмотрим на основные ресурсы, тратя которые на всякое, мы будем получать очки. Это золото и рабочие. Рабочие+золото в разных пропорциях = какая-нибудь новая постройка на игровом поле или улучшение навыка навигации/терраформинга. Постройки добывают ещё больше ресурсов (не только вышеупомянутые два) или дают какие-либо возможности.

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 21

Эти кубики — рабочие. Белые, в волшебной стране знают что негоже делать такие кубики чёрными, как в провокационной старушке Puerto Rico.

Добыча ресурсов и постройка

Добываются ресурсы очень прикольно: в начале игры все игроки получают фишки своего цвета и выставляет их на отведённые для них места на своём игровом планшете. В начале раунда смотрим на планшет своей расы и подсчитываем все открытые значки с раскрытой ладошкой (означает доход), сколько значков открыто, столько и получаем рабочих/золота/жрецов/магической энергии. То есть, чем больше соответствующих построек мы строим – снимаем их с нашего планшета и ставим на игровое поле, открывая значки под ними, тем больше ресурсов нам будет приходить в начале раунда, так как открытых ладошек (не заслонённых деревяшкой) на планшете станет больше. Жилища (маленькие домики) дают нам рабочих, торговые дома (двухуровневые домики) – золото и магическую энергию, храмы – жрецов и т.д.

Интересно и необычно ещё и то, что самые первые жилища строятся просто на пустом участке местности, а вот все последующие постройки получаются из предыдущие построенных зданий. Так торговые дома получаются из жилищ, храмы – из торговых домов, а святилище из храмов. Таким образом, при постройке какого-то здания (не жилища), мы снимаем с игрового поля предшествующее ему и возвращаем его обратно на планшет, тем самым уменьшая приток предыдущего ресурса! Подобный механизм увеличения притока ресурсов, посредством «открывания» их на своём планшете не нов, но встречается пока что в небольшом количестве игр. А подобных апгрейдов зданий так и вообще я не припомню, нигде такого не было ещё. Нет, наверное, всё таки было, но именно чтобы так вот: строим здание-добытчик одного, но «теряем» другое, такого не припомню.

В общем, пытаемся настроить себе правильную модель дохода, жертвуя в нужный момент одним и приобретая другое. Причём строить нужно не просто, а с оглядкой на задания, так что всё ещё интереснее. Задания — это шесть из восьми случайно распределяемых по раундам жетонов, которые покажут нам прямо с самого начала игры, как желательно развиваться. Так что тут есть долгосрочная стратегия.  Иногда невыгодно строить улучшенное здание прямо сейчас, а стоит подождать один раунд, чтобы потом продвинуться за это по победному треку.

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 18

Жетоны раундов показывают за что же мы сможем получить заветные победные очки.

Но и это ещё не все о постройке, есть в Terra Mystica ещё один интересный механизм: когда мы строимся прямо около поселений противостоящей расы, та самая раса, как дань что ли, или как это можно назвать ещё, имеет возможность получить некоторое количество магической энергии, расплатившись за это победными очками (на этом даже свойство одной из фракций построено – Культистов).

Магическая энергия и её правильное употребление

Тут задействован ещё один оригинальный механизм — чаши силы. Магическая энергия (давайте уж по старинке называть её «мана») устроена здесь очень интересно: у каждой расы на планшете есть, так называемые, три чаши силы, первая, вторая и третья (фиолетовые овалы в левом верхнем углу планшета). Ману можно расходовать только из третьего сосуда, остальные два служат  для «циркуляции», скажем так: когда мы получаем сколько-то единиц магической энергии мы перегоняем её из первого сосуда во второй, если в первом ничего не осталось, то из второго – в третий, из которого при всяких манипуляциях с этой маной, она снова утекает в первый. Такой вот круговорот энергии в природе. Есть ещё нюанс с уничтожением энергии, но не будем вдаваться в подробности.

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 24

Жетончики маны циркулируют в трёх чашах.

Тратится эта энергия всё на те же стандартные ресурсы и действия: например за пять маны можно получить жреца, за три – рабочего, а каждая единица меняется на единицу золота. Есть действия, позволяющие делать обмен гораздо более выгодным, однако они одноразовые и общие для всех игроков, так что если кто-то из противников уже применил его в этом ходу, вам его уже использовать нельзя.

Культы

Тут, честно говоря, сказать особо нечего интересного, но чтобы обрисовать полную картину с Terra Mystic’ой и про них упомяну. Культы (огня, воды, воздуха, земли) – это такой трек из четырёх полосок по десять делений в каждой, на котором мы соревнуемся в почитание определённой магии. И этот трек является одним из способов набрать очков, ведь тот, кто выше продвинется по трекам, получит большее количество ПО в конце игры. Но двигаться по ним и само по себе выгодно, так как мы периодически получаем за это ману и какие-то иные плюшки, рандомно определяемые в начале партии и, конечно же, влияющие и корректирующие наши действия в раундах (а кому ж не хочется получить дополнительных рабочих/золото/ману).

Ах, да, двигаемся мы по трекам стихий при строительстве храмов и в том случае, если посылаем в храмы жрецов (ещё один ресурс, вырабатываемый как раз храмами).

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 23

Трек культов. Гонка тут очень сурова — дают очков немало за лидерство.

Терраформинг

Она из самых интересных фишек  игры и первая, бросающаяся в глаза в Terra Mystica это – терраформинг. Всё игровое поле поделено на участки земли-гексы, которые имеют один из семи типов: пустыня, холмы, леса, горы, равнины, болота и водоёмы. Так вот каждые две из четырнадцати рас живут в определённой местности и могут строиться только в ней (не может такого получится, что двум расам нужна для жилья одна местность, так как планшеты фракций двухсторонние и две однотипные не могут одновременно участвовать в игре), и чтобы проводить экспансию, приходится терраформировать местность прилежащую к поселениям в пригодную именно для наших подданных. Для этого придется посылать рабочих на перекопку территорий — превращению любой местности в нужную, для отображения изменений на карте есть вот такие вот большие картонные жетоны:

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 25

Жетоны для волшебного превращения местности в нужный нам тип, или по научному — терраформинга.

Курс у перекопки разный: намного дешевле превратить равнину в пустыню, чем горы в водоём, так что нужно развиваться в нужно направлении территориально, выискивать где дешевле будет поселиться. Этот терраформинг довольна занятная штука, благодаря ему появляется интересный аспект у игры, когда нужно отслеживать где ваши оппоненты селятся, и строить рядом с наиболее подходящим противником, с которым вам максимально будет нечего делить. Превратить землю можно не только перекопкой лопатами, но и с помощью магии. А ещё есть такой полезный навык у каждой расы, как Навигация, с помощью которой можно пересекать реки и селиться на более выгодных территориях. И превращение земли, и навигацию можно улучшать на протяжении партии: в результате получим лучший курс терраформинга и увеличим дальность перемещения по рекам, то есть, сможем селиться более удалённо от основного жилищного массива.

Всё вышенаписанное подпадает под те 8 действий, доступные игрокам:

  1. Строительство и терраформинг.
  2. Улучшение навигации.
  3. Улучшение терраформинга.
  4. Апгрейд зданий.
  5. Продвижение в культах.
  6. Применение магии.
  7. Использование спец свойств рас.
  8. Пас.

Итог по механикам игры

Собственно это и есть самые основы игры, всякие нюансы по жетонам действий, основанию городов и прочей магии, надеюсь, прочитаете сами в книге правил 🙂 Получаем ресурсы, строим здания, гребём очки. Стандартно как и для любого евро. Но не зря же игра в топе и выделилась на BGG. Да, она новичок в настольном мире, но в неё действительно интересно играть, время партии по современным меркам весьма непродолжительно, так как игра протекает всего шесть раундов, каждый из которых насыщен событиями и принимаемыми игроком решениями. Механики довольно просты и работают чрезвычайно слаженно, однако, поначалу даже путаешься во всём этом изобилии, не понимая как лучше сделать то-то и то-то. Интересные фишки типа чаш Силы, терраформинга и апгрейдов — это вообще вкусняшка и свежая струя.

Даунтайм тут ощущается только поначалу, когда игроки начинают знакомиться с механикой игры и пытаются въехать что да почем тут, как получить то-то и то-то и как вообще применить вот это, так как всего сразу много наваливается. Но когда все знакомы (ну, или хотя бы большая часть игроков знакома с механикой Terra Mystica), действия совершаются быстро и чётко, так как уже понимаешь что и когда тебе нужно, главное это осознать в первых партиях. Естественно, всеми своими знания и опытом ты пытаешься скорректировать своё развитие под сложившуюся игровую ситуацию, пытаясь максимально выжать победных очков. Это не кризисный менеджмент, ситуация не давит на тебя неподъёмным грузом, ты сидишь и пытаешь просчитать как построится так, чтобы стало максимально хорошо сейчас и через ход (косясь на задания). Но всё же игрокам с параличом анализа, мне кажется, не стоит за это садиться, тем более впятером, так как будут пытаться просчитать все досконально очень долго, а нафига нам такие игроки, правда?

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 27

Жетоны городов, которые можно получить, основав достаточно большое поселение из кучи домиков.
А соточки сверху — это просто маркеры для отсчёта победных очков.

Почему Terra Mystica клёвая?

Итого получаем:

1. Несколько оригинальных механик (до тех пор, пока другие игры не упрут идеи 🙂 ): строительства, маны, терраформинга карты. Перекопка земли как и навигация вообще классные идеи, как ограничение распространения игрока по карте, и как взаимодействие участников партии на территориальном уровне.

2. Взаимодействие при строительстве: первое – одно из зданий (торговый дом) дешевле при строительстве рядом с соседями, второе – получение маны за соседей. Тут тоже постоянно возникают мысли: «а стоит ли селиться рядом с этими русалками, энергию дарить им так нужную»; а с другой стороны: «надо окружить здания инженеров, они строятся дешево и часто, буду за это высасывать ману».

3.  Четырнадцать рас. Сказочных таких рас. Да, кто-то скажет: «Это же евро, всё отличии только в том, что кто-то это дешевле строит, кто-то дороже, ну у этих такая абилка есть, у этих такая…», — но это прежде всего евро, а для евро такое разнообразие – это уже что-то невиданное. И реально очень интересное, например, играя за русалок, действуешь не так, как играя за инженеров, ведь связь по морю — уже большое преимущество; алхимики пытаются добывать золото всеми путями, кочевники построить крепость и расставлять свои жилища по всей карте, призывая песчаную бурю. В общем, очень забавно пользоваться доступными только тебе преимуществами и подгаживать ими же оппонентам.

Это основные пункты почему лично мне понравилась игра. Да чего уж говорить — евро получилось очень качественное и самобытное.

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 8

Эволюция зданий. Маленький домик — как в «Power Grid» электростанция, большой — видимо, нужен для убийства оппонентов за столом, так как такого размера деревянных компонентов я ещё не видел.

Впечатления от Terra Mystica

Классно оно играется. Как отмечается в интернетах, играть лучше большим количеством игроков, но я испытал на себе и партии на двух противников, и на четверых (на пятерых пока что не довелось), и могу сказать, что мне даже дуэль в игре понравилась. Согласен, что когда много народу на карте, появляется значительно больше взаимодействия и конкуренции по местности, да, это действительно веселей и сложней и если есть возможность играть так, то обязательно к исполнению. Но один на один тоже хорошо. Фэнтези тематика очень привлекает в такой подаче. Это как… хм, не знаю с чем сравнить – как «Герои меча и магии»: собираешь ресурсы, возводишь постройки, только что не воюешь.

Но неважно что кажется мне, факт остаётся фактом — это евро, очень хорошее сложное евро. Главное в игре — это манипулировать ресурсами так, чтобы в нужный момент (к определённому раунду) складывалась такая ситуации, когда нам выгодно строить именно те здания, за который выдадут победных очков; так же можно подкорректировать свою стратегию, основываясь на тех бонусных свитках, которые присутствуют в партии, так как они тоже могут принести достаточное количество ПО. В голове всегда море инфы, и нюансов которые пытаешься учесть, чтобы максимально рационально использовать доступные ресурсы.

МИНУСЫ

Тут, честное слово, не знаю что можно написать. Мне в Terra Mystica понравилось практически всё — настоящее хардкорное евро, офигенно оформленное и поданное. Но хоть что-то надо написать, а то ж некоторые не могут поверить в игру без отрицательных сторон.

  • Тема. Не все любят сказки, а всей душой жаждут реализма.
  • Время партии. Я бы не назвал его большим (2 часа), сейчас много игр переходит в эту категорию, но, опять таки, некоторым нравятся игры покороче.
  • Нужно понимать что и как делать, так как новичок зачастую может начать партию (выставить первые поселения) не оптимальным образом, из-за чего просядет по игре. Назовём это требовательностью игры, возможно, кому-то покажется сложным.
  • Это настоящее брутальное евро. Не ждите от игры чего-то иного. Ну, кроме прекрасных компонентов.

Nastolnaya igra Terra Mystica obzor 29

Игры:

Ksedih автор

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 11)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
51 to “Обзор настольной игры Terra Mystica”
  1. Замечательный обзор! Если меня будут спрашивать про Терру Мистику, буду давать на него ссылку )

  2. Классный обзор на классную игру! И фото яркие.

    Спасибо!

  3. Восхвалю обзор, и отмечу, что сама игра на любителя. Куцое оформление и излишняя... математичность... присутствует. Тем не менее, играть приятно, интресно, хоть и долго.

  4. Обзор великолепный.

    Но как главный хейтер игры не могу не вылить свой ушат помоев.

    ТМ — плохая хорошая игра. Ее в 2012 году сильно перехвалили: хайп был такой, как будто свершилось пришествие если не второго Пуэрто Рико, то второй Агриколы (сейчас аккурат такая же история с Каверной). При всем при этом ТМ просто хорошая евроигра с великолепным (на фото все видно, а уж как оно в руке лежит — ммм) оформлением. И при этом дальше арта дело не пошло. В ТМ откровенно слабая проработка тематики. Вообще, высший пилотаж геймдизайна, на мой взгляд, заключается в том, чтобы таким образом вплести используемые механики в тематику игры, чтобы игрок находил их логичными и мог даже без помощи рулбука придумать какое-то убедительное обоснование. Проще говоря, когда игра сама себя рассказывает. В «Эклипсе» это есть. В «Труа» это есть. В ТМ — не шмогли. В ТМ ты строишь мосты с помощью магии, получаешь ману за успехи соседей и «прокачиваешь лопаты». Ее очень сложно рассказывать новичкам, так как игра не пересекает тот предел, когда все внезапно makes sense и дальше уже кажется логичным. В ТМ ты просто осваиваешь механику, и дальше получаешь кайф, соревнуясь с другими игроками в использовании игровых механизмов. Почти абстракт.

    В ТМ есть культы, и это прибитая гвоздями пятая нога. Если бы их насильно не впихнули в final scoring базы, никто бы на них даже времени не тратил. Особого профита ты с них не получаешь (жалких одна-две маны? да я на русалках больше заработаю!), бонусы раундов за прокачку на треках — не знаю, я пока ни разу не видел, чтобы кто-то за ними гнался. Они слишком бессистемные и не настолько вкусные, чтобы из-за пары лишних лопат кто-то в начале или середине игры тратил монахов на прокачку культов. Про культы все вспоминают ближе к финалу, когда становится понятно, кто сорвет куш на городах, и это нифига не элегантно.

    Есть у игры и мелкие недоработки. Не знаю, как ее тестировали, но совет из эрраты, чтобы не допускали набора ПО за лопаты в последних раундах, должен был быть в правилах с самого начала, как мне кажется.

    ТМ — отличная игра, очень качественное и неглупое евро. Но все же ее перехваливают.

  5. Aganov,

    Вот у меня подобные чувства по поводу перехваливания... Но некоторые гики так искренне её любят, что мне всегда казалось — я просто чего-то не понимаю. Может, не умею её готовить...

  6. Njuse4ka: Замечательный обзор! Если меня будут спрашивать про Терру Мистику, буду давать на него ссылку )

    Мне такого никогда не говорила... 🙁

  7. Вот ведь. Обзор почти убедил завести в коллекции, многие хвалят, а в комментах разумно говорят, что перехваливают, такое тоже слышал. Эх, богатырь на распутье... 🙂

  8. Dr. Nik,

    Ты страдаешь от отсутствия похвалы? )))

    На самом деле обзор Ksedih очень крутой. Представляю, сколько времени он на него убил. И крутость главная в том, что раскрывается причина, по которой некоторые гики страшно любят эту игру... И если вы любите евро, то не обращайте внимания на комменты америтрешеров, и будет вам счастье.

  9. BooLEan,

    Коля, представь себе Helvetia... )))

    Едь на Маёвку или кэмп в Ирму, там эту Терру на дню сто тыщ пицот раз раскладывают. Правда, Лена x_master05 всегда выигрывает... ну, с сильным соперником интереснее ))

  10. Aganov,

    1. Надо ж понимать заранее, что из себя игра представляет, а не слушать что это «Ого-го! Новое пришествие и веха в жанре»! С самого начала понятно, что это чистое евро с кучей красивостей в коробке. Завышенные ожидания это зовётся.

    Про механизм согласен — просто осваиваешь и применяешь его. Но он же дико хорош. У меня и ещё у одного человека в компании даже ассоциация с New Era возникла когда играли первый-второй раз: «Как, мол, похожи-то»! А Эра отличная игра =) как же мне могла не понравится TM? =)

    з.ы. Лучше не упоминайте про Эклипс =/, у меня прям аж взрывается всё — есть, там, б..., тема — сказки рассказываете. Такая же, как и в Terra Mystica там тема.

    2. Тут да, согласен. Не то, что пятая нога, но не ощущается магии =) Но, как известно, все хором: «В евро атмосферы нет»! А вот насчёт бонусов и маны, хм — как-то вы неправильно играете, раз они не кажутся вам значительными =)

    3. Ну, и насчёт недоработок по мелочи есть. Но это реально ерундовины, которые были пофикшены очень быстро и просто, и игра как была, так и осталась замечательна. И ваше «ТМ — отличная игра, очень качественное и неглупое евро» это подтверждает. Раз уж «главный хейтер» такое говорит, то вывод очевиден =)

    з.ы. добавил в минусы что это «евро» 😀

  11. Njuse4ka,

    Нюсечка, Гельвеция логичная игра, там из нелогичностей только, что в своей деревне жениться нельзя, но видно все близкие родственники. Я люблю тоже, когда все логично. Например, хоть я люблю «Агриколу» я не пойму почему, когда один сосед пашет поле, другой не может, действие занято, как это логично объяснить? 🙂

    По поводу маёвок-кэмпов, пока пас, с тобой лично познакомился в риичи научился, зачем мне теперь эти далёкие тусы? 😉 Отчёт Елены видел, четыре раза всех учила, герой! 🙂

  12. BooLEan,

    У меня очень абстрактное мышление, мне совершенно плевать на нелогичности ) Одни безликие цифры в башке...

  13. Njuse4ka : У меня очень абстрактное мышление, мне совершенно плевать на нелогичности ) Одни безликие цифры в башке...

    Наш человек 😀

  14. Арт — рвотный порошок имхо

  15. BooLEan: я не пойму почему, когда один сосед пашет поле, другой не может, действие занято, как это логично объяснить?

    У них один плуг на всех 😉

  16. Journeyman,

    Не совсем, плуг у каждого может быть свой под них своя карта, а можно вообще без плуга. Можно было бы сказать, что один конь на всех 🙂

    Тут говорили, про Нью Эру, на мой взляд очень атмосферная и логичная игра, на любое дейстивие и событие происходящее можно придумать историю, что там сейчас происходит, это всё идеально вписывается, в этом плане автор игры — красавчик.:)

  17. BooLEan,

    Для меня Эра — чистый абстракт, в котором я занимаюсь тем, что комбинирую одни значки с другими, выстраивая их в цепочки. И именно от этого получаю неприличное удовольствие... Правда, мне нравится карта (Школа?), где дети в школьной форме и противогазах. Моя любимая карта.

  18. Ksedih: Надо ж понимать заранее, что из себя игра представляет, а не слушать что это «Ого-го! Новое пришествие и веха в жанре»! С самого начала понятно, что это чистое евро с кучей красивостей в коробке. Завышенные ожидания это зовётся.

    Понятно, если в игру поиграть, в руках покрутить, правила полистать. А в 2012-м как всегда после Эссена — дикий хайп, тираж распродан, рейтинг на БГГ зашкаливает. И учитывая, что как минимум до осени 2013-го (а то и зимы) достать ТМ было нетривиальной задачей, ошибиться в ожиданиях было вполне простительно. Ну и красивая она, сволочуга.

    Хотя все равно рейтинг на БГГ как-то неоправданно высок.

    Ksedih: з.ы. Лучше не упоминайте про Эклипс =/, у меня прям ажвзрывается всё — есть, там, б... тема, сказки рассказываете. Такая же, как и в Terra Mystica там тема.

    Не, пан, я про другое. Именно логичность. В Эклипсе вообще используется терминологический инструментарий из видеоигр, и при этом он очень логичен. Чтобы что-то производить, нужно прокачивать линейку производства. Заселять планеты — жетоны кораблей-колонизаторов. Все действия вполне вписываются в логику типичной научной фантастики, для маскировки механик используют соответствующий словарь и т.п. В ТМ, ёлы-палы, мосты через реку можно навести только с помощью МАГИИ. При этом ману ты как-то получаешь от действий соседей и т.п. Оно плохо увязывается воедино. Я вот оперирую не цифрами и значками, а некими упрощениями, абстрактными массивами, которые увязываю с помощью тех или иных логических связей. Чем трехэтажнее выходит, тем некомфортнее.

    Ksedih: «В евро атмосферы нет»

    А мне в «Труа» норм %)

    Ksedih: А вот насчёт бонусов и маны, хм — как-то вы неправильно играете, раз они не кажутся вам значительными

    Наверное. Надо наигрывать и наигрывать.

    Ksedih: И ваше «ТМ — отличная игра, очень качественное и неглупое евро» это подтверждает. Раз уж «главный хейтер» такое говорит, то вывод очевиден =)

    Нуачо, мне игра нравится, я реально хочу в нее играть. Как в том анекдоте про бордель: «Ну да, ужас. Но не УЖАС, УЖАС!».

  19. Njuse4ka,

    Ну так поэтому это и отличная игра, кто хочет чистый абстракт со значками, тот получает абстракт, кто хочет атмосферное евро, где по партии, хоть постапокалиптический роман пиши :), получает его.

    По Терре, я её себе хочу :), компоненты нравятся, но сложные игры в компании не идут, только на двоих, а на двоих из сложного замечательнейшие РфтГ и Нью Эра уже лежат, ждут своего часа... и эта, видимо, ляжет рядом.

    Ksedih,

    Зная Вашу любовь к этим настолкам. Понятно, что по механикам абсолютно разные, но из ряда: РфтГ, Нью эра, Терра Мистика, кто слабое звено? 😉 Мне вспоминается фраза: «Ну я маму выбираю, я с ней давно знаком, а этого кота вижу в первый раз», не? 😀

  20. Игра средняя, но эталонная. Обзор отличный. Комменты интересные)))

  21. Хахаха, и тут пропиарил РфтГ! Красавчик!

  22. 2 Ksedih

    Обзор отличный. Тоже если кому будет теперь интересно почитать про терру — буду отсылать к Вашему обзору.

    По поводу «мягкой» коробки — это наверное специфичность именно издателя Вашего экземпляра. Моя от Feuerland из обычного ничем не примечательного картона.

    Сначала тоже было ощущение того, что расы разные... Постепенно это ощущение ослабляется. Но, тем не менее игру до сих пор очень люблю.

    2 Aganov

    В чем то согласен с Вами... Логично объяснить почему именно мост и именно за ману и никак иначе — у меня тоже не получается. НО если сравнивать ее с Эклипсом... По мне так Эклипс по всем статьям проигрывает ТМке. Да, некоторые вещи в ТМ объяснить сложно, тем не менее механики переплетены и работают вместе очень хорошо.

    По поводу распроданного тиража в 2012 и сложности ее приобретения до конца 2013... Не скажите. Для меня за умеренную (и очень даже адекватную для евро с такими компонентами) сумму «пан» с Тесеры согласился ее заказать из 2го тиража, как только он поступил в продажу. В итоге она у меня появилась (если память не изменяет) в феврале 2013. Так что тут, кмк, был вопрос скорее в желании. Кто хотел — взял, кто нет — ждали обзоров и уже следующих тиражей.

    По поводу значимости маны и бонусов — попробуйте поиграть (а еще лучше — выиграть) Хаосами 🙂 там без этого никак 🙂 и, знаете ли, благодаря только магии и бонусам вровень с остальными идут несмотря на ущербные стартовые условия...

  23. HATE,

    Так у него Зи-Ман.

  24. Dr. Nik,

    Ну я по одной из первых картинок в обзоре и увидел, что значки на коробке не похожи на мою... А так читая достал щупать — какая же она такая «гладкая мягкая на ощупь» 🙂

  25. Весь февраль мучаюсь вопросом о том, как бы доставить Терра Мистику в мою строну, так чтобы при этом не остаться без штанов. Пока лучший вариант, который удалось найти через посредник — это $100. Из Германии предлагают за 80 Евро забрать. А вам в коллективном заказе он во сколько обошелся, если не секрет?

  26. ArMikael,

    Проще тогда за те же 100 баксов в БТ купить, мне кажется.

  27. БТ — это BrainTrain? Я очень сомневаюсь, что они в Иерусалим довезут её за адекватную цену. Да и честно говоря $100 цена на пределе, когда моя жаба начинает массажировать мне шейные позвонки. Видимо придется дождаться ближайшей поездки за рубеж и приволочь её на своем горбу.

  28. ArMikael,

    Так и в чем проблема-то? 100 долларов за эту игру — нормальный ценник, она весит немало.

  29. ArMikael,

    моя тогда вышла 2400. месяца 2 назад знакомый брал за 2500 через того же человека в коллективном заказе. В переводе на рубли выходит около 70 долларов.

    Но соглашусь с Ником — 100 долларов, учитывая комплектацию, да и качество компонентов (перечитайте начало статьи :)) — нормальная цена.

  30. HATE,

    За последний месяц бакс вырос на 10-12%, так что уже ближе к 3к цена получается.

  31. Запишите в минус ещё полное отсутствие случайности. Конечно, рэндом при подготовке — не в счёт. Меня такие игры настораживают из-за пусть и теоретической, но возможности всё просчитать до конца. Но таки после первой партии на двоих игра понравилась. Как собственно нравится и безрэндомный Империал.

  32. Nelud,

    Кстати, да. Я тоже не люблю, когда рандома нет вообще, по вами же указанной причине. Но тут что-то даже и не обратил внимания, так много всякого, что фиг посчитаешь (хотя если задаться целью...), ну и противники будут вносит коррективы своими"подачками" маны.

  33. блин, немного разочаровался в игре. в ней присутствует искусственное окончание игры, которое убивает весь запал. да, я знал, что это евро и т.д., но блин, дайте развиться, дайте успеть использовать свои плюшки! мне кажется, надо добавить еще пару ходов. 2 варианта окончательно подсчета очков тоже не очень нравятся, но я читал, что в дополнении этих вариантов больше, так что понадеюсь на дополнение. ну, и еще надо опробовать игру в полном составе, вдвоем пока не интересно.

  34. Вопрос по правилам.

    Непонятно правило с отправкой-возвращением жреца из ордена культов. Получается, что можно бесконечно в течение раунда двигаться по треку культа, не теряя при этом жреца...

  35. Maxim: Вопрос по правилам.

    Непонятно правило с отправкой-возвращением жреца из ордена культов. Получается, что можно бесконечно в течение раунда двигаться по треку культа, не теряя при этом жреца...

    С помощью жреца по треку культов можно продвинуться двумя способами:

    1. Поставить жреца «с руки» на клеточку под треком культа — продвинетесь на соответствующее количество делений.

    2. Сбросить «с руки» имеющего жреца в пул — продвинетесь на одно деление.

    В первом случае жреца уже никак не вернуть с клеточки под культом. Второй же вариант можно повторят сколько угодно раз, но ведь у вас «на руках» в начале раунда ограниченное количество жрецов — сбросите их, продвинетесь по треку, но получить-то их как-то обратно нужно будет из пула.

  36. Ksedih,

    Понял, спасибо! При чтении правил ошибочно решил, что 7 жрецами из пула можно распоряжаться в любое время, а жрецы в руку даются в начале раунда в качестве дохода, если есть храмы .

  37. Maxim: Понял, спасибо! При чтении правил ошибочно решил, что 7 жрецами из пула можно распоряжаться в любое время, а жрецы в руку даются в начале раунда в качестве дохода, если есть храмы .

    Ага. Ну, и халявный жрец есть в начале партии у каждой расы — на планшете каждой фракции указаны начальные ресурсы и среди них всегда есть жрец.

  38. Ksedih,

    О как... А я когда вчера планшеты смотрел, то запомнил, что там только рабочие, монеты и символы культа (в правом верхнем углу). Жрец вроде не был нарисован. То есть каждая фракция получает одного жреца в начале игры?

  39. Maxim: То есть каждая фракция получает одного жреца в начале игры?

    Ой, нет, это я уже тупанул что-то. Достал коробку — нет ни у кого в начале жреца.

  40. Я нахожусь в раздумьях — какую из топовых евро-игр приобрести — «Терру Мистику» или «Агриколу»?

    Играть планируется и в компании гиков, и в более семейной обстановке. Однако чаще всего будет играться на двоих игроков.

    В соответствии с этим, вопросы следующие:

    1. Какая из игр более интересна, реиграбельна и сбалансирована при игре именно вдвоем?

    2. В какой из игр меньше порог вхождения?

    3. И в целом, какая из игр, на ваш взгляд, более атмосферна?

  41. У меня есть и Агрикола, и Терра Мистика. В последнюю успел только 3 партии сыграть с женой. В Агриколу тоже в основном с женой играем.

    1. Обе сбалансированы. Но Агрикола безусловно предпочтительней в этом плане. Терра Мистика всё же в первую очередь рассчитана на 4-5 игроков, двоим игрокам сильно вольготно на таком поле. Поэтому, я думаю, игра не раскрывается на 100% при игре вдвоём.

    2. В Агриколе. В Терра Мистике очень много всяких нюансов.

    3. Тут сложно сказать, у каждого своё восприятие.

  42. idontlikemonday: 1. Какая из игр более интересна, реиграбельна и сбалансирована при игре именно вдвоем?

    2. В какой из игр меньше порог вхождения?

    3. И в целом, какая из игр, на ваш взгляд, более атмосферна?

    1. По мне, и то, и то хорошо идёт вдвоём, но многие игроки всё таки склоняются к мнению, что на двоих TM не так крута, как на большее число игроков. Так что тут скорее плюс A.

    2. В А, особенно по «новичковым» правилам, в TM сразу в омут с головой.

    3. Для семейных посиделок определённо лучше пойдёт A. Всё таки более понятные овцы и морковки ближе большинству людей, чем гномы-инженеры.

  43. На двоих оба варианта не очень

  44. 1. Скорее «Агрикола». В «Терре» часть механик завязана на то, что кто-то будет ставить домики рядом с вашими. В игре на двоих это означает либо то, что игрокам придется жаться друг к дружке, либо, что игра превратится в пасьянс. В «Агриколе» более универсальный и понятный воркерплейсмент с предсказуемо работающим взаимодействием.

    2. В «Агриколе», однозначно, — она более тематичная, более приближенная к житейской логике. Ограды, свиньи, овощи, печи, рыбалка. В «Терре» много неочевидного, и гораздо более сложная система взаимодействия разных планшетов/механик.

    3. Дело вкуса. У игр очень специфическое оформление. Мне, признаюсь, не нравится арт в «Агриколе», а вот «Мистику» оформили роскошно. Но сам процесс логичнее и понятнее в «Агриколе».

  45. Если именно из этих двух, то под ваши запросы — Агрикола.

  46. Спасибо всем за ваши ответы!

    Все ваши предложения в целом однозначны, теперь понятно к чему склоняться.

    Ogro:

    На двоих оба варианта не очень

    Я в мире настольных играх не так давно, можете подсказать какие игры больше подойдут под мои запросы?

  47. idontlikemonday,

    Из евро на двоих? Или тематичных игр на двоих?

  48. Dr. Nik,

    Из евро.

    Присматриваюсь еще к «Seasons», но не знаю — подойдет ли она под мои требования.

    Многие говорят, что она ощущения в конце игры от «Seasons» схожи с «7 чудес». Но меня немного смущает бОльшая рандомность игры. Однако, если рандом не критичен по вашему мнению, то стоит обратить внимание и на «Времена года».

    У кого-нибудь есть опыт семейного раскладывания игр вдвоем с женой? «Агрикола» или «Времена года» имеют большую реиграбельность и желание в конце партии сыграть еще разок?

    А, может, стоит обратить внимание на что-то еще, вроде «Энергосетей»?

  49. В вишлисте еще есть «Small World» и «Ticket to Ride».

    Правда, «TtR» быстро надоедает, как я понял

  50. idontlikemonday,

    Из дуэльных вариантов однозначно «Сезоны». Отлично играются и в базе, и с допами, реиграбельность бешеная, количество стратегий довольно большое, плюс она достаточно тематична и красива. Рандом там не так уж велик, ибо драфт. Иногда решает первая карта или всю игру кубики не так падают, но в целом всегда можно найти свой путь и выкручиваться.

    «Агрикола» на двоих имхо не то. Я сам фанат этой игры, но в нашей компании она уже не идет из-за большого даунтайма, самой тематики и прочих мелких нюансов. Лучше всего она играется на 3-4 человека.

    «Энергосеть» — хорошая, на двоих не играли, с трудом представляю, насколько это интересно. Smallworld тоже у нас почему-то на полку лег, хотя игрушка атмосферная, яркая... и жестокая.

    Ну а TtR — отличный вариант для введения в мир настолок новичков. На двоих играется, да, надоедает, но раз в пару недель можно расчехлить. А если еще и допами карт обзавестись, тогда интереснее. Не претендую на объективность, но настольный стаж довольно большой, а вы спрашиваете именно любимое в нашей компании.

  51. idontlikemonday,

    Из евро на двоих — Замки Бургундии ищите. На данное число игроков проверено — вещь! И с реиграбельностью все просто замечательно.

Прокомментировать




Subscribe without commenting