Главная страница » Варгеймы Настольные игры Обзоры »

Battles of Westeros: Обзор для новичков

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 3)
Загрузка...

«Игра престолов»... Как много для людей «в теме» значат эти два слова. Великолепная сага, с выходом сериала по мотивам обретшая просто армию поклонников. Во множестве форумов фанаты спорят и ломают копья о смыслах, заложенных создателем «Песни льда и пламени» Джорджем Мартином в своё произведение (причём, как мне кажется, он и не догадывается о большинстве таких смыслов), а до окончания Саги еще как минимум 2 тома, и пищи для размышлений хватит надолго.

Естественно, настольные игры на тему не заставили себя долго ждать – коллекционная карточная игра A Game of Thrones, впоследствии с успехом перешедшая в формат живой карточной игры, и стратегическая игра с одноимённым названием пользуются огромным успехом у почитателей Саги. Впрочем, я немного отвлёкся от того, о чём хотел рассказать в этой статье. Итак, встречайте: внебрачный ребёнок дизайнера Ричарда Борга (как указано на коробке) – тактическая настольная игра с миниатюрами Battles of Westeros!

battles of westeros nastolnaya igra

Для начала немного расскажу о линейке игр Ричарда Борга (Battlelore, Memoir'44, Command and Colors Ancients и Napoleonics) и почему я назвал эту игру «внебрачной». Игры от Борга построены все по одной схеме – поле битвы разделено на три части, приказы отдаются с помощью карт, отряды поделены по типам, используются оригинальные кубики с различными символами. Так вот, «Битвы Вестероса» имеют все признаки игры от Борга – карты, необычные кубики, типы отрядов — кроме одного: деления поля на 3 части. Уже этого бы хватило, чтобы сильно изменить игру, но Роберт Куба (автор Battles of Westeros) пошёл ещё дальше, сильно преобразив механику.

battles of westeros nastolnaya igra 2

Самая гуща яростной схватки. Обратите внимание на серую фигурку в красном отряде копейщиков «львов». Это Григор Клиган, один из героев-командиров

В «Битвах Вестероса» два игрока берут под своё начало 2 великих Дома, Старков и Ланнистеров, чтобы на поле боя доказать своё превосходство. Позже, в дополнениях, появились Мандерли, Талли, Братство-без-знамён, горные племена и т.д., а в последнем, большом дополнении – Баратеоны! Что, впрочем, совершенно не умаляет достоинств базовой игры, в которую включены почти все значимые сражения, упоминающиеся в книгах (кроме битвы на Черноводной). Итак, Старки и  Ланнистеры сойдутся на поле битвы...

Как же в играть в «Битвы Вестероса»? Сначала игроки выбирают стороны, потом согласно выбранному сценарию расставляют войска на гексагональной карте (войска представляют собой фигурки воинов, в отряде пехоты 4 фигурки, в конном отряде 3), набирают тактические карты (основной способ отдать приказ), кидают кубики и набирают жетоны приказов (дополнительный способ отдать приказ).

К слову говоря, в базовой игре отряды противоборствующих Домов не сильно отличаются друг от друга (кроме тяжёлой пехоты Ланнистеров и мастеров над псами Старков), поэтому для повышения реиграбельности и разнообразия рекомендую приобрести 2 первых дополнения к игре – Wardens of the North и Wardens of the West, в которых новые сценарии, по 3 новых героя и 3 новых отряда, по всем параметрам отличающихся друг от друга.

battles of westeros nastolnaya igra 3

Дополнение «Хранители Запада»

battles of westeros nastolnaya igra 4

И «Хранители Севера»

Но вернёмся к базовой игре. Все отряды в игре разделены на 3 цвета – зелёный, синий и красный, символизирующие ранг отряда. Зелёные – это новички, они легко бронированы и неважно вооружены, вследствие чего кидают в атаке меньше всех кубов (2), но двигаются быстрее всех. Синие – это регулярные воины, двигаются медленней зелёных, но и бьют больнее (3 куба). Красные – это ветераны, элита, тяжелобронированные, бьют больнее всех (шутка ли – в атаке кидают 4 куба!), но очень уж неторопливые. Кстати, раз уж начал о кубиках, то стоит рассказать о них поподробней. Во-первых, они восьмигранные. Во-вторых, вероятность попаданий по разным отрядам разная. В-третьих, с помощью кубиков теперь надо получать жетоны приказов.

Так вот, на восьми гранях кубика расположены такие знаки: 3 зелёных щита, 2 синих щита, 1 красный щит, 1 кулак и 1 флажок. При атаке по зеленому отряду нанести хит ему могут зелёные щиты и кулак. Соответственно, синим и красным отрядам – синие и красные щиты и кулак. Правда, стоит учитывать всяческие нюансы, типа того, то лучники не наносят повреждений, если выпал «кулак», как и пехота, если атакует кавалерию. Вообще в игре очень много различных тонкостей, мелочей и нюансов, делающих игру достоверней, но сильно повышающих для новичков порог вхождения, хотя стоит признать, что все эти мелочи достаточно логичны и последовательны.

battles of westeros nastolnaya igra 5

Кубики для игры

Герои – это самые мощные юниты, со своими индивидуальными способностями и особенностями. У каждого героя есть 2 абилки – одна действует постоянно, другая одноразовая. Вопрос, когда их применить – один из самых актуальных в игре, ведь вовремя предпринятое действие может решительно качнуть весы в вашу сторону. Дело в том, что, как я упоминал выше, приказы в игре раздаются с помощью карт, и делается это только через героев-командиров.  С картами приказов отдельная история: изначально у соперников есть по 10 идентичных базовых карт. У каждого героя есть свои, уникальные пять карт с приказами. Когда идёт подготовка сценария, каждый игрок берёт карты приказов участвующих в битве героев, замешивает с базовыми картами и получает колоду, из которой и будет тянуть в течение битвы карты приказов. Герой отдаёт приказ на расстоянии до двух гексов от себя не одному отряду, а нескольким.

battles of westeros nastolnaya igra 6

Герои-командиры Ланнистеров. Покрашенные фигурки — просто чудо!

battles of westeros nastolnaya igra 7

Робб Старк во всей красе

Помнится, я упоминал, что есть ещё жетоны приказов, получаемые с помощью броска кубиков. Так вот,  в начале хода каждый игрок бросает кубы (их количество оговаривается условием сценария), и берёт те жетончики приказов, символы которых выпали на кубиках. Что же они дают игроку? Во-первых, они дают возможность отдать приказ любому отряду на поле, даже находящемуся вне зоны командования командиров. И, во-вторых, на картах приказов есть символы жетонов; если выпавшие символы совпали с нарисованными на карте (так называемая тактическая часть карты) – то с помощью этой карты можно отдать усиленный приказ, суть которого разъясняется в этой карте. Я понимаю, что это кажется несколько тяжеловесно и непонятно – поверьте, на практике это гораздо проще.

battles of westeros nastolnaya igra 8

Жетоны приказов

Как вы, наверное, догадались, жетонами приказ можно отдать только соответствующему цветом отряду; «кулаком» можно отдать приказ любому отряду, а вот флажок… Тут мы подходим к ещё одному из нетривиальных подходов к игре — мораль.

battles of westeros nastolnaya igra 9

Трек морали

Весьма важная часть игры – мораль. Можно даже проиграть, имея неважный моральный дух, впрочем, это происходит крайне редко. Очень интересное решение по механике игры завязано именно на морали. Рядом с игровым полем лежит счётчик ходов, чётные цифры которого раскрашены белым, а нечётные чёрным. У каждого отряда в игре есть флажок, отмечающий не только принадлежность к Дому, но и цвет (с одной стороны белый, с другой чёрный). Изначально все отряды активированны, то есть все флажки повёрнуты к игроку тем цветом, какой сейчас показывает счётчик ходов; после того, как отряд походил, флажок разворачивается другим цветом, и теперь в этот ход ему нельзя отдать приказ. Но если вам выпал «флажок», вы можете либо повысить мораль на один пункт, либо наоборот, понизить на один пункт, но развернуть один флаг в активное состояние. Иногда трудно переоценить значение этого шага. Представьте, сражение подходит к концу, уже герои рубятся в окружении множества врагов, но силы на исходе… И тут трубит рог, и у атакующих как будто удваиваются силы! Ваш герой применяет спецспособность и пленяет вражеского героя, а сценарий сражения стремительно меняется. Связность позиций противника рушится, отряды неорганизованны, на то, чтобы перестроиться, уйдёт драгоценное время… А, казалось, уже все отряды походили и опасности ждать неоткуда.

battles of westeros nastolnaya igra 10

Счётчик ходов

Теперь расскажу, как всё это выглядит в целом. В условиях сценария указано, кто из соперников обладают инициативой – тот и начинает. С инициативой тоже интересная штука. В конце хода подсчитывается, сколько жетонов приказов осталось у игроков, и у кого их больше (соответственно кто в этот ход отдал меньше приказов) – тот и начинает первым в следующий ход. Уже одно это обстоятельство здорово украшает игру, заставляя сильно пораскинуть мозгами, прикидывая, как лучше распорядиться войсками: попробовать провести атаку и манёвры сейчас, тратя драгоценные жетоны, или приберечь их, выигрывая инициативу в дальнейшем? А противник-то всё это видит, и наверняка у него есть план противодействия…

battles of westeros nastolnaya igra 11

Карты приказов. Символика Домов нанесена везде

Далее игроки по очереди активируют отряды, отдавая им приказы картами через командиров или жетонами. Когда оба игрока спасуют (если сказал «пас», то ходить больше нельзя), ход заканчивается, и все флаги поворачиваются в активное положение. Играют или определённое количество ходов, или до выполнения победных условий сценария. Если по истечении времени сценария победитель не выявлен, то победа присуждается по очкам, то есть у кого моральный дух выше (кто потерял меньше отрядов).

Что же касается победных условий сценария… то тут разработчики постарались на славу! Дух книги выдержан на все 100%, присутствуют как и мелкие стычки у бродов небольшой речки, так и сценарии типа Битвы в Шепчущем лесу, где Король Севера Робб Старк по прозвищу Молодой Волк хитростью заманил Джейме Ланнистера-Цареубийцу в ловушку, и пленил его.

battles of westeros nastolnaya igra 12

Сценарий «Шепчущий лес». Джейме придётся несладко

Основные герои книги присутствуют – за Ланнистеров это Тайвин Ланнистер, Киван Ланнистер, Джейме Ланнистер, Адам Марбранд и Грегор Клиган по прозвищу Гора. Правда, выбор их противников меня немного смутил: Эддард Старк, Робб Старк, Рикард Карстарк, Маленький Джон Амбер, Мейдж Мормонт. Удивило присутствие старшего Старка и отсутствие Русе Болтона, ведь, судя по сценариям, действие игры разворачивается после событий первого тома, когда Эддарда уже казнили. Но потом я ознакомился с правилами, и нашёл там прелюбопытнейший режим игры — скирмиш/схватка. Благодаря этому режиму на поле битвы могут пересечься абсолютно любые герои Саги. Как вам, например, Тайвин против Неда? Ведь им так и не довелось побывать по разные стороны баррикад лицом к лицу…

battles of westeros nastolnaya igra 13

Пример покрашенных фигурок

Графический ряд на тактических картах великолепен. Собраны иллюстрации лучших художников, работающих в мире ПлиО, и органично вписаны в игру. Даже на игровой карте нарисованы мелкие детали прошедшей битвы – пятна крови, то тут, то там виднеется сломанный клинок или человеческий череп, торчат стрелы… Естественно, что все персонажи соответствуют книжным описаниям, и даже их способности и тактические карты следуют их характеру и возможностям. Например, Робб Старк может приказать атаковать своему волку, Серому Ветру, и мало не покажется никому, а Гора так силён в рукопашной, что его практически невозможно пленить. Подкупает именно любовь и внимание к мелочам – видно, что первоисточник изучали серьёзно.

battles of westeros nastolnaya igra 14

Карты Старков

Радует разнообразие сценариев и их высокая реиграбельность. Пример из личного опыта: первый сценарий я сыграл около 20 раз, и каждый раз всё происходит по новому, а победа достаётся, как правило, на последнем ходу.

В целом получилась отличная игра, к сожалению, не без недостатков…но о них ниже. Сейчас хочу отметить достоинства именно как реализации и симуляции сражения.

а) Отличный баланс сценариев. Во-первых, они разнообразны. Во-вторых, расстановка войск не предполагает долгого кружения друг около друга, схватка начинается с первого хода, но, опять же, вариантов развития событий множество! В-третьих, здесь нет (или почти нет) охоты за фрагами, как в других играх Борга – чаще имеет смысл потрепать новый отряд, чем добить старый. Опять же, игра предлагает ряд опциональных правил (крайне рекомендую к применению, всё по делу), усиливающих атмосферу средневекового сражения.

б) Акцент на командирах. Так как это узнаваемые герои «Игры престолов», погружение в битву становится полным, им сочувствуешь и переживаешь. По-моему, весьма похвальное решение разработчиков, а ведь могли бы сделать игру «по мотивам», где от атмосферы именно противостояния Великих Домов Вестероса ничего бы не осталось.

в) Отображение средневекового боя. Во время схватки вам будет нужно постоянно искать слабые места соперника, дабы вывести его командиров из игры – а это полдела. Да, хоть и кубики будут играть свою роль, без тактического замысла вы, скорее всего, проиграете. Благодаря механике вы уже не в такой степени зависите от пришедших на руку карт, всё в большей степени зависит от вас как от полководца.

Несколько слов про дополнения. У игры активная поддержка. FFG славится этим совершенно заслуженно. Если первые два дополнения, по слухам, должны были изначально входить в базовую версию игры, то последующие добавляют союзников «львам» или «волкам». А в прошлом году вышло большое дополнение, полностью посвящённое Баратеонам. Думается, со временем доберутся и до других Великих Домов Семи королевств…

battles of westeros nastolnaya igra 15

Баратеоны

Теперь про недостатки, которые тоже присутствуют, ведь не бывает идеальных игр… У «Битв Вестероса» достаточно высокий порог вхождения, это основная проблема. При всём внимании к мелочам и нюансам неизбежно нарастает общая сложность, а, учитывая довольно невнятно написанные правила, новичка ждёт неслабое испытание. Впрочем, наградой упорному станет одна из лучших тактических игр современности, а если он ещё и любит вселенную Вестероса — дорогу осилит идущий!

И вдобавок ложка дёгтя – у игры нет органайзера. То есть совсем нет. Что при общем количестве фигурок в районе 140 штук делает хранение и подготовку к игре нетривиальной задачей. Сетап в полчаса-сорок минут – это вовсе не слухи. Также, чтобы начать играть, надо предварительно собрать все миниатюры – то есть поставить их на подставки, а там, где это не удалось – приклеить их. Часа 2-3 эта операция отнимает.

Отдельно хочу сказать, что, хоть игра не локализована в России, в сети есть перевод правил, тактических карт и сценариев, включая дополнения и F.A.Q., так что проблем с этой стороны ждать не стоит.

Резюмируя, хочу отметить, что тактическая настольная игра Battles of Westeros понравится не только поклонникам произведения Джорджа Мартина, но и любителям вдумчивых тактических средневековых варгеймов, тем более что конкурентов у неё довольно мало.

«Зима близко!»

автор

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 3)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
6 to “Battles of Westeros: Обзор для новичков”
  1. Таки Tide of Iron: Зима близко?

    Сетап всегда муторный, или после первичной склейки игра превращается в мемуар?

  2. Пока не играл в ТоИ. Сетап перестаёт быть муторным только тогда, когда есть офигенный органайзер, где всё разложено отдельно, даже карты. И меньше 15 минут всё равно не получится:)

  3. Игра отличная, но мне сложновато найти людей, с которыми сыграть, поэтому за последний год я ни разу не достал ее с полки.

  4. спасибо за статью!

  5. Спасибо за обзор

  6. Подумаешь — не с кем играть! Я еще со времен «Полководца» играю в такие игры один, и получаю море удовольствия 🙂

Прокомментировать




Subscribe without commenting