Главная страница » Варгеймы Настольные игры Обзоры »

О системе настольных варгеймов Art of Tactic — стоять до последнего!

Оцени статью: 12345 (4,65 из 5, оценок - 23)
Загрузка...

art of tactic_05

Системе Art of Tactic уже четыре года. Это время шло ее активное развитие – вышло пять полноценных стартовых набора, два дополнения, один урезанный «стартер» и более сотни юнитов. Многообразие приправлялось тремя редакциями правил, нескольким десятком сценариев и парой официальных турниров. Но все же стать «русским Flames of War» или «русским Memoir» системе так и не удалось. Из многообещающей и обнадеживающей в начале, она превратилась в достаточно интересный, но затхлый закуток нашего любимого хобби. Этот «закуток» состоит либо из тех, кто только начинает увлекаться варгеймами с миниатюрами, либо тех, кто не хочет втягиваться в зарубежные системы из-за стоимости или незнания. Такой специфический закрытый контингент игроков, хоть и достаточно многочисленный прежде всего из-за доступности продукции «Звезды». Самое интересное в другом: очень мало из этого контингента играет правилами «Звезды» «чистого разлива», большинство модифицирует их под себя, эти «модификации» включают в себя множество компонентов – от отказа играть карточками, до рытья в самой «начинке».

art of tactic_02

Поэтому здесь мне хотелось бы рассмотреть, что же представляет данная система на сегодняшний момент, ну и постараться разобраться в вопросе, почему она «не пошла» на широком ни настольном, ни варгеймерском фронте. Ведь если в самом начале развития, года так до 2012-го обзоры и репорты выходили достаточно регулярно и на разных сайтах, то вот в последние два года почти тишина. Ни о новых наборах, ни о новых редакциях, да и в принципе никакой информации о системе не слышно.

art of tactic_01

А ведь начиналось все достаточно бодро…

Несмотря на то, что многие читающие имеют представление о системе, не лишним будет пройтись по самым основным ее моментам, может, кто забыл, может, кто и совсем не интересовался. Для начала Art of Tactic — это варгейм (не будем здесь спорить действительно это варгейм или неуклюжая попытка его имитировать) с миниатюрами который на данный момент представлен тремя периодами – Второй Мировой, современностью и средневековой Японией, также планируется четвертый период — Наполеоника. Основу механики составляют карточки, фломастеры и броски десятков кубиков. Действо происходит следующим образом – в начале каждого хода на карточке юнита отмечается фломастером приказ на данный ход, после отдачи приказов карточки вскрываются, и следует их выполнение в обговоренном правилами порядке.

art of tactic_04

Резонен вопрос – к чему все эти записи? Они служат для реализации той самой одновременности ходов, которая является основной «фишкой» всей системы. Несмотря на четкую договорённость порядка исполнения приказов, внутри одного приказа все происходит одновременно, то есть юниты одновременно стреляют друг в друга, одновременно передвигаются, одновременно роют окопы. Правда слоган «вы не ждете противника» не совсем справедлив, все равно приходится ждать, пока противник напишет на карточках все приказы на данный ход. Так что, убрав много мелких даунтаймов, мы пришли к одному большому, однако если у обоих соперников большой опыт игры и они умеют быстро обдумывать свои действия его можно избежать.

art of tactic_10

Теперь перейдем непосредственно к теме – что представляет собой система на данный момент. Недавно на суд общественности вместе с коробкой «Битва за Москву» была представлена третья редакция правил, которая сделала большой и уверенный шаг вперед. В первую очередь стоит отметить стиль и язык изложения. После первой редакции оставалось такое количество вопросов, что без поддержки на форуме играть было просто невозможно. К тому же сами правила были практически нечитабельны, ведь в них нюансы начинались с самой первой страницы, игнорируя какие-либо вступления и обложки. Сейчас правила стало уже более-менее возможно читать и примерно понимать, о чем в них идет речь. Также возросло количество иллюстраций, их не так много как хотелось, но на самые сложные вопросы из них ответ получить можно достаточно четкий. Не только сам изложенный материал совершил шаг вперед, но и дизайн отметился существенным улучшением. В книге правил стало проще ориентироваться, и структура с отдачей самих приказов стала четче и яснее. Теперь каждый приказ выделен в рамочку, в которой располагается вся необходимая информация по нему, от символа до примечаний.

art of tactic_06

Когда сравниваешь этот достаточно объемный талмуд в 44 страницы с первой редакцией в 16 страниц, которой забыли прикрутить даже обложку, понимаешь что все же «Звезда» начинает исправляться и решать хотя бы самые явные ошибки. Ведь по первой редакции играть было невозможно, в ней столько «дыр» и ляпов, что каждый ход только и состоял в открытии новых моментов, что не прописаны в правилах. По третей же редакции всё ещё с трудом, но играть можно.

При всех явных или мнимых проблемах первой редакции «Звезда» так и не удосужилась разместить на сайте официальный FAQ. Оттого пытливые и старающиеся играть «по-звездовски» игроки лезли на форум с тоннами страниц текста, перелопачивая и перебирая которые игрок как-то должен был найти ответ на свой вопрос. При этом если в начале запуска системы представители «Звезды» достаточно регулярно отвечали на них, то сейчас на форум пустует без них уже около полугода. А ведь вопросы были повторяющиеся и стандартные и FAQ – самый простой вариант снять все противоречия, но вот мешало что-то, что непонятно.

art of tactic_12

Однако совсем избежать ляпов в новой редакции не удалось: осталось много проблем и простых опечаток. Например, исчезновение средних танков из описания свойств летней местности, которую просто взяли и скопировали из предыдущей игры Hot War, где в принципе этих танков нет. Также некоторые правила остались просто «забытыми», например, правила огнеметных танков.

Но главная проблема не эти мелкие недоработки и опечатки, все же они легко исправимы. Главной проблемой как были, так и остаются правила авиации. Дело в том, что их просто взяли и скопировали со второй редакции, совершенно не переработав даже стиль изложения. Чувствуется грандиозный провал в середине книги, когда вначале шли вопле адекватные и понятные разъяснения, а потом начинается форменный ужас и кошмар без разделительных полос, которые через пару страниц проходит, и опять начинаются нормальные и понятные правила. Такое чувство, что книга правил в середине забывает свой язык и начинает излагать несвязанную тарабарщину, но потом хмель проходит, и опять начинается внятное изложение.

Конечно, сейчас уже ведутся попытки привести правила авиации в божеский вид. Тому послужит следующие дополнение под названием «Аэродромы», где, скорее всего, введут новые правила для авиации, а также правила для авиационных техников и самих аэродромов. Другой вопрос – а нужно ли это все?

Ведь именно из этого исходит первая беда системы – попытка объять все. «Звезда» прежде всего фирма по выпуску сборных моделей, настольные игры и варгеймы для нее это лишь небольшое ответвление от основной деятельности. И выход моделей для системы обуславливается не только игровой необходимостью, но и попыткой завернуть выпускаемое на другой рынок – на рынок сборных моделей. Оттого в игре присутствуют не только вполне понятные и оправданные для игры танки, пехота, артиллерия, но и разведчики, саперы, медики да та же авиация. Появление каждого такого юнита это не только новые возможности, но и расширение и так достаточно сложных правил. Тем более при имеющемся масштабе боевых действий полезность, как разведки, так и медиков вызывает вопросы. А ведь еще специально для разведчиков ввели специальную фазу в каждом ходу. К этому всему в ближайшее время собираются прикрутить и снайперов.

art of tactic_18

Редко используемые саперы и огнеметные танки, только усложняют правила кучей дополнений и исключений, а про авиацию, думаю сказано достаточно – она просто на данный момент неиграбельна, когда в большинстве случаев из сражения двух пар истребителей погибают все, то реальность даже не заглядывает сюда. Из этого всего по-кирпичику складываются монструозные правила.

Решение этих проблем ведь достаточно простое: куда как лучше откинуть всех этих бесполезных разведчиков, снайперов, поезда, катера – основная задача которых не быть игровыми юнитами, а расширить модельный ряд редкими экспонатами. Тогда можно сосредоточиться непосредственно на том, чему посвящена игра – боям Второй Мировой в масштабе батальона. В этом случае игра не только была бы гораздо проще, легче и привлекательнее, но и лучше соотносилась бы с историческими реалиями.

art of tactic_08

«Звезда» нашла хорошую отдушину для себя – мало какая модельная фирма будет выпускать отдельный большой набор немецких разведчиков, к примеру, да и авиационные техники в 72-ом масштабе сейчас большой раритет. А так мы имеем и достаточно редкий для рынка продукт и плюс обеспеченный спрос – игроки, точно его купят. В итоге получаем безрисковые вложения в продукт с ограниченным спросом.

Конечно, излишнее разнообразие далеко не единственная проблема, а лишь самая очевидная и понятная. Другой проблемой является то, что система до сих пор не определилась на что она хочет быть похожей. Art of Tactic — что это? Коробочная настолка, где в базе есть все для полноценной и разнообразной игры или база служит лишь «билетом» для дальнейшего развития системы? Ведь на данный момент она не соответствует ни первому, ни второму критерию.

Первый стартер «Великая Отечественная. Лето 1941» часто и обоснованно ругался из-за того что юнитов базовой коробки не хватало даже для отыгрывания всех сценариев из этой коробки, их доставало лишь для первых сценариев. Приходилось к базовой коробке обязательно докупать еще несколько дополнений, чтобы просто иметь возможность полноценно в нее сыграть. Сейчас эту проблему решили и юнитов из последних стартеров «Битва за Москву» и Hot War хватает для отыгрыша всех сценариев оттуда. Но остается вопрос – куда дальше?

art of tactic_13

Ведь если мы имеем перед собой настолку, то нужны дополнения с новыми юнитами, картами и сценариями. Таких вышло, аж два, один из которых в России не издавался. А для полноценной игры в «Битву за Дунай» одной базы и дополнения никак не хватит, следует закупить еще с несколько десятков юнитов. Так что по всем принципам мы имеем перед собой ситуацию, когда база является лишь окном в огромный и разнообразный мир, лишь входной дверью в дальнейшее путешествие по Art of Tactic, но сейчас следует признать этот «мир за дверью» затхлый и душный.

До недавнего времени даже отдельные сценарии выходили раз в месяц, иногда и того реже. А для полноценного мира одних сценариев маловато, нужны книги армий, кампании, операции. То есть задумали вы отыграть приграничное сражение в полосе Западного фронта по системе Art of Tactic и вам не надо рыскать по интернету в поисках расписок, внешнего вида, состава частей. Вот вам большая книжка «Приграничное сражение 1941» где вы найдете все — от исторической справки и информации по технике, до игровых расписок и пачки сценариев. Золото! В таком случае игра сразу бы поднялась бы на более высокий уровень.

Но, к сожалению, мечта о таких книгах, скорее всего так и останется в области благих пожеланий и фантазий. А ведь как было бы хорошо получить такую, где четко прописаны характеристики, окраска, где есть явные и недвусмысленные штаты нескольких уровней, где есть пачка исторических сценариев разного масштаба, все это сдобрено исторической справкой и красиво окрашенными миниатюрами. Кстати действительно интересный момент, официальных красивых покрасов своих же миниатюр «Звезды» практически нет. И на обороте коробок и на карточках они представлены в первозданном одноцветном виде. Неужели так сложно нанять хорошего художника, который будет красить все новинки? И чьи покрасы потом можно будет изображать как на коробках, так и на карточках? Ведь раньше когда выпускались большие наборы в 72-ом масштабе, на обороте коробок были хорошие покрасы, что сейчас мешает сделать так же?

Книги армий решили бы еще одну проблему системы – разночтение в карточках. Сейчас в ходу карточки с новым дизайном, который надо признать изменился в лучшую сторону. Он стал гораздо более удобен и информативен. Очень облегчает поиск нужного приказа стандартизация их расположения на обороте. Ранее приказы располагались в своем индивидуальном, непредсказуемом месте, и поэтому найти нужный в десятке одинаковых «окошек» было очень сложно. А некоторые приказы были просто недоступны юнитам, но обнаружить это можно было лишь после тщательного поиска. Теперь же проще – все приказы пронумерованы и расположены в порядке их выполнения на поле.

Но вот после всех пертурбаций у меня скопилось столько различных карточек с разными характеристиками и ценами, а большинство из них в старом дизайне, что понять, где верная и самая последняя версия очень сложно. На официальном форуме любители даже сделали специальный лист с ценами, но такие вещи должны делать не любители, а сама фирма. На официальном сайте должен быть специальный раздел с постоянно обновляемыми ценами и характеристиками юнитов. И если у кого-то изменилась меткость или появились новые свойства, все должно туда вноситься. Такой раздел снимает львиную часть вопросов по юнитам. Этому служит и хорошо продуманная книга кампаний или армий или операций, называйте, как хотите. В ней должна быть вся информация, чтобы не нужно было для уточнения «какая из карточек Pz.38 верная» лезть на форумы и рыскать в неофициальных источниках.

Но конечно такой труд достаточно затратен в плане времени и ресурсов. Это ведь надо придумать не пару сценариев, а целую кампанию со сбалансированными, но исторически верными характеристиками войск, с продуманными расписками и прекрасными иллюстрациями с окрашенными юнитами. Сейчас «Звезде» такое даже близко не по силам.

А последний, но очень актуальная беда системы это вопрос – как по ней проводить турниры? Ведь что нужно для турнира – это прежде всего четкие правила набора армий и сбалансированные сценарии с «открытым» набором войск. Пока мы не имеем ни первого, ни второго. Конечно, с первым немного проще – в 2011-ом году была первая и пока последняя попытка составить игровые штаты, но они были неуклюжи, неисторичны и тем более за два года с выходом новых юнитов просто устарели. После, несмотря на множество обещаний, никаких новых штатов, мы не увидели. Официальные турнирные сценарии же пока отсутствуют как класс.

Решение проблемы турниров сразу бы поставило систему на новый уровень. Во-первых, появились бы штаты, по которым можно собирать более-менее историчные расписки, а не играть по принципу «мои две пушки и самолетик против твоего танчика и медиков». Во-вторых, это создало бы базис для турнира в любом городе, а именно турниры сильно продвигают подобные системы. Однако «воз и ныне там».

В конце и отдельным абзацем стоит упомянуть о самой большой беде системы – о фломастерах. Я не знаю почему, но, несмотря на все недовольства и претензии игроков от писанины система до сих пор не избавлена. Хотя, казалось, чего проще изготовить несколько токенов с приказами и расставлять их «рубашкой вверх» во время фазы отдачи приказов, потом одновременно «вскрывать». Это позволило бы избавиться от фломастеров и сильно ускорило игру – раскидать десять токенов быстрее, чем написать десять цифр. И ведь даже некоторые любители уже изготовили нечто подобное. Но «Звезда» мертвой хваткой держится за свои фломастеры уже 15 лет, со времен первой редакции «Эпохи битв», где также присутствовала писанина на карточках. Может, их подкупили производители фломастеров?

В итоге мы имеем, что все связанное с поддержкой своих продуктов в фирме совершенно не находит отклика. Без хорошей поддержки мы выходим на поле, которое имеем сейчас — со всего несколькими официальными стартерами и с кучей энтузиастов делающих сценарии, проводящих турниры, которых год от года все меньше и меньше. Но даже сотня энтузиастов не может сделать все перечисленное качественно, для этого меж ними должен быть совсем другой уровень связей. А «Звезде» то ли жалко денег, то ли надеется на «и так купят». Поэтому совершенно не идет развитие системы не только по числу юнитов и стартеров, то есть вширь, но и вглубь — создавая расписки, кампании, отдельные книги армий, правила для турниров.

art of tactic_03

Всем же, кто не смотря ни на что всё-таки заинтересовался системой, могу порекомендовать для начала взять «Битву за Москву» или Hot War. На данный момент это действительно самый адекватный входной билет, но ожидать многого от них не стоит. Игра конечно сильно «на любителя»: на любителя писать на карточках, на любителя самому придумывать сценарии, на любителя изобретать хоумрулы. Поэтому пока имеем что имеем — задел на будущее. Но он уже с года 2010-го есть и сильно вперед, к сожалению, не продвинулся. Увы.

art of tactic_17

Eternal автор

Оцени статью: 12345 (4,65 из 5, оценок - 23)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
33 to “О системе настольных варгеймов Art of Tactic — стоять до последнего!”
  1. Серьёзный разбор.

    Тоже удивлялся, когда на сайте Звезды не смог найти пример фирменного покраса.

  2. Скажите, выложены ли где-нибудь карточки нового образца в хорошем качестве? Т.к. боюсь что официального обновления всех карточек можно и не дождаться, хотел бы для своих отрядов скомпоновать новые карточки сам. Но пока не смог найти хорошие исходники...

  3. Обзор с описанием всех недостатков, которые губят вполне неплохую по задумке систему.

    Главный плюс системы — в ней решена главная «нереальность» большинства лайт варгеймов — изменить уже отданный приказ, как реакция на действия противника, который ходит первым не получится.

    Единсвтенное, что хотел бы заметить, что замена писанины на токены в данном случае маловероятна. Учитывая разнообразное количество возможных приказов не уверен, что поиск и выкладывание нужного токена будет быстрее отметки в карточке. А многие приказы еще и имеют привязку к номерам гексов на поле. Это как с помощью токенов отображать?

    С другой стороны мне непонятна эта предвзятость к «писанине». Почему-то никого не смущает составлять и отмечать состояние отрядов в расписках армий в Вахе и других варгеймах ростерного состава, к которым можно и АоТ отнести.

    dan0103,

    Они сейчас к каждому новому вышедшему юниту прикладывают jpg вполне сносного качества на сайте. Их так же можно найти и на форуме игры в разделе «отряды».

  4. slflycat: С другой стороны мне непонятна эта предвзятость к «писанине». Почему-то никого не смущает составлять и отмечать состояние отрядов в расписках армий в Вахе и других варгеймах ростерного состава, к которым можно и АоТ отнести.

    На мой взгляд, её тут излишне много. Я сам не играл, но видел со стороны: большую часть времени участники занимаются именно писаниной. В Вахе это редко используется в небольших скирмишах, в той же Вармашине предполагается фломастер, чтобы раны отмечать, но отдельно есть и жетоны. Да и при наличии 8-10 юнитов, из которых только у 3-4 есть несколько ХП, смысла в этом не так много. Здесь же не обойтись.

  5. slflycat: Главный плюс системы — в ней решена главная «нереальность» большинства лайт варгеймов — изменить уже отданный приказ, как реакция на действия противника, который ходит первым не получится.

    На самом деле к этой фишке игры со стороны реализма как раз больше всего претензий у тру варгеймеров. В обычных варгеймах эта проблема решена гораздо элегантней, ну а в варгеймах, направленных в первую очередь на симуляцию, вопросы командования всегда соотносятся с масштабом (расстояние, время, численность) и историческим периодом.

    slflycat: С другой стороны мне непонятна эта предвзятость к «писанине». Почему-то никого не смущает составлять и отмечать состояние отрядов в расписках армий в Вахе и других варгеймах ростерного состава, к которым можно и АоТ отнести.

    Эта писанина уже прошлый век. Одно дело когда с помощью нее симулируются какие то реальные военные аспекты, вроде отдачи со стороны главнокомандующего настоящих приказов командиру корпуса, которые отмечаются к примеру в NBS в спец.журнале, или вычерчивание путей следования конвоя, и другое дело постоянная писанина, обслуживающая чисто игровую составляющую.

    Не знаю как в вахе, но в современных миниатюрных варгеймах а ля Firestorm Armada, DW, X-W, Sails of Glory, Deadzone и т.д. как то писанины уже не наблюдается.

  6. Dr. Nik,

    Ну так отдача приказов одна из важных фаз хода. Поэтому и время занимает много.

    Fonfrost,

    Я писал про реализм системы отдачи приказов, а не всего остального (штаты, масштаб и т.п.), с которыми полный швах.

    Как без писанины отобразить «чисто игровую составляющую» наподобие такого — отряд сменил сектор и дистанцию стрельбы находясь в засаде? Только для отображения такого состояния понадобится 3 маркера, а для всего разнообразия сколько килограмм маркеров понадобится?

    Приведенные как примеры игры не корректны — они все без привязки к игровому полю.

    По мне, если решить все описанные в обзоре проблемы (в первую очередь в плане структуры правил и дополнительных информационных материалов), то в это будут играть значительно больше.

  7. slflycat: Ну так отдача приказов одна из важных фаз хода. Поэтому и время занимает много.

    Это понятно, что приказы — самое долгое. Но тут, мне кажется, накладывается ещё сам технический момент.

  8. slflycat: Я писал про реализм системы отдачи приказов, а не всего остального (штаты, масштаб и т.п.), с которыми полный швах.

    Без правильного отображения масштаба и исторических реалий ни о какой реалистичной системе отдачи приказов в принципе нельзя рассуждать.

    Главная беда AоT во всех ее проявлениях, начиная ВО и заканчивая Непобедимой армадой как раз и кроется в том, что эта система приказов вместо того, чтобы работать на симуляцию отображаемых событий, работает сама на себя.

    По самой системе AоT вы правы, маркерами тут ни чего не заменить, как говориться «Не поможет крест и плачь...»

    slflycat:

    Приведенные как примеры игры не корректны — они все без привязки к игровому полю.

    Это я отреагировал на упоминание вахи, там то привязки нет. Ко всему прочему в X-W и Sails of Glory привязка к игровому пространству есть, ну и эти игры, являющиеся тактиками в самом мелком масштабе, как раз и демонстрируют как можно обойтись без писанины.

    slflycat: По мне, если решить все описанные в обзоре проблемы (в первую очередь в плане структуры правил и дополнительных информационных материалов), то в это будут играть значительно больше.

    Да AоT ни чего не поможет, так как она по сути мертворожденная система, по тому, что совершенно непонятна целевая аудитория варгеймеров, которая будет в это играть.

  9. Fonfrost,

    Хм, насчет приказов не соглашусь — вполне себе симулирует. Просто прикручено довольно много всякой лишней шулухи, которая перегружает их запоминание и понимание. Ну и отсутствие нормальных штатов усугубляет ситуацию в плане реализма. На самом деле, в той же FoW со штатами и масштабом все нормально, а в игровом процессе реализма — ноль. Однако с удовольствием играют. Потому что подача материала и поддержка проекта на совершенно другом уровне.

    Х-W и SoG совсем другой уровень в плане масштабности и количества приказов и состояния отрядов. Их если только со Звездовской Армадой сравнивать. И тут либо куча жетонов, хитрых форм линеек и карт (дисков) маневров, либо 1 карточка и фломастер. Вопрос цены. Это будет оправдано, если цена Армады будет не выше 1-1,5 тыс. В противном случае даже Звездовское «проще достать» в свете заявленной МХ локализации Wingsов будет не актуально.

    Целевая аудитория как раз понятна — начинающие варгемеры 10+ лет. Но для такой возрастной группы всплывает как раз та самая главная описанная в обзоре проблема — отсутствие нормальной поддержки системы. И если в ближайшее время ничего не изменится, то будет как с эпохой битв.

  10. http://prowargames.ru/phpBB3/viewtopic.php?f=3&t=136

    отличный отчет по совершенно другой игре с приказами...

    там др масштаб и решение сделано в логике масштаба...

    но, что подкупает отдельно — картон может заупрямиться и НЕ станет выполнять приказ...

  11. Полностью согласен с обзором!

    Зачем для игры позицианирующей себя как лайт-воргейм для детей от 10 лет с надписью на обороте «легкие правила» столько всего намешано!

    Миллион разных приказов, что-то писать на обороте, потом отмечать патроны, учитывать потери, кидать кучу кубиков.

    Что меня еще убивает, дак это маштаб! Почему у меня танки в гекс влязят, а пушка нет? В хот воре стало еще хуже с этим!

    Если игра позиционирет себя как настольная игра, то давайте воспользуемся лучшими примерами — Мемоир 44, все вполне просто и фунционально. Ничего лишнего! Сел, отыграл первый сценарий и ты уже понял все правила!

    Были и шаги вперед, например, теперь в сценариях сразу стартовая расстановка дается, а не абстрактная: наберите юнитов на 50 очков.

    Правила сложные и неповортоливые. Сделалли бы простые правила и цены бы им не было! А все усложнения можно было бы вводить в дополнениях опционально.

  12. TTK,

    Это варгейм не с миниатюрами

  13. Anton:

    Думаю что за «простые правила» несут ответственность маркетологи. Я честно говоря вообще не помню чтобы Арт оф Тактик себя позиционировал как так называемый лайт варгейм.

    Кроме того к Самураям прилагаются стандартные Борговские правила. Просто в этой статье Самураям вообще ни пол слова не уделили.

    Полностью согласен с slflycat.

    Замена фломастеров на жетоны абсурд. Я вообще не представляю как организовать жетонами специфические приказы типа повернуть пушку или сесть в засаду, когда у этих приказов несколько параметров да и выполняются они не один ход.

    Сравнения с классическими играми или крыльями войны вообще не корректны. Там нет столько разнообразных приказов.

    В принципе даже примитивная отдача приказов жетонами в Игре престолов вполне иногда вызывает затруднения. А там всего 5 типов приказов, с подвидами получается около 10 разных жетонов. В ВОВ же этих жетонов будет несколько десятков разных.

    Думается что основная проблема системы, что её забросили, так как это не основная сфера. И если по ВОВ еще что то делается, выпускаются редакции правил, то Самураи вообще заброшены. Хотя там и проблем поменьше.

  14. Tanone,

    Самураи не заброшены. По официальному заявлению Звезды их просто перестали выпускать у нас (как и Блицкриг). Только на западном рынке выпускают. Хотя в плане поддержки да, заброшены.

  15. slflycat:

    Заброшенность именно в плане поддержки. Даже форум спрятали. 🙂

    Зато какой разрыв шаблона вызывает у тру-варгеймера. 🙂 Система работает вообще по другому и весь опыт игры в варгеймы можно выкинуть нафиг.

    Всем.

    Кстати вполне себе осовременненые при переиздании Space Empires от GMT используют пишущие предметы для фиксации в огромном количестве. Может просто иногда без них никак?

  16. По моим прикидкам введение жетонов допустим в Битвах самураев выльется примерно в следующее:

    Обычная стычка 10 на 10 отрядов.

    У каждого отряда примерно 7-10 видов приказов (берём один приказ один жетон).

    Так как приказы могут дублироваться, то надо набор иметь на каждый отряд. Кроме того отряды же выпускаются отдельно, значит набор должен быть в каждой коробке (смотрите во что превратились лейтенанты для Десцента 2).

    То есть банальным перемножением получаем почти сотню жетонов которыми надо будет управляться во время игры. И это ценой примитивизации системы, потому что как жетонами отразить переменные параметры приказа (номера гексов, дальность и т.д.), я не знаю. Я уж лучше фломастером буду писать.

  17. В итоге получилась неиграбельная ерунда (во всяком случае — для меня). Чрезмерно занудливая игрушка.

  18. Tanone,

    Да с тем, что систему AoT невозможно перевести на жетоны, не кто не спорит. Главный посыл в том, что сама система, «как бы отображающая» военное искусство различных исторических периодов, ущербна по своей сути по тому, что непонятно на какую аудиторию рассчитана и непонятно для каких целей служит.

    Одно дело когда «писанина» служит целям симуляции командования или каких то других реальных военных вопросов, вроде того, что представлено в Civil War Brigade Series, Napoleonic Brigade Series, Tactical Combat Series, PQ-17, Great War at Sea и т.д., и другое дело когда с помощью этой громоздкой и не эргономичной системы предлагается сыграть в фановую игру по мотивам.

  19. Fonfrost,

    Я Вам выше вроде отвечал, что как раз все очень прозаично — рассчитана на аудиторию 10+, для которой «историчность» пока не нужна, но поиграть в «войнушку» с миниатюрами более продвинутую чем всякие «Атака» и т.п. интересно. Благо на российском рынке по этой теме ничего не представлено.

    Зачем приводить примеры и сравнивать АоТ, с играми совершенно другого уровня сложности и опять же без миниатюр, да ще и в которых писанина выполняет совершенно другую роль?

    У нас, когда мы пытались в это играть (6-10 отрядов на одной стороне), на отдачу приказов таким образом уходило от 0 (приказ остался с прошлого хода) до 2 минут. Это громоздко? А вот то, что из-за корявости и громоздкости написания правил приходилось еще минут по 5 тратить на то, чтобы понять как правильно отдать и разыграть приказ — это совершенно другое дело.

  20. slflycat,

    Я пишу о конкретной системе, а не о предполагаемой.

    И в пример я привожу игры, где применение записей из-за глубины передачи темы оправдано. Во всех остальных случаях игровая система (именно она, а не сами записи), требующая кучи записей, это именно что громоздкость, не эргономичность и прошлый век.

    Вам уже привели в пример Игру престолов, где у игроков даже просто с 4 приказами случаются затыки, и с той же серии Удар орла с 8 приказами на жетонах.

    На данный момент AoT даже для взрослого человека вызовет затруднения, не говоря уж о 10+.

    Если нужна не сложная игра про войнушку и с миниатюрами, то на эту роль прекрасно подойдет Борг, ToI, Даст Тактикс и Сержанты. Не знаю как в других городах, но в Питере и в Москве купить три первые игры в розничном магазине не проблема.

  21. Ну и еще — в Борге, ToI, Даст Тактикс и Сержантах ни чего собирать и клеить не нужно, что также больше соответствует упомянутому вами возрасту.

  22. Ну и еще из игр про войнушку с покрашенными и собранными миньками и полем есть три линейки Axis & Allies Miniatures (War at Sea у нас в клубе вообще суперхит), их стартеры и бустеры тоже валяются во многих местах.

  23. Fonfrost,

    Понятно, что система АоТ пытается объять необъятное (куча разнообразных приказов для отображения реалий боя). И решение этого с помощью писанины более чем оправдано. Другой вопрос насколько это нагромождение нужно в принципе. Особенно для заявленной возрастной категории. Так про это в обзоре и написано как одна из основных претензий — много лишнего, от которого несмотря на выход уже 3 редакции не хотят если хотя бы не избавляться, то вынести в раздел «продвинутые» правила.

    Хм, так и знал, что обязательно как альтернативу помянут Мемуары и подобные. Но говоря про отсутствие альтернатив в России я имел ввиду то, что даже в Питере и Москве про специализированные магазины настольных игр и клубы (где только и можно купить упомянутые игры) знает не очень большое количество потребителей игрушек возраста 10+. А АоТ лежит в любом магазине игрушек и сборных моделей. + Они все те игры на английском. По этим причинам не пойдут Мемуары и другие на роль альтернативы. Ну и цена разумеется тоже играет роль.

  24. slflycat,

    Т.е. делаем вывод, что AoT исключительно для тех, кто ни чего не знает о существовании иностранных игр и наличия специализированных магазинов — какая то ущербная позиция. Ну а для продвинутых детей и их родителей альтернатив полно, причем даже знание английского не требуется, так как правила этих игр уже давно имеют перевод. У нас в Питере магазинов настолок уже как собак нерезанных, особенно в центре, так что думаю перспективы AoT совсем безрадостные...

  25. Это не ущербная позиция, а реалии. Много ли в провинции специализированных магазинов настольных игр? Если уж люди жалуются, что АоТ не везде купить можно, то про все остальное лучше вообще молчать. А знание английского для этих игр обязательно все равно, т.к. в них присутствует текст и на игровых картах. И не надо про то, что и на них перевод есть. Играть с листочками переводов — морока еще та, а вставки в протекторы не для всех эстетичны. Так что Ваши «продвинутые» радуются «изобилию» только в некоторых крупных городах при наличии знаний английского языка.

    Об этом уже много раз говорили, что в этом во многом и кроется такое наплевательское отношение Звезды к поддержке своих продуктов — все равно купят — альтернатив то нет. Да и им главное солдатиков продать, а не «правила». Так что как у системы, без должных корректировок, перспективы АоТ безрадостные, но как продукт покупают и будут покупать (хотя бы ради моделек).

    Я себя пока еще тешу сла-а-абой надеждой, что все это безобразие с поддержкой из-за того, что Звезда сейчас запускает кучу других серий по этой системе (Аэродромы, корабли, ПМВ, Наполеонику). Так сказать — кидает пробные шары — что пойдет. Вот Самураи, даже при наличии правил Борга не пошли. Блицкриг тоже. Их убрали. ВО и Хотвар со скрипом, но идут. Их развивают.

    Так к чему я это все? А к тому, что когда «комплект» игр, которые «выплывут» определится, то начнут нормально поддерживать те, что останутся. Хотя, зная Звезду, надежда слабая конечно 🙂

  26. slflycat: А АоТ лежит в любом магазине игрушек и сборных моделей. + Они все те игры на английском.

    Вспоминаются бородатые годы, когда компьютерные игры исключительно на английском языке продавались, а точнее передавались из рук в руки на дискетах и дисках. Благо тогда отечественной индустрии просто не было, зато все знали английский на достаточном уровне, чтобы получать удовольствие.

  27. Fonfrost:

    Тезис про ущербность очень спорен прямо скажем.

    Честно говоря в Битвах самураев особых проблем с реализмом я не наблюдаю. Есть небольшие шераховатости. Но впечатления от партии всё окупают.

    В ВОВ действительно имеются.

    Вы же клеймите всю систему вообще. Это неправильно. И статья кстати тоже. Клеймит всю систему на основе разбора полётов модуля по ВОВ.

  28. В этом вся Звезда.

    Пытается объять необъятное.

    И быстро теряют интерес к поддержке своей продукции. Так было со всеми игровыми системами от Звезды. «Эпоха бит», фэнтезийная система (забыл название), «Звездный десант». Поэтому с варгеймами от Звезды завязал давно. Весь пар у них уходит в гудок.

  29. Согласен по всем пунктам! Особенно фломастеры и писанина — это реально тупость!!!

    Попытался разобраться в правилах «Танкового боя» — ничего не понял... Пробовали играть — нудно и не понятно... Такое впечатление, что нужно иметь за плечами военную академию, чтобы нормально играть

  30. Здравствуйте.

    Почитал статью и комментарии. Вывод у меня напрашивается следующий. Все имеет свои плюсы и минусы. Хочеш иметь продажи — работа с целевой аудиторией. Конечно она разнообразная. Кто то нуждается в инфе по историческим событиям , кто то о тактике и т.д.

    Но основная причина в людях — их лени и скромном воображении. Только эти два качества закалачивают гвазди в систему AоТ и игры от звезды. Система с карточками прижилась только из-за цены, ещё можно изящьно реализовать как в самурае так и в остальных играх.

    Ещё одна большая проблемма с правилами что нас пытается научить не совсем толантливый и способный человек. Вот некоторые и не могут взлететь и радоваться.

  31. С карточками играть долго, да. Но мы перешли на бланки приказов и стали играть не более 90 минут. Бланки приказов сделал сам. Двусторонний лист: на одной стороне таблица со специальными графами для учета защиты, численности, выстрелов и топлива; на второй стороне остаток таблицы (до 15 ходов), таблица повреждений городов и справочники (местности, очередности ходов, модификаторов защиты, меткости и дальности). Кроме того, написал FAQ по правилам, что позволило снять базовые вопросы. Теперь получаем от игры удовольствие, она того стоит.

  32. И да, иметь за плечами военную академию не требуется, но более ли менее прилично играть получается только партии к пятой в отличие от более простых игр, где уже на второй партии все понятно. Теперь почитываю второй и третий тома «боевого устава рф: подготовка и ведение общевойскового боя».

  33. Зря вы так. Игра имеет массу недостатков, но весьма неплоха. Большинство тех кто ругает — никогда в нее не играли. А то что Звезда умудрилась забросить такой перспективный проект огорчает, но не удивляет.

Прокомментировать




Subscribe without commenting