Главная страница » Варгеймы Настольные игры »

Napoleon's War Volume II: The Gates of Moscow – Бородинское сражение для казуалов

Оцени статью: 12345 (Ещё нет оценок)
Загрузка...

«Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.»

М.Ю. Лермонтов, «Бородино»

 

 

 

Об этой игре я узнал случайно: один мой коллега по настольному сумасшествию выставил ее на продажу. Я полез в описание и увидел, что в ней можно поучаствовать в Бородинской битве и в сражении под Аустерлицем, причем в игре есть миниатюрки. Это вызвало у меня приступ восторга, до этого я не знал, что такое бывает в отдельно-взятой настольной игре, а не в коллекционных миниатюрых военных играх. Как оказалось, первая часть игры называлась 100 Days (100 дней) и включала французскую, британскую и прусские армии и такие сражения, как Ватерлоо и Катр-Бра. В продолжении в половине включенных сражений присутствует русская армия.

Правила

После прочтения правил и первых партий игра вызвала сильную ассоциацию с более известной настолкой Memoir'44: без секционных карт, но зато с возможностью «воскрешения павших». Так это или нет, решать вам.

Каждая битва состоит из определенного количества ходов, победные очки добываются убийством полного отряда противника или захватом и удержанием ключевых точек на карте. По условиям сценария у игроков есть некоторое базовое количество очков действий. Каждый ход игроки бросают кубик и добавляют результат d3 к базовому значению, но вычитают единицу за каждого убитого генерала и получают количество очков, которые можно использовать на этом ходу. Очки действия тратятся на активацию отрядов.

Отряды бывают пехотные (состоит из 3 фигурок), кавалерийские (2 фигурки) и артиллерийские (2 фигурки) и лидеры (представлены фишкой). За ход пехотный отряд может подвигаться до 2 гексов или пострелять, или инициировать ближний бой, который в игре называется шоковой атакой. При этом на движение тратится одно очко действий за гекс, на стрельбу всего 1 очко, на ближний бой 2 очка, сформировать каре стоит 1 очко. Стрелять можно в соседний гекс и бросать 1 кубик за фигурку, либо через гекс и бросать только 1 кубик. При стрельбе из каре всегда бросается только 1 кубик. При стрельбе попаданиями считаются 6-ки, в ближнем бою 5-6. Если в ближнем бою нанесено повреждение, защищающийся проверяет мораль (нужно выбросить Кавалерия за 1 очко действий может пройти до 3 гексов. За 2 очка может пройти 3 гекса и атаковать в ближнем бою, при этом попадания на 4-6 против пехоты или артиллерии, 5-6 против кавалерии, 6 против пехоты в каре, но нельзя атаковать цель, с которым кавалерия стояла рядом, нужен разбег. Также кавалерия может стрелять в соседний гекс. Российские Казаки отличаются тем, что могут стрелять, а затем двигаться за 2 очка действия. При атаке кавалерией пехоты последняя может поспешно попробовать сформировать каре, в случае неудачи кавалерия получит дополнительный удар.

Артиллерия – единственный отряд, который может находиться в одной клетке с другим дружеским отрядом. При этом обычно другой отряд является «поглотителем ущерба», нанесенного артиллерии, ведь она стреляет на 3 гекса, причем в первые 2 попадает на 5-6, в 3-й на 6. С холма артиллерия стреляет дальше- на 4 гекса. Один раз за игру можно дать залп Grand Батареи, выстрелив всеми соседними артиллерийскими отрядами. Кроме того, артиллерия может двигаться на гекс вместо стрельбы.

Лидеры могут быть прикреплены к отряду и тогда они двигаются вместе без дополнительных очков действий, а могут ходить самостоятельно по правилам кавалерии. Лидер может поднимать боевой дух отрядов = возвращать убитых бойцов в строй, для этого нужно пройти проверку морали для отряда, вместе с которым находится лидер: в случе удачи в отряд возвращается фигурка. Если при стрельбе в отряд выпала единица, наступает проверка смерти лидера: бросается кубик: если опять выпала единица, генерал погибает. Кроме того, если лидера настигли в чистом поле, он тоже выходит из игры.

Кроме фигурок в игре есть маркеры Элитных и тяжелых войск. Они просто обозначают дополнительные фигурки, это получилась своего рода экономией на пластике. Вместе с тем компоненты в игре хорошие: поле сделано из твердого картона, фишки качественные, миниатюрки детализированные.
Поля военных действий в игре двусторонние и целостные (не состоят из отдельных частей). Таким образом, в комплекте игры есть 2 карты, позволяющие разыграть 4 сражения. На карту нанесены типы местности: деревни, леса, реки, редуты и т.д., влияющие на характеристики отрядов и линию видимости. Очень удобно – разложил и играй, но ограничивает количество возможных сценариев.

Итак, возвращаясь к сравнению с правилами Memoir'44 – мы имеем достаточно легкую игру, 10 минут объяснений новичку, и можно начинать пробную партию. Здесь нет секционных карт и связанного с ними рандома и вариативности, есть лишь ограничение на количество активированных отрядов за ход. Встроена интересная механика с лидерами, поднимающими дух армии: есть альтернативные тактики – держать их на передовой с риском потерять в разгаре сражения или в тылу, но с угрозой сдать позиции при перегруппировке. С другой стороны решение с кубиками менее элегантное, хотя кто и когда попадает в цель, запоминается уже после первой партии. Если же сравнивать с более сложной и богатой на нюансы Command & Colors, то в игре нет того разнообразия отрядов, которым полна последняя. Napoleon’s War более легка в освоении, меньше ограничивает игрока на простор принятия решений, содержит миниатюрки вместо блоков (для любителей легких игр это обычно важно). При этом в играх Борга значительно выше вариативность, глубина игры — чем серьезнее ограничение на ресурсы управления, тем более тщательно нужно планировать ходы, ну и банально больше сценариев.

Бородино, как это было в игре

По условиям сценария Французам нужно за фиксированное количество ходов достичь победы: собрать «8 фрагов», иначе они проигрывают. При этом дополнительные очки можно получить за захват русских редутов. Партия получилась поистине захватывающей. Сначала удача улыбалась французам, которые точными залпами из 2 орудий уничтожили отряд элитной пехоты и ранили Барклая, а затем осуществили прорыв Русских позиций как по южной дороге, так и по северной, ведущей прямиком на Москву, убив при этом Багратиона. Но когда редуты под управлением Кутузова были в шаге от окружения, удача сменила сторону, и артиллерия в щепки расстреляла все отряды, совершившие окружение, а на юге русская кавалерия осуществила настоящий прорыв. Наполеон, который лично возглавлял атаку, вынужден был бежать в тыл своей армии. Исход же партии лег на плечи кубиков, артиллерия французов одним залпом выкинула два попадания и «положила» отступавшие Российские недобитые отряды: победа Наполеона со счетом 8-7.

Резюме.

Это пока единственная отдельная настольная с миниатюрками (чисто миниатюрные варгеймы не в счет), которая позволяет воспроизвести и Аустерлиц, и Бородино. Вместе с тем, бой очень рандомен, но бросков кубиков реально много, что гасит разброс значений. При этом здесь есть простор для тактики, фишка игры в генералах, которые могут «морально лечить» свои отряды, но если подставлять их под пули на передовой, запросто погибнут, что даст дополнительно штраф к действиям. Ну а легкие правила (на уровне сложности Memoir'44) делает ее доступной широкой аудитории.

 

Статья изначально была опубликована в 4-м выпуске журнала Стратегема.

автор

Оцени статью: 12345 (Ещё нет оценок)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Прокомментировать




Subscribe without commenting