Главная страница » Настольные игры »

«Колонизаторы», 7 Wonders, «Летопись» — впечатления от нового

Оцени статью: 12345 (4,47 из 5, оценок - 17)
Загрузка...

Путевые заметки: 7 Wonders, «Колонизаторы» (Settlers of Catan), «Летопись» (Village).

catan-portable-board_opt


Settlers of Catan

Примерно полгода тому назад я приобрел в одном интернет-магазине «дорожную» версию «Колонизаторов». Меня подкупили, во-первых, компактность издания, и, во-вторых, репутация хитовой семейной игры и оптимального гейтвея. Коробка ждала своего времени: была сыграна одна пробная партия в семейном кругу — и, признаться, она меня несколько озадачила, но все сомнения я списал на «не распробовали». Наконец, выпала оказия взять «Колонизаторов» с собой в долгую дорогу. Жертвами стали родители и супруга. И, черт побери, «хитовая семейная игра» с ходу состроила козью морду.

Тут я должен признаться в страшном-страшном преступлении. Перед покупкой я ни разу не играл в «Колонизаторов», и, что страшнее всего, даже правила не потрудился прочитать. А зачем? Я же видел отзывы опытных настольщиков, где они признавались, что обратились в истинную веру благодаря игре Клауса Тойбера. Я помню фотографию уважаемого пана Vladdrak'а с засаленными до умиления гексами. Люди упоенно рубились в нее — какие могут быть сомнения в качестве игры? А ведь сомнения (и верные, между прочим) возникли уже после первой пробной партии. Как же это оно? Да не, просто не распробовали, не иначе. Сейчас правила улягутся, расставим первые поселения со знанием дела и попрет, несомненно попрет. И мы сыграли еще две партии, и, боюсь, новых уже не будет.

Все дело в мучительности кубикового рандома. Не подумайте чего, я обожаю игры с кубиками, мне даже Quarriors симпатична, а уж от «Труа» я и вовсе без ума. Но «Колонизаторы» с их случайным выпадением ресурсов слишком тянучи и муторны. Если на кубах не везет, или расставились «не там» (что применительно к «Колонизаторам» одно и то же), то игра превращается в заунывный дайсфест, пока кто-то не набьет, наконец, три-четыре камня для обмена на овец (которые, разумеется, упорно не выпадали все это время) и не сможет сделать хоть что-нибудь. То есть ход за ходом все кидают кубики, ход за ходом проходят впустую, игра тянется, вязнет как ириска «Кис-кис» в зубах, и когда кто-то набирает 10 очков, все вздыхают с облегчением. Слишком много действий впустую. Когда тебе, наконец, представляется возможность принять значимое решение (в чем и заключается собственно игра), ты уже слишком измотан, и, парадоксальное ощущение, сам выбор обесценивается, ведь он настолько случаен и аритмичен, что пропадает ощущение контроля над процессом.

Удивительно, но игра действительно устарела.

7 Wonders

7 Wonders Nastolnaya Igra

Да, считайте меня наркоманом, но 7 Wonders бралась в дорогу из расчета на неигроцкую компанию. Репутация же.

Во-первых, хочу передать привет тому, кто занимался дизайном игры. Нестандартный размер карт и здоровенные планшеты, нужные по большому счету для красоты — это прекрасно. При этом надписи и значки в стоимости постройки карт оказались трудночитаемы для человека с подсевшим зрением. Ладно, мелочи жизни, но осадок остался. Во-вторых, вынужден признать, что на неигроков 7 Wonders не произвела того пьянящего впечатления, о котором так любят писать в отчетах: мол, принес «7 чудес», играли только в нее. Фигушки, и при этом даже я, задротская морда, понимаю причины неприятия этого шедевра.

Сама идея драфта прекрасна, идея одновременного хода великолепна. Проблема в том, что в первых партиях почти невозможно играть осмысленно. Первые партии это нащупывание ритма игры, понимания, зачем нужен эффект той или иной карты, какие вообще карты бывают. Но и даже после знакомства с колодой не накатывает ощущение восторга. Ты просто действуешь ad hoc, стараясь сыграть вроде бы самую выгодную карту, но без возможности что-то отчетливо спланировать или на что-то рассчитывать. Пришли тебе за раз три нужных карты — про две оставшихся можно забыть, выкручивайся как хочешь. Или фиолетовые гильдии, аналог «шестерок» из RFTG — они очень значимы при финальном подсчете очков, но в каждой партии они случайны, и если не повезет — увы. Не то что бы это все было как-то совсем плохо, но вкупе с замороченным финальным подсчетом очков выходит как-то не слишком элегантно. А замороченный финальный подсчет очков это отдельная песня. Вроде бы все динамично, идет игра, все что-то прикидывают, выбирают. А потом, бац, и конец, можно пить чай/смотреть футбол, пока самый опытный сидит, считает за всех. А? Что? Кто выиграл? Ну поздравляю.

И ведь финальное упражнение в устном счете это обычное дело во всяких евроиграх, но в «7 чудесах» оно как-то особенно болезненно воспринимается — не то из-за резкого падения темпа, не то из-за пресловутой «разовости» выбора, когда ты старался следовать одной-двумя ветками развития, но где-то не повезло, где-то соседи подкузьмили, и в итоге перед тобой на столе оказался не столько результат осознанного выбора, сколько лучшее из худшего, и воспринимается это твое «детище» как-то отстраненно — ну, что выросло, то выросло. Да, столько очков стоит? Ну кто бы мог подумать.

Вроде бы тут должна облегчать задачу специальная программулина — 7 Wonders Companion, но на деле она требует совершить почти все те же тело- и мыследвижения, что и при «ручном» подсчете, только самостоятельно сложит цифры. Спасибо, устному счету обучены, «по синьке» не играем.

А игра все равно хорошая. Жене очень понравилась.

«Летопись»

681.gif

Попробовал, наконец, этот очаровательный еврик от очаровательной семейной пары, про который недавно все так очаровательно писали. Мило.

Помните, как демонический Бруно Катала рассказывал, что он изобрел для Days of Wonder «воркерплейсмент наоборот»? Так вот, в «Летописи» эту идею, как оказалось, уже реализовали. На игровом поле в специальных зонах лежат кубики. Игроки поочередно снимают с поля эти кубики, тем самым активируя эффекты этих зон. Забрал кубик — получи ништячок. И сами эти собранные кубики можно тратить на получение ништяков. Красиво.

Вторая механика, про которую все наперебой рассказывали в обзорах «Летописи», это «смертные» миплы. У игрока есть некоторое количество деревянных человечков, которых нужно разместить либо на собственном планшете (по умолчанию), либо на игровом поле (выбрав специальные действия). За некоторые действия нужно тратить т.н. «время» (отсчитывается на планшете): когда расходуется его определенное количество, игрок обязан сбросить одного из своих миплов — он «умирает» и в некоторых случаях приносит победные очки. Игра заканчивается, когда набирается достаточное число «покойников».

Letopis Village Nastolnaya Igra 2

Мило, мило, и было бы совсем здорово, если бы не некоторые моменты.

Во-первых, «Летопись» дает богатейшую почву для паралича анализа. В ней можно много и тщательно просчитывать, потом кто-то помешает твоим планам, и можно будет много и тщательно просчитывать заново. А во-вторых...

А во-вторых, «Летопись» гораздо сложнее для понимания, чем кажется. Действия в ней комплексные, ко многим требуется подготовка через совершение серии других действий («чтобы продать этот ништяк на рынке, я должен сперва надыбать зеленый кубик, а кубик можно взять только тут, и надо будет зачем-то сыграть это действие, а потом я либо трачу столько-то времени и сливаю мипла, либо трачу зерно — а зерно нужно добыть тут и взять зачем-то один из этих кубиков, либо...») — игроку приходится одновременно учитывать несколько факторов. Это прекрасно, вот только не совсем вяжется с амплуа «семейной» игры — бегло проглядев обзоры, я ожидал чего-то более простого. «Летопись», повторюсь, ощутимо сложнее для внутреннего усвоения чем, скажем, любимые «Лорды Уотердипа». Вот «Лорды» идеальная «семейка», жаль, что из-за сложного характера компании-правообладателя на локализацию надеяться не приходится. А в «Летопись» хорошо играть с более-менее зрелыми еврогеймерами. Для новичков, как мне показалось, она не очень хорошо подходит, потому что понимание механик приходит где-то во второй половине партии, когда уже наделано изрядно ошибок. Игра элегантная, и оттого особенно неловко за глупые и пустые ходы. Знаете, как при чтении собственных записей времен школьной молодости. Открываешь ты свой дневник или интернет-форум, краснеешь, и вроде бы должны возникать умиление и ностальгия, но в голове пульсирует одна пронзительная и очень искренняя мысль: «Боже, какой м***к!».

В-третьих, — и это «в-третьих» неотделимо от «во-первых» и «во-вторых» — «Летопись» забалансирована. Очень. Даже, блин, слишком. В ней черта с два поймешь, что нужно делать, какие направления развития выбирать. В «Каверне» игроку подсказывает сама тематика — а построю-ка я свиноферму с винокурней — и начинаешь рубить лес, сажать зерно, готовить помещения. В «Лордах Уотердипа» игрока ведут квесты, а чтоб он и в них не запутался, еще дают карту лорда, которая подсказывает, какие квесты брать. В «Летописи» ты просто должен что-то делать. Все так или иначе приносит очки, все действия завязаны друг на дружку (см. чуть выше), что, куда, на что делать ставку — а хрен его знает. И пресловутое ощущение стыда ближе к финалу, когда вроде бы понимаешь, сколько лишнего ты натворил, а сколько прощелкал клювом.

Очень хорошая игра, очень хорошая локализация.

автор

Оцени статью: 12345 (4,47 из 5, оценок - 17)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
22 to “«Колонизаторы», 7 Wonders, «Летопись» — впечатления от нового”
  1. Про Колонизаторов — примерно того же мнения что и вы, о чем писал полгода назад на Тесере, когда хотел предостеречь настольщиков от недообдуманных покупок... Если вдруг помните — многие тогда мои высказывания восприняли в ножи.

    А по Летописи — очень интересно. Надо уже попробовать, а то купил (по супер скидкам в Лабиринте — за 1180р), распаковал, а времени изучить правила и разложить никак не найду.

  2. Какие схожие... ощущения. Хотел написать «мысли», но нет, это ощущения. Колонизаторы да, устарели: сплошной дайсофест и безумные обмены. Но! Как семейная игра, для людей, которым нужно просто посидеть, поговорить, заняв чем-то руки — нормальное вполне развлечение.

    Когда-то на фоне «Монополии» казалось откровением, сейчас же, просто потому, что слишком насыщен стал рынок играми и механиками, «Колонизаторы» превращаются в унылую игрульку, которая вскоре займёт почётное место рядом с той же «Монополией».

    И 7 Woders такие же ощущения оставила в своё время. Всё хорошо и чётко в игре, казалось бы. И механика прекрасная, и возможности всякие, играешь в настоящую игру, в общем. Но такая пустота после игры, что даже не понять почему.

    Хорошо ты сказал «Ты просто действуешь ad hoc...»

  3. Ksedih: Но такая пустота после игры, что даже не понять почему.

    Тоска и уныние заложены в игру изначально. Если бы это была New Era с 100 разных карточек и драфтом, ещё можно было бы увлечься. А тут дикий рандом на драфте, однообразие и... тоска 🙂

  4. Колонизаторы действительно устарели, но даже в те далекие времена нас убивали кубики. Это вылечилось просто: кубикозаменительная колода вроде бы из допа Купцы и Варвары. Как гейтовая игра — до сих пор годная, но нужна эта самая колода.

  5. Спасибо за обзор. Очень приятно было читать. Автор пиши чаще в таком ключе статьи, бо надоело читать лощёные отзывы.

  6. Подписывать под впечатления от «7 чудес». Как в анекдоте про фальшивую елочную игрушку. И да, про Колонизаторов думаю так же. КАРТОЧНЫЕ рулят 🙂

  7. Leks: КАРТОЧНЫЕ рулят

    А чем они отличаются?

  8. Отзыв игрока-стратега. Я не вижу механики как выиграть, игра больше играет мной (рандомна) значит она хреновая 🙂 Сколько бы не играли в первые две игры, никогда не возникает желание забросить их. Ибо играть интересно, и есть погружение в процесс, а это главное.

  9. отличная статья, очень понравилась

  10. Какие вы все черствые грустные люди=)

    После 7W всегда клевые ощущения. Неклевые только у тех, кто впервые видит настолки и ему непонятны правила игры. Вот у них да, грустное впечатление — кто строил, как строил, зачем строил... Все набрал очков меньше всех

  11. Про «Колонизаторы» читал где-то когда-то (пруфа не будет), что изначально Тойбер (автор этой игры) создал её, как нечто целостное, что потом было в угоду продажам разделено на то, что ныне существует, как база и дополнения. Так и привык думать о базе, как о первом «обучающем основным механикам» куске игры. Играл в неё где-то во второй (если не в третьей) сотне игр, чтобы быть в курсе того, как она «на самом деле». Дайсы на добычу, разбойники, трешёвые размены и неизменно завершающее партии облегчение. В связи с вышенаписанным хочу непременно попробовать игру в сочетании с дополнениями (по очереди, а потом предельно допустимым сочетанием), чтобы сделать окончательный вывод.

  12. 7 Wonders — хороша бесспорно. Иногда на меня накатывает чувство сильнейшего удивления: «Как же один человек мог придумать и 7 Wonders, и Ghost stories»?! Временами, на меня накатывает несколько отчуждённое состояние, и мне кажется, что я зависаю над пропастью разочарования в этих играх. Но это проходит либо само, либо за ближайшей партией.

    Смело могу сказать, что с первых партий играл в 7 Wonders осмысленно, т.к. её правила (воспринятые на слух, что для меня само по себе редкость) и механика показались оконченно-логичными. И с первых партий я побеждал, одерживая победы над теми, кто был знаком с игрой не первый год, не испытывая при этом каких-то трудностей, а лишь удовольствие и азарт от игры. Впоследствии обзавёлся своим экземпляром и «подсаживал» людей с него. Также часто помогал осваивать именно её на игротеках Игроведа. Ведь, стоит лишь уловить интерес игры и влюбляешься в неё.

    О странном для меня, но объективно существующем в моём окружении. Мои московские коллеги по Игроведу считают её сложной (питерские — нет) для новичков. Допускаю, что начать увлечение настольными играми с 7 Wonders без помощи человека «в теме» должно быть тяжело. Некоторые из уже не первый год играющих обзывают её слишком сухим евро. И я уже даже не нахожу смысла в оспаривании данного мнения. Я, просто, тихо ему поражаюсь. И наконец, мой бич, связанный с 7 Wonders, — это фраза, бросавшаяся в её адрес неоднократно в моём присутствии, опять таки искушёнными настольщиками: «У этой игры нет души». В христианском мире, например, ни один предмет не обладает душой (отступ от темы, дабы «выдохнуть»). Игра-игре и человек-человеку — рознь. Восприятие и мнения разнятся кардинально и зачастую диаметрально противоположным образом. Остановлюсь на том, что для меня эта игра хороша, и я не припомню, чтобы жалел хоть об одной из сыгранных партий (а их за сотню набралось уже).

    И Вы же сами пишите, что делаете выбор из пришедших карт. Да. Пусть с опытом Вы заметите, что выбор совершается не из нескольких карт, между двумя-тремя, действительно ведущими к победе, но это сознательный выбор, который с каждой передачей карт и каждой сыгранной в открытую игроками картой, становится всё более осознанным и острым.

    А вот пиктограмки и названия в углах карт, действительно, могли бы сделать покрупнее.

  13. Летопись — очень хороша игра, очень достойная локализация.

    +1

    Не знаю, о чём Вы, так как, возможно, ещё не дорос, но если доводится что-то читать из своих записей былых лет, не возникает столь ярко описанного Вами чувства. Зато при свершении неких ошибочных ходов бывает накатывает.

    И опять опыт опыту — рознь. Играем с девочками 9 и 14 лет вполне по-семейному и расхождение в счёте бывает минимальное (2-3 очка), что детям, как ни странно, особенно обидно.

    У Летописи есть один «прикол», который я более полно хотел осветить в обзоре на неё, но в такие времена, думаю можно упомянуть. Летопись — чрезвычайно «игрокозависима», а потому дети могут играть в неё наравне со взрослыми, а новички «драть» бывалых. Может причина кроется как раз в сбалансированности. И вот в ней краснеть за ошибки — это в порядке вещей, но ни к чему не ведёт. Так как игра строится от компании, а не наоборот.

    Признаться, Лордов бы попробовал с интересом перед тем, как что-то решить в отношении её успешности в моих кругах общения. Может у кого-то она есть из наших московских настолкоманов и через месяцок, когда я выйду, сыграем на субботнике?

  14. Очень похожие впечатления от игр.

    Недавно новички заманили играть в Колонизаторы... всё больше никогда.

    7 Чудес описано шикарно — «что выросло, то выросло», так и есть. Тоже добровольно никогда не сяду.

    А Летопись хороша, хотя уже почти год её не доставали. Правила простые, но понять, как работает механизм получения очков весьма непросто. Три очень разных ресурса (это вам не овцы и дерево в Колонизаторах, отличающиеся только картинкой) сложно применить обдуманно в первых партиях. Но это только добавляет интереса в следующих партиях!

  15. Полагаю, что должен оставить комментарий:)

    Понятно, что то, насколько интересна игра, зависит не только от самой игры, но и от игровой компании. Когда я свою компанию, заигравшую до дыр Колонизаторов, попробовал познакомить с Городами и Рыцарями, мне предложили после игрового вечера их убрать и больше не показывать. Аргумент: Колонизаторы — чтобы отдохнуть, а с допом для победы надо работать. Поэтому, исходя из того, что кайф с арабского «приятное времяпрепровождение», сделаю первый вывод: Колонизаторы — игра не гиковская, а кайфовая:)

    А второй: т.к. это евро, а не америтрэш, то и дайсфест умный, а не безумный;)

  16. Колонизаторы мне не понравились даже в те времена, когда я еще только начинал это хобби, и не имел за плечами тьмы примеров игр лучше.

    Отвратный дайсфест с недодипломатией.

    что бы кто ни писал, 7 чудес я трепетно люблю. Великолепная игра. При объяснении правил я всегда говорю, что первая партия будет так себе, но после нее придет понимание, и вторая уже пойдет куда осмысленнее. Всегда так и происходит.

    Летопись все еще не играл, ничего не могу сказать о ней.

  17. RAVE: что бы кто ни писал, 7 чудес я трепетно люблю. Великолепная игра. При объяснении правил я всегда говорю, что первая партия будет так себе, но после нее придет понимание, и вторая уже пойдет куда осмысленнее. Всегда так и происходит.

    А как ты тогда объяснишь ощущения тех, кто не новичок и сыграл в неё далеко не один раз? Про фломастеры вспомнишь?

  18. Ksedih,

    естественно.

  19. RAVE,

    Дешёвая отмазка 🙂

  20. 7 Чудес должны хорошо у преферансистов идти. Если у одного в стартовой руке ни одного ресурса, а у другого двойной, совпадающий с требованиями двух первых частей чуда, то уже можно не мучить драфт, а предъявить руки и начать новую партию (эмоцикон — см. смайлик, что мне система поставила)

  21. vladdrak,

    Ты шикарен 🙂

  22. Странно, что от Летописи ожидалась семейка. Совсем не семейная игра. Одно только то, что она взяла Kennerspiel des Jahres в 2012 году уже кое-что говорит. База у неё, кстати, не полностью забалансирована, есть более выгодные пути к победе, это довольно быстро становится заметно.

    По Катану соглашусь, тоже впервые сыграл в неё уже после того как познакомился с гораздо более современными и качественными играми. Теперь пылится на полке.

Прокомментировать




Subscribe without commenting