Главная страница » Настольные игры »

Kutuzov: Отечественная война 1812 года – вид сверху

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 5)
Загрузка...

В твоем гробу восторг живёт!
Он русский глас нам издаёт;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал — и спас…

А.С. Пушкин о Кутузове


Kutuzov – стратегическая военная игра, в которой 2-4 игрокам предстоит воссоздать Отечественную войну 1812 года. Она входит в серию игр о Наполеоновских войнах от издателя GMT Games. Другие 2 игры серии: The Napoleonic Wars — позволяет воссоздать Наполеоновскую эпоху в более глобальном масштабе, игрокам предстоит взять под контроль 5 ведущих Европейских держав в период 1805 – 1815 годов; вторая игра Wellington сфокусирована на кампании в Испании и Португалии в 1812 – 1814 годах. Все 3 игры «работают» на карточном движке, имеют Point-to-Point карты военных действий и похожие аспекты в правилах.

Карта военных действий: от Варшавы до Рязани

Карта военных действий: от Варшавы до Рязани

Весной 1812 года Император Франции Наполеон собрал войска 20 наций в самую большую военную силу, которую только знала Европа. В июне он повел Великую армию более чем 600 тыс. человек через реку Неман на завоевание России, что должно было стать его величайшим триумфом. Во время отступления русских армий Император Александр решает призвать опытного воина помочь своей отчизне, народу и династии Романовых: генерала Михаила Кутузова. Действие игры начинается в июне, в момент, когда Наполеон уже готов пересечь Неман. Игроки берут под контроль войска Наполеона – Имперскую армию (помимо французов в ней выделены австрийцы и пруссаки), и армию Российской империи – в игре она называется Царской. Армия каждой из сторон делится на 2 части: северную и южную, соответственно играть может до 4 человек.

Листы штабов армий

Листы штабов армий

Основы правил
Сердце игры – 110 игровых карт с событиями и очками действий. Карты делятся на 3 вида: общая и две «домашние» колоды воюющих сторон. Игроки разыгрывают карты по очереди, их можно использовать, как события или командные очки. Карты исторических событий зачастую содержат известную цитату и описание, что должно произойти при ее розыгрыше. Иногда после использования карт в качестве событий они выходят из игры. Помимо обычных события бывают военными- использовать их можно только в бою, ответные – их можно использовать во время чужого хода, есть карты, которые можно сыграть в дополнение к уже сыгранной. При использовании карты в качестве командных очков игрок может двигать армии или вводить пополнения.

Карты домашних колод

Карты домашних колод

Силы сторон на карте представлены фишками войск и генералами. 1 фишка-подразделение представляет из себя примерно 10 тыс. человек. Виртуально (и визуально) фишки поделены на те, на которых изображена пехота (1 подразделение), кавалерия (2 подразделения), артиллерия (4 подразделения). Генералы имеют 2 характеристики: боевой рейтинг, он влияет на дополнительный урон, наносимый армией в сражении, и командный рейтинг, он говорит о том, сколько подразделений может иметь с собой генерал. Когда Вы тратите командные очки на движение, то за каждое потраченное очко можете подвинуть генерала с армией или одну фишку без генерала, платя одно очко за каждую область, на которую передвигается армия. Генералов можно объединять, и тогда они смогут двигаться с бо'льшей армией, но при этом придется тратить больше командных очков на их движение (+1 очко за область за каждого подчиненного генерала). Подразделения и генералы северной и южной армий отличаются по цвету, каждый командующий сможет использовать только фишки своего цвета.

Генералы и фишки войск

Генералы и фишки войск

В игре присутствуют стандартные системы перехвата, когда можно в ход противника напасть на его армию, проходящую рядом с вашей, и уклонения, когда можно попробовать избежать боя. Когда 2 армии сходятся на поле боя, каждый игрок суммирует силу своей армии (количество подразделений), боевой рейтинг генерала и бонусы за мораль и местность, и бросает соответствующее количество кубиков d6. Каждая выброшенная 5-ка вынуждает одно подразделение противника бежать, каждая 6-ка полностью уничтожает вражеское подразделение. После боя противники считают сумму выброшенных 5-к и 6-к, тот, кто «попал» больше, побеждает, проигравший должен отступить. Если победителя не выявлено, начинается 2-й раунд, где не участвуют бежавшие и уничтоженные войска. Если и 2-й раунд закончился ничьей, побеждает защитник. После сражения часть бежавших восстанавливается, количество зависит от морали. Если потери одной из сторон больше другой на 3 и более, то все бежавшие уничтожаются и есть возможность понизить мораль проигравших. Если все подразделения одной из сторон уничтожены, то наступающая армия может продолжить движение, а область автоматически становится дружественной, иначе придется тратить дополнительные командные очки на ее захват.

Вкратце пробегусь по другим аспектам игры, которым уделено внимание в правилах. Повышенное внимание в игре уделено истощению армий (что было особенно актуально для зимнего отступления остатков Великой армии), проверки на истощение здесь проводятся с регулярной частотой. Отдельный механизм реализует тактику «выжженной земли», можно тратить ресурсы, чтобы создавать труднопроходимые области на пути наступающего врага, войдя в которые его армия будет истощаться, и захватить которые будет сложнее. В игре есть также осады крепостей – очень рискованное занятие: так как в бою против крепостей вам нужно выбросить определенное количество 6-к, или попытка будет неудачна. При этом штурм обычно проходит с потерями для осаждающего, и есть шанс потерять всю армию при последовательных попытках штурма одной лишь крепости. Но это занятие щедро вознаграждается при взятии, в том числе положительно влияет на мораль, которой в этой игре тоже уделено внимание. Армии начинают игру с хорошей моралью, но постоянные поражения и истощения могут привести к падению морали. Теряя мораль, армия лишится своих бонусов в бою, будет хуже восстанавливать бежавшие части в бою, может расхотеть сражаться, а потом и вообще входить во вражеские области, союзники Франции могут захотеть нейтралитета. При дальнейшем ухудшении морали игрок может автоматически проиграть. Мораль улучшается в результате побед, грабежей и, если правитель готов тратить ресурсы на ее улучшение (на ресурсы можно также покупать дополнительные карты, строить укрепления и выжигать землю, уменьшать потери от истощения). Отдельно выделены Казачьи рейды: каждый ход казаки стараются отбить оккупированные провинции, оставленные без гарнизона, тем самым лишив Французов быстрой доставки подкреплений. Таким образом, Французский игрок всегда находится перед выбором: оставить значительную часть армии охранять тылы, или рисковать остаться без свежих солдат перед важным сражением.

Начало партии

Начало партии

Игра длится 4 хода: с июня 1812 г. по март 1813 г. При желании можно сократить игру, есть исторические расстановки на начало каждого хода игры, так что при желании партию можно сократить даже вчетверо. В конце каждого хода игроки получают ресурсы, подкрепления и карты, а также делают бросок, окончилась ли война. Условия победы довольно обширны (в самих правилах разделы «окончание игры» и «победные условия» занимают больше 4 страниц). Наиболее простое условие — опустить мораль противника, что на практике сделать довольно сложно. Также армии Наполеона достаточно захватить определенное количество ключевых областей для завоевания России. Если этого не происходит, каждый ход бросается кубик, желают ли русские продолжать войну или готовы сдаться. На результат сильно влияют модификаторы, зависящие от достижений Французов. Если и такой победы достичь не удалось, то бросается кубик с вероятностью 1/6, что будет заключен мир. При наступлении мира считаются победные очки, их приносят: владение Ключевыми городами и базами снабжения, неиспользованные ресурсы, а так же несколько других факторов: вышли ли из войны Австрия и Пруссия, захвачены ли Балтийские порты и Припятские болота. Лагерь, у которого очков больше, побеждает. После этого отдельно считаются победные очки каждого игрока из победившего лагеря, кто набрал их больше, заслуживает индивидуальную победу. Таким образом, игроки действуют сообща, но победа достанется только одному, поэтому нужно действовать в собственных интересах, но при этом не провалить общую цель, что вносит в игру еще больший интерес.

Kutuzov или The Napoleonic Wars
К Kutuzov-у я пришел после The Napoleonic Wars, поэтому хотелось бы поделиться небольшим сравнением для тех, кто раздумывает, какую игру взять. Игры не совсем сравнимы: Наполеоновские войны значительно объемнее по масштабам описываемых событий, здесь действие разворачивается на карте всей Европы, а игровой ход занимает несколько лет против нескольких месяцев в Кутузове. Из ключевых правил в Наполеоновских войнах много внимания уделено морским сражениям и дипломатии, здесь есть 2 противоборствующих союзных блока и ряд малых держав, которые можно взять через контроль политическим влиянием. Обоих этих компонентов нет в Кутузове. С другой стороны особенностью Kutuzov являются мораль армий, более продвинутые правила истощения и ряд аспектов именно этого конфликта, таких как Казачьи рейды. Но самым большим обстоятельством, благодаря которому я пришел к тому, что эти две игры не взаимозамещающие, а взаимодополняющие, был тот факт, что в The Napoleonic Wars есть огромная свобода действий: вероятность того, что Отечественная война 1812 года или ее подобие повторится, здесь не так высока, т.к. масштаб исторических альтернатив воистину огромен: Наполеон может уплыть завоевывать Британию, Австрия может в начале войны перебраться на сторону Франции и сама напасть на Россию, объединенные силы Британии, Австрии, России и малых государств могут разбить армию Наполеона на территории Европы и «распилить» Францию. Kutuzov же позволяет сыграть именно в локальную кампанию Наполеоновских войн на стратегическом уровне, но с бо'льшей детализацией. Поэтому я лично оставил обе игры в своей коллекции.

Сравнение генералов: сверху Kutuzov, снизу The Napoleonic Wars

Сравнение генералов: сверху Kutuzov, снизу The Napoleonic Wars


Сравнение генералов: сверху Kutuzov, снизу The Napoleonic Wars

Сравнение генералов: сверху Kutuzov, снизу The Napoleonic Wars

Боевой опыт
Наша партия поначалу чем-то была похожа на историю развитие событий: Наполеон шел прямиком на Москву, на север были брошены части союзников, где успеха они не имели, и остановились недалеко от Риги, южная армия тоже устремилась к Москве своим маршрутом. Первые стычки закончились победой французов, перевес в силе и качестве командующих дал о себе знать, ну а первый серьезный бой случился в Смоленске, где русские смогли сосредоточить серьезный гарнизон, наголову разгромленный лично Наполеоном. Дальше снова было отступление, Кутузов, который принял командование русской армией, собирал отступавшие части возле Москвы. Туда же устремились Наполеон и Мюрат со своей южной армией. «Бородино» нашей игры произошло на подступах к Москве, у русской армии был перевес в людской силе, у французской в силе полководцев. После первой схватки (бросков кубиков) русские выигрывали, нанеся французам на несколько потерь больше. Только благодаря огромному количеству боевых карт, сыгранных французскими игроками, император Франции переломил исход сражения в свою сторону, в последний момент его спасла гвардия.

Но такая победа была скорее на руку русским, которые восстановили большую часть потерь пополнениями и окопались в Москве. Вступать в новый бой в Москве Наполеон побоялся, у русских там был значительный перевес. Но мораль Российской армии в этот момент была в плачевном состоянии, войска были настолько напуганы непобедимой французской армией, что боялись даже входить в пустующие оккупированные территории. Тогда император Франции решает оставить Москву, ведь выйти из нее русские все равно не смогут, и пойти на штурм Санкт-Петербурга. Армии Мюрата же была поставлена цель подчинить Украину с «конечной остановкой» в Киеве. Пока Наполеон дошел до Питера, русские успели собрать там внушительную армию, штурмовать которую было очень рискованно. На юге же шли упорные бои, русские отступали, но быстро восстанавливали контроль над захваченными городами. В этот момент наступил конец 3-го хода, и именно тогда мы поняли, что не совсем корректно разыгрывали казачьи рейды и понижение морали, ну а т.к. играли мы довольно долго, было решено признать, что кубик показал нам конец войны. После подсчета победных очков мы поняли, что русские победили с где-то двухкратным перевесом по очкам. Крепости, порты и болота французы обходили стороной, а других ключевых городов захватить получилось не так уж много. Да и игра получилась настолько увлекательной, что о победных очках никто особо не думал. В итоге Наполеон, не потерпев ни одного поражения, проиграл.

Игровой процесс

Игровой процесс

Притом, что игра имеет оценку сложности правил 4 из 9, почти всю нашу партию мы их не закрывали, очень много деталей, которые ускользают при прочтении. Так что тем, кто решится сыграть в Кутузова, я рекомендую закладывать сразу 2-3 игровые сессии подряд, т.к. первые 1-2 партии будут обучающими.

Резюме
Отличная игра для тех, кому интересна столь родная Отечественная 1812 года и хочется понять, а как бы она могла развиваться по-другому, на стратегическом уровне. Карточная механика, на которой реализована игра, проверена временем и является большим плюсом игры. Вместе с тем будьте готовы вчитываться в правила, а лучше выделить несколько сессий, чтобы заранее попробовать механику в деле, прежде чем приступать к полноценной партии. Ну и обзор хотелось бы закончить цитатой самого Михаила Илларионовича (возможно, он говорил тогда об этой игре): «Я для России только счастливая случайность».

 

В статье использованы картинки взяты с сайта boardgamegeek.com

Статья изначально была опубликована в 4-м выпуске журнала Стратегема.

Игры:

автор

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 5)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
2 to “Kutuzov: Отечественная война 1812 года – вид сверху”
  1. Миш, спасибо! Так и не дошел до Кутузова, как раз интересно было узнать чем отличается от Napoleonic Wars.

    А там побеждает именно команда, а не у каждого в «команде» свои победные условия? Насколько вообще элемент командной игры чувствуется? Или каждый дерётся со своим соответствующим противником?

  2. Побеждает команда, но кто в команде набрал больше очков (вот там как раз индивидуальные задания), тот заслуживает персональную победу. Думаю, что это отлично работает у тех, кто сыграл партий 5 — думая о личной выгоде, можно «запороть» общее дело.

    Т.к. играли в 1-й раз и за очками особо не следили, то играли полностью командами, вместе прорабатывая планы наступления и поддержками в боях. Я бы не сказал, что игра распадается на дуэли (как это происходит при игре вчетвером в Strike of the Eagle), здесь как-то все время находишься в противоборстве с другим лагерем. Но м.б. это просто эффект 1-й партии...

Прокомментировать




Subscribe without commenting