Главная страница » Варгеймы Настольные игры Обзоры »

BattleLore Second Edition — Обзор

Оцени статью: 12345 (4,60 из 5, оценок - 10)
Загрузка...

Battlelore 2 - logo

Предлагаю вам свой обзор настольной игры Battlelore (Второе Издание). Получилось громоздко, сразу предупреждаю.

Battlelore 2.0: Злые правши против голубых левшей

Я простой задрот и не знаю слов любви, поэтому заявляю сразу и в лоб: Battlelore Second Edition это Commands & Colors. Да, именно так. Об этой игре много говорят, я сам ношусь с ней как курица с яйцом, но не обманывайтесь — это не новое слово в игрострое, это форматное явление, еще одна игра в семействе им. тов. Борга. Это как если бы вам сказали, что у The National вышел новый классный альбом. Если вы почему-то любите всю эту хипстерскую музыку, тогда безусловно стоит его купить. Если вы никогда ничего подобного не слушали, но интересно — то можно ознакомиться. Но если для вас The National это просто “те занудные бородатые мужики” — то можно смело проходить мимо, так как ваше мнение ни на грамм не изменится.

Так и с Battlelore Second Edition — в рамках семейства C&C это очень крутая игра. Для интересующихся несложными играми про войну с фэнтезийной тематикой — это интересно. Но если в силу каких-то причин религиозного характера вы не перевариваете всю эту борговскую казуальщину, то смело проходите мимо. Battlelore 2.0 не заставит вас рвать на себе волосы и пересматривать взгляды на жизнь. Это те же карты “двое справа, один по центру” и все та же пруха-непруха на кубиках. Определились? Окей.

Следующий постулат, с которым придется считаться — это крутая игра. Реально крутая. Я поначалу стеснялся не слишком большого опыта знакомства с борговскими настолками, старался наиграть побольше партий с разными противниками, а то вдруг ошибаюсь, но на днях Том Вэсел со своим корефаном ответственно заявили, что Battlelore Second Edition — крутая игра и влетает в их личные топ-10. Теперь у меня есть индульгенция, и я тоже могу спокойно заявить, что это крутая игра. И вы с этим согласитесь. А если не согласитесь, то я знаю, как вас зовут, и вообще у вас есть свой сайт.

Итак, у нас есть две отправные точки, и можно начать рассказ непосредственно о Battlelore 2.0. Да, для краткости я буду звать ее 2.0, так как полностью название приходится дольше печатать и читать, это раз. А во-вторых, никакая это не «новая редакция», а вовсе даже новая игра. Общего с Battlelore 1.0 тут — только борговский движок в основе и фэнтезийная тематика.

Memoir’44 играли? То же, но круче и с разнообразными видами войск. C&C: Ancients играли? То же, но с нормально изложенными правилами. Battlelore 2.0 это казуальный в хорошем и плохом смысле варгейм с рыцарями и чудовищами.

Battlelore 2 - 30

Семейное фото. Слева направо: римский слон, омерзенье, всадник речного дозора, пожиратель плоти, страж Цитадели и простой американский солдат.

Два игрока расставляют на живописном (насколько это слово применимо к цветным кускам картона) поле, разделенном на три части, фигурки фантастических существ. Один из игроков выкладывает игровую карту, на которой написано, сколько отрядов в каких частях поля можно активировать, выбирает и двигает эти пачки фигурок, а затем кидает кубики для проверки атаки и передает ход сопернику. Все достаточно просто. Это все та же замечательная система, которая успела вам до чертиков надоесть еще в «Мемуаре», а затем приятно взбодрила в сражениях античности. Дьявол и бог тут в деталях.

Fantasy Flight Games уже давно экспериментировали над созданием казуального варгейма с миниатюрами. Сперва была интересная линейка Tide of Iron, которую FFG развивали-развивали, а потом, тяжко вздохнув, взяли и продали. Потом они выкупили у Days of Wonder права на бренд Battlelore и выпустили игру Battles of Westeros по мотивам суперпопулярной «Игры престолов», радикально переработав борговский «движок» — и снова получили Tide of Iron. И ToI, и BoW были остроумными, во многом новаторскими играми, главной бедой которых была их игровая бисексуальность. Они одновременно пытались заигрывать с казуальной аудиторией, и при этом хотели заинтересовать хардкорных варгеймеров. В результате у первых подкашивались ноги при виде книги правил на полсотни страниц, а вторых обескураживала упрощенность происходящего. Не подумайте чего, это хорошие и успешные (пачки дополнений говорят сама за себя) игры.

В Battlelore 2.0 FFG постарались в очередной раз пересмотреть подход к созданию казуального варгейма и, как в известном анекдоте, решили поработать напильником: вместо накручивания новых механик и наращивания комплексности они решили произвести тонкую настройку системы, не усложняя ее, но корректируя отдельные моменты и смещая акценты. И на этот раз они, похоже, попали в яблочко. Следующие несколько абзацев посвящены разбору отличий новорожденной игры от ее старших сестер, и, если вы не фанат C&C или не интересуетесь особенностями механики, можете смело прокрутить до следующего подзаголовка.

Battlelore 2 -dice

Для начала в Battlelore 2.0 принципиально изменили систему набора победных очков. В классических борговских играх основным источником ПО было уничтожение вражеских отрядов: снял последнюю фигурку с гекса — получи медальку за фраг. Набрал 6-8 медалей — и вот она, победа. Были дополнительные способы вроде  получения «переходящих» медалей, которые добавлялись игроку на то время, пока его отряд удерживал определенные точки (см. например первый сценарий Memoir'44), но основной акцент всегда делался именно на уничтожении вражеской армии. Эту систему часто критиковали, но при этом она упорно переносилась из одной игры в другую.

FFG использовали в Battlelore 2.0 механику, больше напоминающую их предыдущие игры: в конце своего хода игрок получает победные очки, если его отряды занимают определенные сценарием ключевые гексы. В отличие от того же «Мемуара» очки эти не временные и начисляются нарастающим итогом, как раньше начислялись медали за уничтожение отрядов. В Battlelore 2.0 необходимо заработать 16 очков, при этом нужно иметь хотя бы минимальное преимущество перед другим игроком (проверяется это условие каждый раз в начале хода первого игрока, таким образом ушли в прошлое внезапные победы). Победные очки за уничтожение отрядов теперь наоборот стали опциональными и зависят от сценария.

Что это значит для игры? Существенно изменилась динамика: у многих игроков были опасения, что результатом станет глухая игра от обороны, но на деле Battlelore 2.0 получилась даже злее и агрессивнее предшественниц. Каждый ход игрок бьется за максимизацию “прихода” победных очков, причем помимо своих “эксклюзивных” сценарных условий и пары ключевых точек на своей половине, всегда есть ключевые точки на вражеской половине поля, а уходить в отрыв надо, и даже очень надо. Успешная вылазка на вражескую территорию может мало того, что принести пару очков форы в свой ход, так еще и замедлит развитие врага, так как ему помимо грязных покусительств на ваши источники ПО придется еще и отбивать свои. Вдобавок, некоторые сценарии указывают, что очки игрок получит, например, за уничтожение вражеских отрядов в водных гексах и на берегу. Добавьте к этому, что больше нет необходимости тратить ценные приказы на отступление ослабленных отрядов, так как в Battlelore 2.0 они перестали быть халявными фрагами, и вкупе с агрессивными спецсвойствами некоторых видов войск вы получите одну из самых злых игр линейки C&C.

Да, о спецсвойствах. Это еще одна “фишка” игры. Теперь у каждого вида отрядов есть уникальная способность, активирующаяся при определенных условиях. Причем каждый вид войск уникален — в игре больше нет зеркальности. Игра за лордов Дакана разительно отличается от игры за войска Утуков И’Ллан. Даканские стражи великолепно подходят для захвата точек, так как могут вместо нанесения урона врагу заставить его отступить; а вот Кровавые жнецы утуков в бою могут жертвовать собой для нанесения врагу дополнительного урона, и натурально сатанеют, получая +1 кубик к атаке за каждого своего погибшего. Результат — увлекательная химия на поле.

Battlelore 2 - scenarios

Но самое интересное нововведение коснулось сетапа. Мы уже публиковали перевод официальной статьи, посвященной этой фазе игры, но, признаюсь, только сыграв я понял, какую классную штуку придумали в FFG. В Battlelore 2.0 используются карточки сценариев (свои для каждой из сторон конфликта), определяющие условия получения победных очков и ландшафт половины поля. Каждый из игроков выбирает сценарий, карточки составляются и таким образом формируются рисунок поля и условия партии. Вместо заранее заданного состава армий на каждой из карточек обозначены гексы, на которых игрок может расположить свои войска. И игроки самостоятельно набирают отряды на заданное количество очков, раскладывают на гексах рубашкой вверх карты войск и карты-пустышки, а затем одновременно вскрывают их и расставляют фигурки. Звучит не так чтобы очень, но на деле это оказывается не просто изюминкой на торте, а здоровенным таким арбузом. Во-первых, таким образом сам сетап из банальной расстановки миниатюр превращается в мини-игру, когда тебе приходится решать, кого брать и как размещать. Тайный сетап безо всяких ширм. Времени, кстати, занимает очень мало, и опять же — это уже игра, ты уже принимаешь решения, которые повлияют на рисунок боя. Во-вторых, ясное дело, возрастает реиграбельность, и теперь даже один и тот же ландшафт с с обеих сторон совсем не означает, что партия будет похожа на предыдущую.

Battlelore 2 - 21

Городские космонавты и Encyclopedia Galactica

Battlelore 2.0 на мой взгляд получилась самой удачной игрой на основе борговской системы. Она быстрая и простая для понимания, но при этом ни разу не глупая. Fantasy Flight Games добились удачного баланса между комплексностью и доступностью игры. Новая версия игры как знаменитый «Путеводитель по Галактике»: выигрывает у конкурентов, потому что пусть в мелочах, пусть чуть-чуть, но лучше. Battlelore 2.0 хотя и проигрывает в теме (реальная история для меня всегда интереснее фэнтези, тем более такого банального), но зато более стратегична чем Memoir'44 благодаря сбалансированному набору очков и специальным свойствам отрядов. Блоки C&C: Ancients удобнее, но зато смотрятся не так эффектно. И, конечно, сетап — набирать свою армию просто и интересно. Даже обруганная всеми и вся жадность FFG пошла игре на пользу — меньшее число фигурок можно банально быстрее расставить. Ах да, еще же обязательно нужно сравнить ее с Battlelore 1.0 — но тут я буду предельно краток и лаконичен, и более того, буду прав, даже не играв в оригинал. Battlelore Second Edition лучше просто потому, что первое издание как «городской космонавт» из старой шуточной песни — классная, но просто не существует. Отыскать ее можно только на барахолках и, зачастую, по совершенно неприличной цене.

Я ни в коем случае не утверждаю, что Battlelore 2.0 это лучшая игра всех времен и народов. У нее хватает недостатков:

— это все та же древняя борговская борьба с вероятностями. Тысячу раз логичное и продуманное действие может завершиться полным провалом из-за невезения на кубиках. В нужный момент, когда хочется рвануть в атаку по правому флангу, на руке будут карты приказов для центра и левого фланга. Это не фатально для восприятия игры, благо в Battlelore 2.0 хватает и карт приказов без привязки к частям поля, и есть правило, позволяющее вместо разыгрывания сбросить любую карту для активации одного любого отряда. Но, черт возьми, это есть. Проклятие всего рода Commands & Colors. Тут может «не фартануть».

— классическая претензия к FFG: «общим видом овладели — теперь подробности не надо пропускать». Они фантастическим образом остаются топовым мировым издательством с каким-то цинично безалаберным или безалаберно циничным подходом к комплектации своих замечательных игр. Вот зачем нужно было делать такой картонный вкладыш? Он же ни уму ни сердцу. Вообще, коробка игры годится только для того, чтобы доехать в посылке до покупателя. Дальше инлей улетает в помойку, а миниатюрки перекочевывают в ящик для инструментов. Почему, несмотря на все претензии, FFG раз за разом выпускают игры в обувных коробках без органайзера? Почему в комплекте идут только четыре кубика, тогда как в игре требуется кидать и пять, и шесть кубов?

Battlelore 2 - 27

Змея из Wrath of Ashardalon против всадника Речного дозора из Battlelore 2.0

— это фэнтези. Нет, не хорошее, увлекающее воображение эпическое повествование, а банальная по оформлению история про борьбу бобра с ослом. Тут ребята в доспехах из голливудского фильма категории «Б» сражаются с хаоситами из Warhammer Fantasy Battles. Фигурки хороши, хотя я бы не сказал, что они какого-то исключительного качества — у тех же Wizards of the Coast в их линейке D&D: Adventures, как минимум, не хуже. Просто нет какой-то искры, выдумки, каких-то остроумных деталей. Синие хорошие (и, почему-то, левши), красные — плохие и круто выглядят, так как зло не может выглядеть не круто. Это generic fantasy, и, по сути, ничего не мешает обозвать утуков кхорнитами.

— в продолжение темы — а бэка у игры-то и нет. То есть вообще. Кроме надписи на крышке про Runebound universe и стилизованной под письмо странички предыстории в правилах (враги подходят к родной хате с канистрой бензина), ничего в игре не рассказывает историю этого конфликта. Кто такие Утуки? Почему сценарий называется «Слёзы Коррины» — кто такая Коррина и отчего она ревёт? Может быть «фамилия моя слишком известна, чтобы вам ее называть»? Не-а, информации по Терриноту в интернетах кот наплакал, и даже фанаты на форумах ищут fluff текст и сюжетные зацепки. Почему нельзя было снабдить игру хотя бы краткой справкой по вселенной? Я уж не говорю про полноценную книгу со сценариями или там кампанию. Абыдна, да.

И все равно, Battlelore Second Edition крутая. Хотя бы на уровне личных предпочтений: из всех пока что опробованных мною настольных игр семейства Commands & Colors именно она наиболее стабильно доставляет fun на единицу времени. Соотношение затраченных усилий и геймплея в Battlelore 2.0 наиболее близко к оптимальному. Пускай сражения красных чудовищ с синими рыцарями не могут сравниться с реальными битвами Рима и Карфагена, более того, я до сих пор остаюсь в поисках «своей» военной игры, лишенной недостатков C&C, но, черт возьми, Battlelore 2.0 очень близко подошла к границе, за которой я остановлюсь и попрошу у автора руку и сердце и буду жить долго и счастливо. Чертовски близко.

Battlelore 2 - 24

Игры:

автор

Оцени статью: 12345 (4,60 из 5, оценок - 10)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
9 to “BattleLore Second Edition — Обзор”
  1. Андрей, ты меня без ножа режешь) Ну как писать обзор игры после такого? это будут всего лишь жалкие потуги.

    Очень крутая статья, спасибо!

    Кстати, по поводу «не фарта» карт: Ник не даст соврать, что в той единственной партии нам постоянно приходили обычные приказы (2 слева, 1 по центру и т.д.), а соперникам специальные (все лучники, слабые порезом тоже наносят хит и др.). Печалька.

  2. Хорошая статья. Почти что эталонная — эмоции, Я автора и выводы. Збс!

    Игра может ничего, но не бэкграунд. Я не могу играть в такие игры без сопереживания. А тут либо голубые левши, либо красные-не-прекрасные. Эмоций 0.

  3. RAVE: Ну как писать обзор игры после такого?

    Со спокойной душой %) Это просто мнение.

    Slim Slam Snaga: Игра может ничего, но не бэкграунд. Я не могу играть в такие игры без сопереживания. А тут либо голубые левши, либо красные-не-прекрасные. Эмоций 0.

    И у меня это главная претензия. Над оформлением FFG почти не работали. Игру сделали, а эмоционально наполнить ее забыли.

    Нет сравнения с оригинальной BATTLELORE (рулбук там кстати еще тот, больше 100-и страниц), нет и сравнения Commands & Colors: Napoleonics — самой последней и проработанной игрой из этой серии.

    Вы еще про «Сёгуна» забыли, BattleCry и, с натяжкой, «Абаддон». Судить берусь только о том, во что играл сам. Конкретно C&C от GMT принципиально не ровня Battlelore 2: у GMT это лайт-варгейм, у FFG — казуалка с миньками. Если проводить музыкальные аналогии, то C&C это Sparks, а B2 — Лана Дель Рей.

    А здесь что-то полезли сочинять, притягивать за уши мир Десента и Рунварса к игре, изначально оснванной на другйо вселенной с совершенно другой окнцепцией...и не дотянули.

    Причем суровым варгеймерщикам — это нафиг не нужно — их интересует именно симуляция, а не выдумки про Бобра с Ослом. А начинающим — а этоообычно еврогеймеры — это будет лишним.

    Да это так, не сюжет — повод. Зато получилось универсально. Мне самому идея добавить фантазийного перчику в столетнюю войну гораздо симпатичнее, а вот на форумах BGG и FFG кругом и рядом народ радуется «чистому» фэнтези, мол, псевдоисторизм вымораживал.

  4. Наполеоника от Борга рулит:) Попробуй в неё сыграть, оценишь. Точно лучшая игра от Борга. Сегодня выложили на Стратагеме как раз свои впечатления от Наполеоники http://stratagema-magazine.ru/archives/2139

    а «Битвы Вестероса» и правда не имеют никакого отношения к борговским играм...

  5. Лекс, ты не прав. В Вестеросе по крайней мере работает одна часть фирменной системы Борга, т.е. та, которая Colors 🙂 , ну и часть механик также перекочевала из BL. Ну а BL 2 из той же оперы, к ней относится только Command 🙂

  6. Спасибо за обзор. Я и так собирался покупать игру, а теперь еще и тороплюсь собираться покупать=)

    Уверен, что игра мне тоже очень понравится

  7. Объясните неместному: когда (в какой момент) разыгрываются карты мудрости? С примером, если можно.

    Заранее благодарен за ответ.

  8. Виталий,

    Карты мудрости разыгрываются в тот момент, который на них прямо указан. Они могут играться в ход соперника, в свой ход, до розыгрыша карты приказа, после, до движения, после и т.д.

    Ограничение — не более одной карты в ход (как свой, так и соперника). Т.е. в свой ход я могу сыграть одну карту, соперник тоже может в мой ход сыграть одну карту, и когда начнется уже ход соперника мы оба снова можем разыграть по одной карте.

    Пример: у Даканов есть карта, которая позволяет получить 1 ПО, когда дружественный отряд уничтожает вражеский отряд. В свой ход вы атакуете големами красных лучников, успешно выкидываете три меча, уничтожаете отряд соперника — и можете сразу же сыграть эту карту, заплатив ее стоимость в мудрости, и получить 1 ПО.

    Представим, что големы не добили лучников, и в следующий ход Утуки сами полезли на наших «черепашек-ниндзя». Отряд лучников из смежной клетки поля проводит по големам атаку, проваливает ее, и големы по правилам могут контратаковать (обратите внимание на этот нюанс Battlelore 2 — тут не делается различия для контратаки, была ли изначальная атака дистанционная или в ближнем бою). Големы кидают успешно, лучники сняты — разыгрываем карту и получаем 1 ПО.

    Если есть какие-то конкретные казусы — пишите, в BL2 возможно очень интересное использование карт мудрости.

  9. Aganov,

    Большое человеческое спасибо!

Прокомментировать




Subscribe without commenting