Главная страница » Варгеймы Настольные игры »

Курск 1943 — варгеймы и мы, их лучшие враги

Оцени статью: 12345 (Ещё нет оценок)
Загрузка...

Небольшое вступление

Я выдавливаю компоненты, читаю правила, читаю чужие обзоры (на английском), отзывы, “за” и “против”, пишу 2/3 статьи — часть о внешнем виде, компонентах, пересказываю кратко сами правила, делаю замечания. Иногда итог вырисовывается уже на первом этапе, иногда — нет. Затем играю одну или несколько партий, спрашиваю у игроков, как им игра, что именно не понравилось. Следом пишу раздел “впечатления”, корректирую итоги и правила, если что-то раньше не так понял, вычитываю и публикую.

Так было и с Курском, но после того, как мы сыграли, я решил написать совершенно новый отчёт, и не следовать старым канонам. Предыдущий отчёт был довольно зубоскальным, назывался он “Wolfensten 3d с голыми бабами”, в нём я отталкивался от своего незабываемого экспириенса по общению с игрой, отзыва известного в рунете варгеймера MakVlad, который игру назвал ностальгией по 70-м и правил. Если кому интересно, могу выслать на мыло. Мне хочется, чтобы компания Status Belli развивалась, и выпускала хороший продукт, поэтому я решил переписать и “срезать углы”, заранее всех предупредив об итогах разбора полётов.

Как это было

Я получил посылку, распаковал, выдавил каунтеры — отлично выдавливаются, кстати. Отметил для себя, что внешне в Курск тянет сыграть, сложил в несколько мешочков — каунтеры советских войск, каунтеры немцев и чёрные (оказалось, это части SS) маркеры. Попробовал прилагавшиеся пинцеты, ухватить ими каунтер было можно, если раздвинуть пинцет изнутри, поэтому они бесполезны. Фишки в игре и правда мелкие, не сантиметр, как уже опровергли, но на вид не сильно больше. Говорят, на западе принято ещё меньше. Возможно, лучше бы и правда сделать их меньше — тогда пинцет бы пригодился.


Жена, как ни странно, была полна энтузиазма, я ещё раз прочёл правила, а её посадил отбирать маркеры русских войск для Прохоровки. 3-й сценарий, который взял и Юра, идёт 3 хода, 2-й — 5-ть, а первый — 8-мь. Правила написаны нормально, есть примеры — более-менее всё понятно. Не все сокращения даны, не все совпадают (на маркерах опускают часть сокращений, хотя в сценарии есть), но в целом правила ясны. Решили сразу играть без маркеров случайностей, да, я понял, что в них заложены некоторые особые детали сценария, но, когда мы разобрали наконец-то маркеры, было уже не до нюансов. Часть войск я не нашёл, это 58-й, кажется, корпус у русских 152-й номер. Взяли 153, благо они одинаковые по параметрам (был там 151). Не было двух танков у немцев 905 — но был 911, и ещё какой-то Stug, взял вместо него другой.

Разбирали мы маркеры около 4-х часов. Жаловаться на частности этой разборки не хочу, просто поверьте, что я не новичок в настольных игр с большим количеством компонентов. Все маркеры в игре уникальные, ищутся они по номеру среди кучи, причём не всегда ясно, ищем мы солдат, танки или какие-то особые «спец-конверты». Да, пехоту мы обозвали “конвертами”, просто она ими так обозначена. Моторизированные части — «конвертами на колёсиках».

Затем стали расставлять. Я заранее отложил кучки маркеров общих корпусов, чтобы выставить, жена так не сделала, и разбирала их заново. Глаза чуть не сломали — мелкий шрифт, мелкие маркеры. Светлосерым еле-еле начёртаны номера гексов. Кладёшь кучки маркеров, они рассыпаются от нечаянного движения пальцем (см фото).

Игра

Расставили. Было 11 часов вечера, я остался у доски один. Стал ходить немцами. Напал танками в одном месте, посчитал все циферки, кинул кубик — упорные бои, обе части потеряли по 1-у юниту. Затем по правилам нужно атаковать все части, в зонах контроля которых находился мой юнит. А затем те другие части, которые также контролировали вторую волну атаки — и так далее. В результате одна атака провоцирует примено 6-7 вынужденных атак — вынужденных подсчётов и вынужденных бросков кубика.

Атакуем мы одной дивизией, но у нас итак почти в каждой клетке только одна дивизия, в итоге атакуем клеткой, защищающийся выбирает трёх юнитов — разумеется, у кого танковый сдвиг повыше или защита реально крута (у русских она ни у кого не крута), где-то между этим назначаются доп сдвиги за очки артиллерии (у каждого перед игрой сколько-то очков, у немцев побольше, у русских упор на инженерные — т.е. отбивать занятые города). Подсчёт не долог, долго вынимать стопки юнитов и класть аккуранто на те же клетки. В атаку! Кубик влияет сильно. Силами, втрое превышающими защиту, можно выкинуть 1 и потерпеть поражение. Или впятеро большими силами получать извечные “упорные бои”.

Каждый игрок отыгрывает три фазы — просто атака, движение с возможной атакой (дикие штрафы, выгодно для немцев только), вторая, более слабая атака (опять немцы, чтобы закрепить успех). Решений татических в игре почти нет: можно попытаться перерезать линию снабжения, юниты ослабнут — те же немецкие танки далеко ушли от штабов; можно попытаться пробиться к штабам, отпустив немцев на курскую дугу, но перерезав линию управления — тогда танки вообще встанут, как будто у них там завод кончился. Можно тупо долбиться друг в друга с переменным успехом (в игре юниты мрут очень медленно — чаще всего с каждой стороны, да ещё и восстановить их легко, из двух одного, и снова в бой).

Очки победы даются за удержание городов, прорыв к двум красным линиям (что в принципе невозможно, т.к. каждый ход оттуда прибегают подкрепления, и весьма не хилые) и уничтоженные моторизированные отряды, да танки. Русским же надо просто ну не сильно просрать — а так, чуток. И победы бывают такие — типа ничья с перевесом, ну и в исключительных случаях — когда попался явный нуб в качестве игрока — уверенная победа. То есть, игра не на победу, а на участие.

Войска в бою завязают, как бы прилипают друг к другу — отойти очень сложно. Разбить почти невозможно, заставить отступить — да, но на клетку. Из правил я не понял, как пересекать линии ограждения, там просто прочерк в таблице очков движения. Даже если бы не было подкреплений, как за них по механике игры попасть?

Итог

В целом, игровой процесс сводится — нет, не к броску кубика, этого тут как раз не так много — а к подковыриванию стопки юнитов пальцами, раскладке этого добра перед собой, сложением, делением и размышлениям о том, сколько АО отстегнуть на конкретный бой. Ещё можно начать бой каким-нибудь бонусным маркером, который подвернулся в последней фазе. Вот и весь небольшой умственный процесс, который тут нужно совершать. В большей степени Курск похож на учебное пособие для военных академий, чем на игру, чем на варгейм и т.п. Кардинально ничего в ней не поменять — немцы прут, русские мрут, бесконечные подкрепления к ним не дают немцам продвинуться вперёд, а тем временем, прорвавшиеся танки берутся в кольцо. Это видно уже на стадии расстановки, и ситуация на поле сильно не меняется. Здесь просто не во что играть. Здесь можно разложить историю, и немного в ней побыть, погрузиться, так сказать. Как чёрно-белые фотографии: разложить на столе, и долго любоваться ими, перекладывая из стопки в стопку. Часами, днями, неделями. Ещё один способ убегания от реальности, который захватил людей — и сделал их странными чудаками для других.

Игры:

автор

Оцени статью: 12345 (Ещё нет оценок)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
39 to “Курск 1943 — варгеймы и мы, их лучшие враги”
  1. Думаю, с этой игрой все понятно. Посмотрим, как у компании пойдет с другими проектами.

  2. «Да, пехоту мы обозвали “конвертами”, просто она ими так обозначена.»

    Стандартное НАТОвское обозначение, см. http://en.wikipedia.org/wiki/APP-6A#Unit_icons.

  3. > отзыва известного в рунете варгеймера vladdrak, который игру назвал ностальгией по 70-м

    Черт, я это говорил тет-а-тет известному украинскому геймдизайнеру Маззу, когда он обсуждал со мной идею создания ФФГ, и не думал, что кто-то это подслушает:)

    Т.е. я хочу сказать, что скорее всего перепутан ник. Т.к. я в Курск не играл и таких отзывов вроде бы не писал.

  4. Может быть подразумевался MakVlad?

  5. @vladdrak:

    Прошу прощения. =) Обознатушки, перепрятушки.

    @oranged:

    Действительно, имелся в виду вот этот диалог:

    MakVlad

    22 Окт 2010 из 15:16

    Игру мне никто не посылал. И правильно, я бы просто не стал в неё играть. Уже по правилам было ясно, что она не просто не для всех настольщиков, а не для всех варгеймеров. И не для меня в том числе, потому что мне известны варгеймы гораздо более динамичные и увлекательные.

  6. Да ничего, я скрин себе сохранил, буду потом хвастаться:D

  7. ZoRDoK, спасибо за отчёт. Хотя он действительно получился какой-то беззубый, вон даже фишки понравилось выдавливать 🙂 Но общий вывод верный, эта игрушка не для обычных настольщиков.

    И я правильно понял, что жена только помогала расставлять фишки, а играл ты уже один?

    Кстати, проблемы с освоением варгеймов возникают не только у вас с Юрой:

  8. Что-то вы по доброму отзыв написали. Судя по вашему отзыву и Юры Тапилина игру можно разнести в пух и прах.

  9. жене быть полной энтузиазма помогло пенящееся зелье, запечатленное на второй фотокарточке, рядом с результатами 3х часового отбора картонных квадратиков =)

    Хочешь ощутить себя гикнутым — разложи «Курскую дугу» =)

  10. @MakVlad:

    Хотя он действительно получился какой-то беззубый

    Верно, сейчас тут висит даже уже третья редакция, в которой я совсем вытравил все обычные для моих обзоров колкие пассажи. Но это оказалось всё зря, т.к. от Статус Белли отповедь я всё равно получил не хуже той, что досталась Юре. =)

    Жена собиралась поиграть, даже предложила оставить на следующий день, но я был не готов променять игротеку Игроведа (которую, увы, всё-таки пришлось променять) на ещё 6-8 часов Курска. Однако ж попыток освоить варгеймы оставлять не хочу. =) Мемуары и Нейрошима мне показались слишком условными, Визард Кингс и Ганнибал — со странными перекосами в геймплее (в пользу бессмысленных нюансов[Г] или кубиков[WK]).

  11. Вот, кстати, как выглядят нормальные маркеры к варгеймам.

    http://en.wikipedia.org/wiki/Counter_ (board_wargames)

  12. @ZoRDoK: раз все равно Статус Белли ругаются...громи в полную силу!

  13. @ZoRDoK:

    Status Belli и этим отзывом недовольны?! Странные ребята. Видимо, всерьез считают, будто их должны облизывать просто за то, что они такие красивые у нас есть. С таким подходом, боюсь, они недалеко уедут.

  14. @ZoRDoK:

    Кстати, не расскажешь, какие нюансы в «Ганнибале» тебе показались бессмысленными? У меня от первой партии осталось приятное впечатление, хотя с тех пор я к игре не возвращался. Да, нюансов там много, но выстроены они все были, на мой взгляд, достаточно логично.

  15. @Jasly:

    Плохо помню уже. Но тогда я был сооовсем не готов к варгеймам. Помню, что там с отступлениями беда — и с потерями стороны, которая проиграла бой. Помню, что там есть какие-то нюансы в определённые ходы, отличные от всей игры. Что-то там было странное с морем для, кажется, римлян — с бросками кубиков и разными сыгранными картами.

    Ещё бой там — вроде на картах, всё здорово, а после боя опять эти злосчастные кубики, уж сделали бы всё либо такими «умными» карточными сражениями, либо оставили этот кубик.

  16. Директор тот зря истерил выходит. Ладно бы игра оказалась гениальной, так нет.

  17. В этом специфика варгеймов, они более конкретны, чем обычные настолки, потому что воспроизводят (или стараются воспроизвести) реальные события. В том же Ганнибале карфагенянам легче плавать, если в войну на их стороне вступила Македония, потому что македонцы выставили флот в 120 кораблей, и римляне должны были отвлечь свои силы на него. Конечно, если тебе Пуническая война не интересна, то и все эти особенности только усложняют игру, а если ты увлечён эпохой, то знакомые персонажи и события значительно повышают удовольствие от игры. Поэтому, если хочешь сыграть в варгейм, первое, с чем надо определиться, это эпоха. А если тебе история не интересна, то и смысла нет играть в варгеймы.

  18. Ну вот, как обычно: мы будем критиковать Курск вместе со всеми варгеймами :). Так и возникает в голове: «Пастернака не читал, но осуждаю».

    Честно скажу, что каунтеры в варгеймах считаю атавизмом, однако стоит глянуть на то, как выполнен Ричард 3-й — даже со своими каунтерами этот варгейм имеет все шансы мне понравиться.

    О Ганнибале и СБ(ТС) я вообще промолчу — обе игры в моем топе.

    Все-таки, считаю существенным при критике отделять «зерна от плевел».

    PS: Про Курск сказать ничего не могу, так как не играл, однако тема исключительно танковых сражений мне не близка.

  19. @MakVlad:

    Ммм... надо бы вспомнить, о каких войнах я читал с удовольствием (историю очень любил в своё время, правда не военную, а экономическую, политическую и социальную части).

  20. @smilek:

    В Курске не только танки. Их там много, и основные параметры победы определяют их «сдвиги», а также противотанковые сдвиги, но всё-таки там не только танки.

  21. @Zordok:

    Ожидал более хлесткой статьи. А так... Почти реклама, особенно прочитав итоговое резюме.

    Что случилось с одим из любимых мною резких, субъективных авторов, с которыми редко соглашаешься, но всегда читаешь?

  22. ZoRDoK

    если предложение по высылке оригинального варианта еще в силе то было бы весьма любопытно почитать и сравнить злой и добрый варианты. мыло diablotm собака yandex.ru

    Лично мой взгляд на проблему варгеймы vs боард геймеры. хотя варгеймером не являюсь из кллекции к ним можно причислить только Conflict of Heroes и Fields of Fire.

    У варгеймов есть одно большое преимуществ они очень тематичны, по тому что человек который не представляет, что скрывается за простым передвижением фишек и бросками кубиков просто не будет в них играть. отсюда думаю и вырастает некоторое непонимание со стороны борд геймеров (особенно евро). То есть для одних первична механика и баланс для других тематика и некоторая историчность.

    Я в принципе считаю варгеймы играми на участи, а не на победу соответственно несбалансированные сценария не считаю злом.

  23. @ZoRDoK:

    «В Курске не только танки...»

    Не только, но тема Наполеоновских войн, войны Алой и Белой Розы мне ближе и варгеймы по этим событиям сейчас в моем вишлисте :).

  24. «Они его пытали, но даже это не помогло, лучше ОНО не стало...» :))

  25. А куда камент делся? Тут был чужой камени...

  26. Отправьте «Wolfensten 3d с голыми бабами» на qsbpoaxmz эт майл.ру

  27. Не ожидала такой доброй статьи от Зордока. А где хлесткие комментарии и убийственная ирония к которой мы привыкли? 🙁 Прошу выслать изначальный текст на allekto () mail.ru

  28. Зордок, сколько же вам Статус Бели заплатили за вычищение всех едких и язвительных замечаний?)

  29. @Константин:

    Ложку хамства и ведро снисхождения.

  30. @ZoRDoK:

    Раз такое дело, не вижу причин не выложить первоначальный вариант. Все равно придется всем рассылать. 🙂

  31. @ZoRDoK: так опубликуйте тогда еще и первоначальный вариант обзора)

    А вообще мне кажется, что после того скандала у Юры в блоге им стоило бы очень аккуратно общаться со всеми, кто может сказать хоть что-то положительное о них.

  32. Первоначальный — я же объяснял, там заготовка, которую я не стал дописывать после игры, а переписал заново. Если хотите зубоскальства, смотрите последнюю аутопсию, где я описываю впечатления от сыгранного за неделю. =) Там есть немного и про... Варгейм, Варгейм с большой пуквы.

  33. пуквы... )))

  34. Уважаемый автор! Если не понравился Курск 1943 — отдайте плиз мне по договорной цене. Я историзм в играх ценю, и попробую оценить первый российский варгейм сам.

  35. Отдам бесплатно и безвозмездно при двух условиях:

    1. Вы живёте в Питере или готовы здесь её забрать

    2. Вы напишите обзор этой игры и опубликуете здесь, на Настолкомании (или пришлёте мне, и я сам опубликую, если лень тут разбираться)

    Собственно, первый пункт чисто технический, с почтой не хочется связываться. А второй пункт — это то, что я пообещал в личной беседе Михнову. =)

  36. 1. К сожалению не в Питере. Узнаю про возможность «забрать-передать» через кого-нибудь. Понимаю Ваше нежелание заморачиваться с пересылкой, хотя вся компенсация расходов по пересылке была бы моя, разумеется.

    2. Это так и так бы сделал на каком-нить варгеймовском форуме.

    Хорошо, подумаю над 1-ым пунктом.

  37. @Maverick:

    Почта на получение работает ещё ничего, но с отсылкой там очереди длинные и хамства много. Обзор хотелось бы именно сюда — на форумах, это уже как хотите. Если найдёте человека, который вам перешлёт, то можно было бы договориться с ним пересечься где-нибудь в метро в будний день после работы.

  38. ОК. Попробую найти «курьера». Спасибо за отклик!

  39. @ZoRDoK:

    Не нашел Вашего «мыла» на сайте. Хотел пообщаться по поводу возможной передачи «Курска» «курьеру», если не передумали.

    Мое «мыло» alexxxis2003 dog mail.ru

Прокомментировать




Subscribe without commenting