Главная страница » Настольные игры Обзоры »

Лучшие настольные игры и разработчики Австралии и Новой Зеландии

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 2)
Загрузка...

Caution_Australia

Как вы помните, в прошлый понедельник двое отчаянных русских из Гильдии разработчиков настольных игр, Иван да Павел, собрав котомки («куртки замшевые две штуки…»), отправились на Дальний Восток, чтобы узнать ближе традиции японской школы настольного геймдизайна. Следуя поговорке о дурной голове и покое ног, мы не стали останавливаться на достигнутом и взяли два билета на прямой рейс из Токио в Сидней. Ровно в 9:45 самолет взмыл в небо и мы отправились на край света, туда где всё вверх тормашками (не зря Австралию называют еще и «Down Under»).

down-under

Наслаждаясь перелетом в уютном и комфортабельном бизнес-классе «Japan Airlines» и гоняя песни любимых автралийцев (от AC/DC и INXS до Кайли с и без Ника Кейва) мы внезапно для себя вспомнили, что совсем рядом со страной Оз располагается еще и Страна Длинного белого облака, она же Аотеароа, она же Новая Зеландия. Не сказать о Новой Зеландии мы не смогли бы и вот по какой причине — с 20 по 22 июня 2014 года в этой стране будет происходить мероприятие с забавным названием Katikon! Это будет уже второй «слёт» новозеландских разработчиков и уже во второй раз его организовывает компания «Treefrog Games»! Да-да, Мартин Уоллас, родившийся в Манчестере (привет Моррисси, Happy Mondays и Stone Roses!), оказывается уже давным-давно является резидентом Новой Зеландии и, судя по всему, отлично чувствует себя в «Godzone».

katicon-logo

Была и еще одна причина, уж простите мою говорливость сегодня…Причина эта весьма и весьма банальна — с детства я хотел жить в одном новозеландском городке и чтобы в паспорте в строке «Город» стояло вот это наименование — «Тауматауакатангиангакоауауотаматеатурипукакапикимаунгахоронукупокануэнуакитанатаху». Впечатляет, не правда ли? А теперь к делу!

Итак, новая неделя и новый топ-10 от Ивана Лашина и Slim Slam Snaga. Однако, пока Иван общается с милой стюардессой, я упомяну о трех играх и их авторах, которым не нашлось место в топе, но которые заслуживают нашего внимания.

Squatter

Первый автор с его единственной игрой это Robert Crofton Lloyd и настолка «Squatter» — игра начала 60-х годов прошлого века про непростую жизнь овцеводов на Зеленом континенте. Игра является визитной карточкой австралийских игр во всем мире (хм, кроме России) и заслуженно включена в фонд Национальной библиотеки Австралии (Bib ID #5300265).

Cathedral

Справедливости ради, отмечу, что у Новой Зеландии есть почти такой же мастодонт — игра «Cathedral» 1978 года. Автор игры — Robert «Bob» Peter Moore. По легенде, во время службы в Королевских воздушных силах Новой Зеландии Боб часто наблюдал с высоты знаменитый Кафедральный собор Крайстчерча  (это тот в котором в 2011 году произошло сильное землятрясение и пол-города жило в морских контейнерах) и завораживающий вид этого строения и вдохновил его на создание игры…

Kings_Keep

Третьим автором будет  Matiu Chamberlin с карточной игрой «Kings Keep». Достаточно любопытная игра, однако главная её особенность заключается именно в авторе  — он родом с острова Тасмания! Вы знаете хотя бы еще одну тасманийскую игру? Я — нет! 🙂

А теперь слово Ивану.

 И.Л.: «Итак, сегодня наш самолет отправился в жаркую осень прекрасной Австралии. А так как в Австралии все ровным счетом наоборот, то и начну я, пожалуй, с самого своего верха. Итак, под барабанную дробь первое место ухоооодит…

Archaelogy

...Phil Walker-Harding, автору целой серии замечательных игр. Но, пожалуй, самыми интересными их них являются всем известные Dungeon Raiders, Archeology: The Card Game и Sushi Go! (клонированная в России под именем Оливье). Эти игры – пример прекрасных компактных филлеров в лучшем смысле этого слова, играем дольше, чем японские собратья-микроигры, но и игры в них все же больше. Ну а еще Phil – художник, и прекрасно оформляет свои игры сам. Итого – твердое первое место и большое спасибо за отличные, простые в обучении игры!».

TriassicTerror

SSS: «Как и неделей ранее, мы с Иваном в Топ-2 отрядили одних и тех же авторов, но места им дали снова разные — Фил у меня будет строкой ниже, а первое место с удовольствием отдаю Peter Hawes. Кроме уже знаменитого «Фрэнсис Дрейк», арт к которому делал мой любимый Franz Vohwinkel, в портфолио Питера есть не менее примечательные «Triassic Terror» и «Wars of the Roses: Lancaster vs York». Я бы отметил именно «ТТ» как в силу моей любимой темы, доисторическая фауна, так и в силу ужасного названия — нельзя называть игру «Ужас триасового периода» и помещать на обложку фауну позднего мелового периода. Это как делать игру про ВОВ, а на коробке будет портрет Суворова. Стыд и позор! Однако игра достаточно хороша и привлекла внимание на прошлом Эссене".

FrancisDrake
И.Л. «Ну раз Павел уже раскрыл вам наши карты, то я и расскажу вам о “Fransis Drake” того самого Peter Hawes.  Игра — весьма и весьма свежий еврогейм, позволяющего в волю поплавать по карибскому бассейну, набрав команду и, улучшив корабль в порту её Величества, отправить на корм рыбам испанские корабли и выгодно поторговать в местных колониях. В сухом остатке – свежий взгляд на игровые механики последних лет позволил создать весьма интересный продукт, в котором, казалось бы почти нет эволюционных идей, но сочетание расстановки рабочих в первом этапе каждого раунда игры с вариативностью действий во втором завораживают. Не маловажную роль играют прекрасные компоненты, где даже награбленное золото отличается от честно выторгованного, а улучшение корабля выражается не только карточкой, но и моделькой. Итого – второе место “Fransis Drake” и Peter Hawes за очень качественное исполнение оного».

Cannonball

SSS: «У меня на второй позиции уже анонсированный Phil Walker-Harding. Много хороших и отличных игр, но я бы выделил абстракт 2008 года, который был номинирован как лучшая австралийская игра 2009 года — это «Cannonball Colony».

 Empires_in_Arms

И.Л.: «Забавно, я про этот абстракт до статьи и не слышал. Надо будет покопать поглубже, а пока на третьем месте довольно известная в игровой среде личность, член Australian Design Group, Harry Rowland. Свою первую – и очень серьезную игру – он придумал уже в 13, но опубликовал в 24 – в 1983 году. И именно она, Empires at arms, и стала самой популярной и, наверное, самой лучшей игрой автора. Увы, её уже практически не достать, но игра весьма комплексная – сражаясь за одну из великих империй Наполеоники игрокам предстоит участвовать в политических интригах, заключать альянсы, готовить на завоеванные ресурсы целые армии и флотилии, чтобы затем потом и кровью получить мировое господство. Полная игра займет 11 игровых лет, или 132 раунда-месяца, что в реальном времени около 100-150 часов. И это только одна партия! Так что, если ваше комфортное время одной игры – 2-3 часа, простите, это игра не для вас, но тем не менее — Harry Rowland и «Empires in Arms» — 3-е место».

SSS: «У меня ж на третьем месте расположились авторы супер-хита 2009 года «Endeavor» («Экспансия» в локализации), у Ивана они на четвертом месте, ему и слово!..»
Endeavor
И.Л.: «Как скажешь! На четвертом месте – не один, а целых два дизайнера из прекрасной страны Оз. Были бы у них еще проекты, кроме Экспансии – поднялись бы выше, но увы, Carl de Visser и Jarratt Gray на данный момент – one hit wonder. Но это не сколько не умоляет саму игру – прекрасный, хорошо сбалансированный еврогейм с большим количеством взаимодействия и довольно ощутимой тематикой, где каждый игрок строит свою маленькую империю, стараясь поспеть раньше других исследовать и занять вкусные места. Он даже удостоился официальной локализации в 2010, и внимательные граждане еще могут найти его на полках специализированных (а иногда и не очень) магазинов, и барахолках. И, да, это самая лучшая игра из Австралии и Новой Зеландии по мнению пользователей Board Game Geek – а 101 место из 650 тысяч чего-нибудь да стоит!»

Sunda_to_Sahul

Игровое поле

Игровое поле

SSS: «Четвертое место мной было отдано Дону Бону (Don Bone). У этого автора всего три игры, но вот одна…Называется она «Sunda to Sahul» и по мнению многих блогеров и изданий является квинтэссенцией австралийского геймдизайна, в том числе из-за тематики. Игра посвящена доисторической миграции хомо сапиенса с территории Сундаланда (п-ов Малакка и острова Индонезии во времена ледников не были разделены водой и представляли собой единую территорию) на земли Сахула  — доисторического материка, что включал в себя как Австралию с Тасманией, так и Папуа — Новую Гвинею. Что касается игры, то здесь тоже все непросто — количество участников от 1 до 4, используемая механика — тайлплейсмент, игра про миграцию, но играем за великих духов аборигенов, в итоге всё это выглядит весьма аутентично и больше похоже на паззл, чем на стратегию. Обратите внимание и не проходите мимо, лично я занес эту игру в свой wishlist и постараюсь ее найти».

Relic_Runners
И.Л.: «Дон Бон еще мелькнет в моем списке, но с совершенно другой игрой. А пока -на пятом месте ныне проживающий в Кэмбридже Matthew Dunstan, за плечами которого пока всего два проекта, зато какие! Популярная благодаря сайту good little games “Eight Minute Empire”, издание которой было анонсировано совсем недавно, а так же очень неоднозначный «Relic Runners», который многие называют первым провалом Blizzard настольного мира – Days of Wonders. Последняя представляет собой заметно усложненную версию задачи комивояжера, где игроки носятся по игровому полю, исследуя затерянные храмы древнего народа, и пытаются собрать себе сеты артефактов из этих самых храмов, да подороже, периодически прокладывая не весть откуда взявшиеся рельсы, дабы быстрее передвигаться. Эти самые рельсы – довольно любопытная механика, но к теме она относится, откровенно говоря, слабовато. Но все же – игра любопытная, и посему – 5ое место».

Russian_Campaign

SSS: «В пятерку лучших я включил Джона Эдвардса  — мастера варгеймов, чья «Russian Campaign» от 1976 года стала победителем в номинации «Best Strategic Game» по версии CSR (Charles S. Roberts) Awards. Награда заслуженная и которую не так просто получить. Мои поздравления!

Shipwright
И.Л.: «Надо же, и снова впервые слышу! Допишу статью – и пойду про него читать, грешно такое пропускать. Однако, вернемся к нашей теме — на шестом месте очень активный автор, родом опять же, из Новой Зеландии, активно штурмующий настольный люд своими кикстартерными проектами – Shem Phillips. Про него, как мне кажется, лучше расскажет Павел, но я особо отмечу последний проект  – Shipwright of the North Sea, где игрокам суждено побыть викингами, отстраивающими себе флотилию для очередных набегов. Да, снова игра с викингами, но не про викингов, как таковых – но настолько интересно выглядит, что в купе с постоянно совершенствующимся автором залезла аж на 6-ое место».

Capek

SSS: «Шестерку лучших у меня замыкает именно Шем, но я был отметил совершенно иную игру, о которой я до недавнего времени и не слышал толком, но которая сразу покорила мое сердце. Прошу любить и жаловать — «Capek» (Чапек) 2011 года. Позволю себе побыть капитаном Очевидность и напомнить читателю, что благодаря чешскому прозаику и драматургу Карелу Чапеку и его пьесе «R.U.R» в большинство языков мира навсегда вошло слово «робот». В игре «Чапек» это топ-компания по производству металлических андроидов, а вы являетесь простым инженером, которому следует быстрее прочих собрать своего первого собственного робота. На нашем рынке была недавно выпущена игра про создание монстра д-ра Франкенштейна, однако, судя по откликам и правилам, «Чапек» будет интереснее».

Freyas_Folly

И.Л.: «Как я и обещал, на 7ом месте Don Bone и его “Freye’s Folly” – этакий саботер по-австралийски. Да, игра не столь подходит по тематике, как описанная Павлом, но зато каков процесс! Игроки спускают своих гномов в шахту, заботливо выдолбленную в дебрях картонного поля, дабы раскопать по больше руды и драгоценных камней, а затем их вывезти и изготовить произведения ювелирного искусства. Правда, в отличии от упомянутого саботера, гномы каждого игрока на карте вполне материальны – и им придется хорошенько поработать, дабы нарыть самое ценное. Правила довольно просты – на выбор у игрока есть 2 из 6 (а иногда и 7) действий. Можно продвинуть своего гнома по карте до ближайшего незанятого фонаря(этакая гномья чехарда), нагрузить материалов в его тележку, поменять вывезенное наружу у торговца, создать произведение искусства, взять карточку специальной возможности(ходи дальше, таскай глубже, воруй больше), своровать(если есть та самая карта) или спасовать. Игра проходит очень быстро и судя по отзывам веьсма интересно, да и взаимодействия здесь не занимать. Беда пожалуй только в том, что после 2005 продукт так и не переиздавался – так что при всем желании игру вы вряд ли достанете. Безнадежно зависшая в моем виш-листе игра приносит Don Bone 7ое место».

Komodo

SSS: «Две игры Дона, однако!.. Я же отмечу еще одного автора из Новой Зеландии — это Аманда Милн. Не слышали? Ха, вы многое пропустили, господа! Её игра «Комодо», в 2012 году получила аж две премии  — «Лучшая детская игра» и «Игра года» по версии «New Zealand Games Association». Несмотря на то, что игра названа в честь знаменитого острова Комодо и на коробке красуется варан, тематика немножко иная — по легенде огромный астероид упал в южной части Тихого океана и голобальная катастрофа угрожает всему животному миру. Участники игры выступят в роли лучших зоологов планеты, чтобы будут спасать виды от вымирания и расселять животных на новых территориях. Механика основывается на общих принципах Каркассона, но при этом весьма оригинальна и хорошо отражает заложенную авторами тематику. Итак, седьмое место у Аманды Милн и я чувствую виноватым — автор и игра заслуживают более высокой позиции и внимания отечественных игроков».

Trax

И.Л. «Вот и я про нее не слышал, дорогие читатели. Стыдно, буду знать теперь! А на 8ом месте автор хорошо известного дуэльного абстракта без толики случайности, послужившего основной другому известному абстракту с большой долей случайности. Да, вы правы, это автор “Trax” David Smith, уроженец Новой Зеландии, чья игра вдохновила создателя более известной Tantrix. Но это вовсе не умоляет достоинств Trax – тактическое противостояние двух игроков с одинаковыми возможностями, стремящимся к одной цели все равно весьма и весьма интересно. Все желающие могут найти саму игру или ее младшего брата на полках магазинов – поэтому не расписывая простого игрового процесса, Trax и 8ое место».

Kogworks

SSS: «Абстракты? Легко! Frank Dyksterhuis. Слыхали?! Я признаться тоже… Однако хороший геймдизайнер, у которого на счету немало абстрактных игр, среди которых особо следует отметить «Kogworks». В 2008—2009 гг. эта игра получила одну награду как лучшая игра года в Австралии и дважды была номинантом. В основе игры лежит взаимодействие шестеренок — просто и гениально!»

Palago

И.Л.: «Ну все, вот и абстракты пошли. И на 9ом месте тоже он – на этот раз разбавленный темой биологической лаборатории, с возможностью играть в нескольких режимах, в том числе и в режиме пазла. Да, речь пойдет о Cameron Browne и его весьма компактном детище “Palago” – двухцветной  монстрособирательной игре с довольно оригинальным артом, рожденным почти бесконечной фантазией автора. Игровой процесс весьма прост и так или иначе завязан на собирании комбинаций своего цвета, но то, как в этот процесс вплетена тема внушает уважение к автору. “Palago” и Cameron Browne – 9ое место».

Imaginiff

SSS: «На девятом месте у меня скучают братья Лоусон. В их  активе Imaginiff (1998г., 4 премий и номинаций с даты выхода и по 2009 год), «Make’N’Break» (2004г., 8 премий и номинаций), «Mini Make’N’Break» (2008г., 3 премии и номинации), «Moods» (2000г., тоже что-то получила). Поверьте, это неполный список и его еще можно продолжить. Можно задать справедливый вопрос — а почему не первое место? С их то реноме?! А вот не знаю. С одной стороны, да, много премий и наград. С другой стороны, одни абстракты, которые занимают особую нишу среди современных настольных игр. Как говорится, по совокупности получилось гарантированное место в десятке.

Leviathans

И.Л.: «А в мой топ они по совокупности даже не влезли. Вытеснили их коллеги по цеху совсем. На 10-м месте немного разнообразия: “Leviathans”, коллекционная игра с миниатюрами Австралийского автора Джона Харварда. В мире игры история сделала крутой поворот в 1873 году, когда Польский ученый открыл инновационное топливо, позволяющее поднимать в воздух гигантские конструкции. И в 1906 году в воздух поднялся первый Левиафан – мощное британское воздушное судно, наиболее похожее на летающий линкор. А игроку предстоит управлять целой флотилией таких кораблей, проводя воздушно-морские сражения с соперником. Оригинальная задумка и красивый дизайн приносят автору 10е место и завершают мой список».

Tantrix

SSS: «Иван уже упоминал Tantrix, что ж пришло его время — на десятом месте расположился Майк МакМануэй, тот самый создатель Тантрикса («Запутанные дорожки»). На его счету еще порядка 3-4 игра, а сам Тантрикс любим публикой всего мира

В качестве заключения, мы всегда пытаемся отметить тенденции и наличие фирменных черт. В этот раз все сложно, эклектично и запутанно. Однако ж тенденции все-таки есть — из-под пера «антиподов» вышло мало хардкора и большое количество добротного абстракта. Начиная, с «Cathedral» мы постоянно видим движение в этом направлении и получение премий играми именно этого жанра. Данное обстоятельство еще больше убеждает меня, что «австралийская школа настольных игр» это прежде всего классные абстракты и близкие к ним по духу игры».

 И.Л.: «На самом деле не только соглашусь с заключением Павла, но и добавлю еще одну небольшую общую черту, в которой, возможно, можно меня и покритиковать – несмотря на то, что австралийцы и новозеландцы практически не выдумывают новых механик, у них прекрасно получается развивать и объединять в своих играх механики уже изобретенные, что видно даже из этого обзора».

P.S. Не устаем напоминать, что статья подготовлена в рамках сотрудничества Гильдии Разработчиков настольных игр и интернет-блога «Настолкомания».

P.P.S. Все используемые в статье фото взяты из сети Интернет, в т.ч. сайта BGG.

Slim Slam Snaga автор

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 2)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
7 to “Лучшие настольные игры и разработчики Австралии и Новой Зеландии”
  1. ЭЭЭ. так а сам Уоллас все же не новозеландский, а английский разработчик?

  2. RAVE,

    Если из Манчестера...Но живет там

  3. Паша, ты же Триассик Террор подопустил в подкасте в своё время — что поменялось?

    И ещё, в Левиафанов вы реально играли?

  4. Dr. Nik,

    Я его и в статье не особо уважил. Однако оценка на БГГ 7,17 и в Эссене реакция была достаточно хорошая. Надо быть толерантным.

    Если честно и абсолютно субъективно, то мне очень захотелось в коллекцию «Сунду» и «Комодо» — мне нра и тематика, и воплощение.

    Насчет Левиафанов — это к Ивану. Проект хорошо помню, но лично не щупал, да и в целом для меня он какой-то вторичный и не перспективный((((

  5. SSS,

    А что там с Фрэнсис Дрейк и Релик Раннерс? Кстати, последние далеко не первый облом ДоВов.

  6. А вы так и российских авторов разбирать будете?)

  7. Leks,

    Лет через 15;))

Прокомментировать




Subscribe without commenting