Главная страница » Настольные игры Обзоры »

Imperial Settlers — Обзор

Оцени статью: 12345 (4,77 из 5, оценок - 39)
Загрузка...

imperial settlers obzor 1

Хочу предложить вам обзор популярной новинки Ген Кона 2014 от Игнация Тшевичека — карточной игры Imperial Settlers.


Imperial Settlers или Марио с лопатой

Знаете, чем плохи видеоигры, которые выпускает компания Нинтендо? Их очень сложно кому-то отрекомендовать. Тяжело объяснить стороннему человеку, чем же так хороша новая бродилка про Марио или Кирби — проще усадить его в кресло и дать в руки геймпад. Легко хвалить очередную Call of Duty: там достаточно показать ролик с эффектными взрывами и братишками, хватающими тебя за руку в последний момент. И почти невозможно доступно и убедительно передать словами, в чем прелесть пятитысячной игры про борьбу смешного усатого сантехника с гигантским черепаходраконом. Тут приходится иметь дело с такой сложной для описания субстанцией как геймплей.

imperial settlers obzor 2

Геймплей или игровой процесс это результат взаимодействия игрока и игры. Геймдизайнер создает систему, которая реагирует на действия игрока. Этакий хитрый механизм, попадая в который, игрок вольно и невольно дергает за ниточки и нажимает рычажки, приводя все в движение. Если система настроена правильно, темп и ритм грамотно нарастают, а задачи постепенно усложняются, заставляя игрока пересматривать наработанные шаблоны поведения, то мы получаем увлекательную игру.

Так вот, к чему это все: говоря о громкой новинке этого года, игре Игнация Тшевичека Imperial Settlers, придется обращаться к таким сложным категориям как геймплей и геймдизайн.

Но начну издалека.

Headturner

Imperial Settlers — это игра-"хедтёрнер". Когда мы разложили с паном Slim Slam Snag'ой партию в кафе на Игроконе, то стабильно раз в пять-десять минут кто-то подходил и интересовался, во что это мы играем, а одна симпатичная девушка так и вовсе присела к нам за столик, чтобы поподробнее разузнать про новинку. Кто-то читал о «сеттлерах» в нашем блоге, кому-то нравится New Era (которая была взята за основу), а кого-то просто зацепило красочное оформление — равнодушных не было. Первое впечатление игра производит ударное: сразу возникает заинтересованность, хочется полистать колоду, порассматривать детализированные иллюстрации. А дальше...

А дальше, как принято сейчас говорить, все не так однозначно.

Игровой процесс

Imperial Settlers 3

Про что эта игра. Сначала каждый игрок берет планшет одной из четырех империй — двусторонняя длинная и узкая полоска картона, на одной стороне которой изображена мужская аватара игрока, на другой — женская, других отличий нет. Также он получает персональную колоду карт, из которой дозволено тянуть только ему. Посередине стола кладется большая колода «общих» карт — их могут брать все. Игроки набирают в руку карты из своей и общей колод, получают указанные на персональных планшетах ресурсы и подвисают. Тут в идеале должно было быть написано «играют по очереди по одному действию», но в первых партиях (а какие еще могут быть партии, если игре две с половиной недели?) все неизбежно обалдевают от обилия возможностей и кажущейся неочевидности их последовательности. Дело в чем, карты могут играться тремя способами: можно «построить» их за ресурсы — то есть выложить на стол; можно «разорить» свою карту с руки или выложенную на стол карту соперника, то есть, заплатив жетоны «войны», отправить карту в сброс и получить за это ресурсы; и можно «заключить сделку» — заплатив одну «еду», подсунуть карту под планшет и превратить ее в постоянный источник ресурсов.

Imperial Settlers 2

Общие карты и карты из персональных колод различаются по возможностям: и те, и те можно выкладывать-"строить", но общие можно «разорять», а персональные можно использовать для «заключения сделок». Кроме того, персональные карты ощутимо сильнее, они приносят больше ресурсов и дают использовать самые интересные действия (у каждой империи своя «фишка»), но чтобы выложить их на стол и ввести тем самым в игру, нужно помимо оплаты стоимости ресурсами еще и сбросить одну из ранее выложенных карт (а сбрасывать, понятно, выгоднее «общие» карты). В процессе игры есть возможность тянуть новые карты за ресурсы, и тут игрок сам выбирает, из какой колоды (своей или общей) их брать — из чего вытекает еще один уровень принимаемых решений: когда начинать тянуть только из персональной колоды и уходить в набор победных очков.

Imperial Settlers 1

Впечатления

И теперь нужно рассказать про две взаимосвязанные вещи:

1) Где авторы слукавили;

и

2) Почему это неважно, а Imperial Settlers — всё-таки отличная игра.

Про Imperial Settlers часто пишут, дескать, она про развитие своей империи, и даже на обложке красуется слоган: «A Card Game with Civilizations to care about» («Карточная игра с цивилизациями, о которых нужно заботиться»). Не ведитесь, это поверхностное утверждение. Да, карты оформлены красочно и всячески напоминают о нежно любимых немецких компьютерных стратегиях (Settlers, Alien Nations, Cultures).  Но выше я намеренно описывал процесс игры с использованием сухих, механистичных терминов, без романтических образов вроде «двое лесорубов отправились по утреннему холодку в самую чащу леса за деревом».

imperial settlers obzor 3

На самом деле, темы тут в общепринятом значении нет. Точнее, темы тут столько же, сколько и в Race For The Galaxy. Вы можете разглядеть в сочетании терминологии, оформления и механик некую прелесть и даже элегантность (лес приносит дерево, рисовые поля — еду, отправив к ювелиру человека с золотом вы получите победные очки, на карте с охраной фараона изображена жестокая казнь), но, поверьте, в процессе игры вы не будете обращать на это ни малейшего внимания. Это игра не про цивилизации и не про строительство империи. Это игра про геймплей. Про обмен шила на мыло, а мыла на мочало, а мочала на ПО — начинай сначала. Это именно тот случай, когда очень трудно объяснить, почему игра хороша. В ней нет каких-то революционных механик, это не Puerto Rico и не Dominion. В ней, если честно, нет ничего нового — это евро с системой обмена одних ресурсов на другие и любимым/нелюбимым многими «снежным комом». Но эта игра прекрасно настроена и выверена. Она играется именно в таком темпе, чтобы не возникало ощутимого даунтайма. В ней практически нет «пустых» действий, когда игрок выпадает из игры или выполняет чисто механические манипуляции. Это «Марио» или «Рэймен» настольных игр — яркий пример отточенного геймдизайна.

Достигается геймплейная красота благодаря нескольким — не оригинальным, но удачно и к месту примененным приемам:

  • Игроки отыгрывают не весь ход целиком, а по очереди разыгрывают по одному действию на круг (см. Eclipse, Terra Mystica, игры Мартина Уоллеса). Даунтайм снижается, есть время безболезненно прикинуть следующий шаг, вовлеченность в процесс возрастает. Отличная современная структура хода.
  • Правильная инфографика. Тшевичек учел претензии к New Era и потому постарался максимально упростить визуальное восприятие игры. Вместо разноцветных дисков, которые зовут «оружием» и «бензином», тут аккуратные деревянные фигурки и картонные жетоны. Символы и значки дополнительно дублируются текстом. Для правильного расположения карт у планшета игрока было придумано нетривиальное графическое решение с цветом земли и дорогами. Есть, правда, и недоделки: шрифт на картах слишком мелкий, и игроку на другой стороне стола сложно прочесть текст; авторы игры сделали и продублировали, казалось бы, все мыслимые подсказки на картах и планшетах, но почему-то нигде кроме правил нет упоминания про цену «сделки» (1 еда) и «разорения» (1-3 жетонов войны) — вы это, разумеется, в первом же раунде выучите, но как-то нелепа подобная забывчивость со стороны Игнация, такого предусмотрительного во всем остальном.
  • Все возможные действия и свойства карт просты и удобны для подсчета. Ты получаешь и отдаешь не больше 2-3 единиц ресурсов за раз, за редкими исключениями игроки просто обменивают одни ресурсы на другие (нужные в конкретной ситуации) и платят ими за победные очки. Глубина и комплексность тут не в трекэтажных правилах и обилии нюансов и механик, а в сочетаниях и цепочках простых действий.
  • Когда игрок выкладывает карту, которая будет в дальнейшем приносить какой-то ресурс в начале каждого раунда, то он немедленно дополнительно получает этот ресурс. Казалось бы, мелочь, но именно эта придумка все меняет, задает бешеный темп и позволяет выстраивать цепочки и комбить, комбить, комбить. Ты тратишь ресурсы, но тут же получаешь что-то взамен. Как если бы в Race for the Galaxy все миры были мирами накопления (для тех, кто понимает). В самом начале первого раунда игрок располагает жалкой кучкой фишек и семью картами в руке. Фигня, все это нужно только для старта, чтобы запустить маховик шилонамыльного жетонообмена.

Так вот, все это в конечном итоге выливается в насыщенный и ритмичный игровой процесс. Вы выстраиваете динамический движок по получению и расходованию нужных ресурсов, постоянно модифицируя его, сбрасывая и заменяя одни элементы на другие. Забавное наблюдение: при игре с новичками самым долгим оказывается первый раунд, в последнем все уже вовсю комбят, строят цепочки и гребут победные очки, и, хотя действий играется больше, все они проходят быстрее. У Imperial Settlers обалденный «flow» — не могу подобрать точный аналог в родном языке — т.е. течение игры, ее темп. И это главное ее достижение. На фоне тенденции к выпуску комплексных евромонстров вроде Madeira или «Терра Мистика», Imperial Settlers выглядит понятной и почти простой игрой категории «easy to learn — hard to master» («легко научиться — сложно изучить»). В нее интересно играть, она ставит интересные задачи с интересными решениями. Как нетрудно понять, меня игра серьезно «зацепила». А вот некоторых хороших людей и хороших игроков — не смогла.

Если вы хотите понять наверняка, понравится ли вам Imperial Settlers, то просто вспомните, нравится ли вам Race For The Galaxy. Обе игры, несмотря на различные механики, очень схожи в части принимаемых решений и общего экспириенса, и даже, по моему опыту, не нравятся или нравятся более менее одним и тем же людям. Попробую объяснить. Imperial Settlers и Race For The Galaxy — игры в первую очередь тактические: вы тянете из колоды случайные карты, смотрите на них и оцениваете, решая каждый ход головоломку, как использовать имеющиеся ресурсы максимально эффективно. Сделанные тактические решения определяют стратегию игры, зачастую меняя ее на совершенно противоположную. Вместо сложных расчетов и долгосрочного планирования — подстраивание под ситуацию, перенаправление силы рандома в нужное русло, этакий Вин Чунь для настольщиков. Плюс, в обеих играх очень важно понять с самого начала, что карты должны работать и постоянно меняться, и зачастую разумнее слить крутую карту за нужный ресурс в начале партии, чтобы не потерять в динамике развития. Если для вас Race For The Galaxy лучшая игра на свете, то в Imperial Settlers вы найдете себе новую отдушину. Если она для вас дикий рандом — можете проходить мимо со спокойной душой. Там тот же рандом, те же поводы для жалоб, дескать, не пришла нужная карта в руку.

Другой повод невзлюбить новую игру пана Тшевичека — ее интерактивность. В игре есть механика «разорения», когда игрок отправляет карту в сброс ради получения ресурсов, при этом разорять можно как свои еще не «построенные» карты с руки (тематически, очевидно, грабим нейтральные поселения), так и чужие «построенные» — выложенные на стол и составляющие чей-то игровой движок. Вдобавок, есть специальные карты, ворующие или уничтожающие чужие карты. И в Imperial Settlers игрок может свободно выбирать себе цели для разграбления. Хочу — бью Васю, потом Машу, потом Петю. А могу Васю, а потом Васю, и в третий раз до кучи Васю. И еще Машу с Петей подговорю Васе вломить, чтоб не дрыгался. Звучит страшно, да? Take that (нет, не с Робби Уильямсом), Munchkin и всё такое прочее.

На самом деле, ничего страшного тут нет. Разорять чужие карты недешевое удовольствие, атакованный игрок получает чуток ресурсов в утешение, и не забывайте, что это в первую очередь еврогейм, и экономическая эффективность того или иного действия тут имеет решающее значение. Тем не менее, этот аспект игры уже стал поводом для бурной дискуссии на сайте BoardGameGeek, и про него нельзя не рассказать. Да, механика допускает как сосредоточенно аутичное копание в своем огороде, так и активные боевые действия. В правилах даже предусмотрен «мирный» режим, когда разорение можно играть не в любой момент за жетоны войны, а только если на картах есть такое специальное действие. Да, и не забывайте, что за выкладывание многих карт нужно платить сбросом других, уже выложенных. Вы еще и сами будете рушить и перестраивать свою империю.

Хотите честно? Играйте по полным правилам, в возможности грабить и быть ограбленным есть здоровый интерес и риск. К тому же если созданный вами движок легко уничтожить, убрав одну-две карты, то чего он вообще стоит? Краеугольная идея Imperial Settlers — гибкость и адаптация. Но если у вас это по тем или иным причинам вызывает дискомфорт, то есть варианты.

imperial settlers obzor 4

В конце заметки должен быть обязательный абзац с оценкой игры и клятвенным обещанием играть в нее еще или продать к чертовой матери. Фигушки, я лучше байку расскажу. В одном из англоязычных обзоров автор очень удачно описал впечатления от игры — настолько, что его «мужичонка с лопатой» даже стало локальным мемом и попало в рекламу очередной волны предзаказов. Вот что он написал: «Мужичок на обложке идет к вам вовсе не затем, чтобы помочь — этой лопатой он будет вас бить».

Между прочим, это тоже работа художника-оформителя Imperial Settlers - Томаша Едрушека

Между прочим, это тоже работа художника-оформителя Imperial Settlers — Томаша Едрушека

автор

Оцени статью: 12345 (4,77 из 5, оценок - 39)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
23 to “Imperial Settlers — Обзор”
  1. Классный обзор. Даже задумаюсь о приобретении:) Про мужичка с лопатой зачот:)

  2. Отлично про отличную игру.

    Да, вот момент — эта игра для двоих. Можно играть и втроем, и большим составом, но это того не стоит.

  3. SSS,

    А еще соло можно.

  4. Про RFTG не совсем согласен. Похоже, конечно, слегка, но впечатления прямо противоположные от них. Вот с New Era если сравнить, то Сеттлеры выигрывают во всем, кроме сеттинга.

  5. Вчера сделал предзаказ. По любому Must Have. У нас в компании New Era на 4-х всегда затягивается и мозги скрипят у всех) Может хоть Сеттлеры проще будут

  6. Dr. Nik,

    Соло можно в любую игру)))

    Кстати, а дядька с лопатой это кто?

  7. SSS,

    По официальным правилам.

  8. Dr. Nik,

    Что тебе мешает играть одному за двух игроков?)))

  9. SSS: Кстати, а дядька с лопатой это кто?

    Лицо с обложки. На Тшевичека не похож.

    SSS: Что тебе мешает играть одному за двух игроков?)))

    Я раньше играл, а потом мне выписали желтые таблеточки и с тех пор не получается %(

  10. SSS,

    Лучше сразу за четырёх 🙂

  11. Aganov,

    А ты Охотой 8,2 запивай и получится;)

  12. Один из лучших обзоров, которых я читал!

  13. SSS: Кстати, а дядька с лопатой это кто?

    Поляк, с усами, идет лопатой огреть... Пан Твардовский?

  14. Настоящие ГИКи настолько суровы, что играют только в New Era со всеми допами и полным составом ]:)

  15. Отличный обзор, спасибо! Это моя самая большая хотелка Эссена, только боюсь, что приду в субботу уже к шапошному разбору...

  16. Terjul,

    Предзаказ же есть.

  17. Dr. Nik,

    Тоже верно )) Не хотелось с этим возиться, но раз такое дело, то пришлось...

  18. Aganov, ты молодец. Спасибо.

    Всегда с удовольствием тебя читаю, нравится слог и стиль.

  19. Наблюдая со стороны — не загорелся. Но и опыта в Era или 51 State тоже нет.

  20. А что в New Era такого гиковского?

    У нас народ с первого раза схватывает, после 2-3 ходов играют самостоятельно.

  21. Пан Аганов, как обычно, превосходно! Спасибо.

    РТФГ не терплю, ИС полюбил.

  22. Почему именно поселенцы так хорошо идут на двоих?

  23. Stepanch,

    Ибо соревновательная игра с взаимодействием. Лучше всего в такое играть вдвоем.

Прокомментировать




Subscribe without commenting