Главная страница » Варгеймы Настольные игры Обзоры »

Hot War — благие пожелания сталкиваются с реальностью

Оцени статью: 12345 (4,50 из 5, оценок - 20)
Загрузка...

Hot-War1

Тематика Третьей Мировой именно в формате СССР против США для меня остается одной из любимых. Сравниться с ней может разве что Гражданская война в России. И мне очень обидно, что обе тематики очень слабо освещены в современных варгеймах. Вот почему разработчикам интересней в тысячный раз вести немцев под Сталинград или брать американцами пляжи Нормандии, чем сделать какую-нибудь «Оборону Царицына» или «Прорыв к Ла-Маншу»? Загадка.

Вначале я очень надеялся на «Status Belli». Ведь в их «Огненной Дуге» была реклама двух новых игр из серии, первая – танковое сражение Луцк-Ровно-Броды, а вот вторая и была та самая Третья Мировая. А колонна Т-80 на картинке выглядела так заманчиво… Однако увы и ах, данная идея так и не была доведена до реализации. Все ограничилось этой самой картинкой.

Hot-War10

Потом я стал присматриваться к игре «World at War», даже было хотел взять, но меня отпугнуло огромное количество всяческих дополнений и стартеров, я ведь люблю, когда от какой-либо игры у меня есть «абсолютно все», ну и к тому же она с каунтерами, а не с миниатюрами. А пока думал,  «Звезда» опубликовала каталог на новый, 2013-ый год…

Hot-War17

И да, там был анонс будущей системы «Hot War», что автоматически стало самой ожидаемой игрой 2013-го года. Т-72, Абрамс, Бредли, Ми-24, куча разной пехоты – все, что я так долго хотел, в уже знакомой системе и с теми великолепными миниатюрами, которыми всегда отличалась «Звезда», все это под соусом Третьей Мировой – кажется все, что надо, для счастья. Конечно, хотелось и Т-55, и М60, и кучу допов, и сейчас и сразу! Но то, что было анонсировано, уже давало надежду. Оставалось только ждать…

Вначале думал, что увидим в первой половине года, ведь и прошлогодние «Битвы Самураев» вышли примерно в это время. Потом, как в конце лета стали выходить первые наборы, надеялся, что осенью уж точно… а оказалось, что лишь в конце декабря… лично ко мне посылка пришла аж 30-го числа. Закрыв этим новинки минувшего 13-го года.

А за это время я уже закупился почти полной коллекцией «World at War», и у меня оказалось, с чем сравнивать, но о сравнении двух систем несколько позже, пока же исключительно о «Hot War».

Hot-War16

Коробка, уже ставшая стандартом для «варгеймов от Звезды» — точно в такой же выходили и «Самураи», и «Лето 1941». Наполнение не сказать, чтобы богато, в тех же «Самураях» всего было куда больше. Конечно, миниатюры занимают львиную долю коробки, остальное пространство отдано разнообразной «макулатуре». И еще, что меня сразу расстроило в наполнении – нет синопсиса, то есть нет вообще, ни в книге правил, ни в книге сценариев, ни каким-то отдельным листком. Понимаете, когда на официальный сайт hotwar1990.com стали выкладывать части предыстории конфликта в виде газетных публикаций, это было захватывающе. Ты день за днем погружался в будущий конфликт, составляя мозаику событий из отдельных публикаций день за днем, неделю за неделей. Но вот самого главного сообщения – о том, как и почему началась война, не было, и нет до сих пор! Это ужасная ошибка. Я не могу погрузиться в игру, когда не имею ни малейшего представления, почему и где воюют. Ну, понятно, что где-то в Азии, но где конкретно – в Ираке, Иране, Саудовской Аравии – где? Это рушит всю атмосферу, которая так долго создавалась. А все спасла бы небольшая книжечка, где была бы небольшая предыстория всего конфликта, даже не книжечка, хватило бы странички в книге сценариев – ну неужели у фирмы такая нехватка бумаги?

Hot-War18

Потом мне сообщили, что в журнале «М-Хобби» за декабрь 13-го есть какая-то статья о предыстории. Но кому пришло в голову публиковать предысторию игры в журнале, который читают в основном моделисты! Ну неужели нельзя было опубликовать ее на сайте! Поэтому она и прошла совершенно мимо меня.

Атмосфера разрушена — обидно. Посмотрим что дальше.

Hot-War3

В набор входят ставшие уже стандартом шесть полей с тридцатью гексами. Все поля обозначены латинскими буквами, это существенно упрощает составление поля. Также из «новинок» крепления для полей — прямиком из «Танкового боя», правда, ими есть смысл пользоваться, только если игра проходит на неровной поверхности, при игре на столе они не нужны.

Hot-War19

Еще до релиза у меня уже были все миниатюры, что выпускались отдельными наборами, и я смог их оценить. За 3 года, что уже существует серия «Art of Tactic», модели прогрессируют в положительную сторону – позы у пехоты становятся объемней и сложнее, техника детализованней и интересней в сборке, к тому же на этот раз бонусом ко всей технике идут декали, которые оживляют модели и могут быть неплохой «альтернативой флагам». Но, как известно, из любого правила есть исключения, и на этот раз исключением оказался Абрамс – что похож больше на кусок мыла, чем на модель, и даже покраска не сильно спасает.

Hot-War5

Однако об этом уже сказано достаточно. Но вот все остальное – тонко, красиво, наворочено. Особенно в этом плане порадовал Т-72 – одна из самых красивых моделей этого танка, что я встречал, особенно если учесть масштаб 1/100.

Hot-War6

А оба отряда пехоты – американская и советская, составляют замечательные композиции. Особенно примечательно, что в советской пехоте все пять поз разные – такого раньше в серии не было. Так что можно смело сказать, что в плане моделей «Звезда» вышла на действительно новый уровень, таких нет больше ни в одном из прежних стартеров.

Hot-War13

Однако, уделив много сил качеству, на количество сил не хватило. В коробке лишь по 3 одинаковых пехоты на каждого, 3 БТР у СССР, 3 БМП у США, ну и на вкусное — по одному вертолету и танку для стороны. Этого не то чтобы немного, этого откровенно мало.

Hot-War7

В итоге мы имеем всего по 4 различных юнита для стороны, которые по большей части дублируются. В прошлых стартерах было по иному – там как и количество юнитов было больше на 5 (21 вместо 16-и), так и разнообразие не страдало, дублировалась по три раза только пехота. И обычно силы были ассиметричными, пушку одним – танк другим, транспортный самолет одним – истребитель другим. Это не только дарило разнообразие, но и позволяло расширить простор для сценариев, и использовать более богатые тактики. С другой стороны – стороны равные, ну просто очень равные, ведь различия в характеристиках минимальны.

Hot-War8

Такое малое разнообразие в войсках порождает следующую проблему – сценарии. Здесь их пять, не считая обучающего. Да, всего пять. Хотя в этом есть также несколько плюсов:

1) Все пять сценариев очень разнообразны, найти два похожих даже отдаленно не получится. Есть все – и переправа через реку, и оборона города, и встречный бой, и конвой. Простор широк. Проработаны они также очень неплохо, присутствует и небольшая врезка-предыстория к каждому сценарию, и богатство целей. Их можно, наверное, назвать образцовыми для всей серии. Правда, для некоторых минусом является то, что войска нельзя набирать на очки, она даются изначально, но, на мой взгляд, это не минус. Пока не будет четких и сбалансированных штатов, сценарии с набором на очки  будут совершенно лишними;

Hot-War2

2) Прислушавшись к критикам, наконец стартера хватает для отыгрыша всех пяти сценариев. Дополнительные коробочки не понадобятся. Это шаг вперед, так как именно за «неполноценность» предыдущих стартеров сильно критиковалась фирма. Здесь это исправлено. А уж если на сайте в течение месяца-другого появятся и новые сценарии, более «объемные», то они угодят практически всем. Тем более в свете выхода новых отрядов, что не представлены в стартере, эти сценарии становятся еще более важными.

Hot-War11

Так что в сценариях тот же принцип, что и в миниатюрах – лучше меньше, да лучше. Для одних это будет минусом, но по мне нормально. Конечно, при условии, что база сценариев будет в будущем пополняться.

Но два этих фактора в совокупности порождают минус. Ведь такое малое разнообразие юнитов вкупе со всего пятью сценариями превращает «стартер» «Hot War» в совсем не «стартер», а что-то типа ознакомительного набора. Ну, как немного разросшуюся «Битву за Дунай». Конечно, можно справедливо сказать, что «их» «стартеры» типа тех же «Копи Мории» для «Lord of the Rings» или «Dust Tactics Revised Core Set» также не отличаются богатством сценариев, но у них есть одно большое преимущество – в них гораздо больше разнообразных миниатюр. А это сильно спасает положение.

Hot-War14

Теперь переходим к самому важному, ведь не столь интересно, какие миниатюры, сколько сценариев и насколько атмосферна игра – важно, какие в ней правила. Если правила хороши, можно играть и без миниатюр в один единственный сценарий, а если плохи, то и сотня минек с книгой сценариев не спасет.

Вот именно с правилами и случилась самая большая беда. Впрочем, это уже стало «доброй» традицией.

Hot-War20

Система существует три года. Все это время она совершенствовалась, исправляла ошибки, придумывала новые ходы и юнитов. На форуме активно обсуждались доработки, предлагались новые юниты, критиковались ляпы. И вот в этих правилах мы и видим итог этого трехлетнего пути. Какой же он?

Не буду подробно останавливаться на основах правил – там все то же самое, карточки для каждого юнита, фломастеры, одновременный ход и куча кубиков при атаке. За три года в этом плане все статично. Здесь главное остановиться на тех нюансах и доработках, что появились в «Hot War», и которые представляют то направление, куда движется система.

Для начала, наконец, выкинули «огонь на подавление» — в «Лето 1941» из-за его присутствия обычным огнем никто не пользовался, все закидывали друг друга кучами кубиков, и боеприпасы заканчивались просто стремительно. Здесь такого не получится. Хотя количество боеприпасов снизили с 10-ти до 7-ми «обойм» исключение «огня на подавление» идет только на пользу игре и балансу. «Лишних приказов» становится меньше. Добавили разрушаемость окружающей местности. У мостов, городов, нефтевышек есть свои карточки с «хитами». И мост, к примеру, с потерей каждого «хита» теряет возможность выдерживать определенные типы юнитов, а у города снижается защита, которую он дает укрывшимся в нем войскам. Теперь, засев пехотой в городе, нельзя чувствовать себя в полной безопасности, ведь подошедшие танки или вертолеты могут запросто уничтожить укрытие.

Hot-War21

Из зримых положительных изменений это, пожалуй, все, а вот отрицательных куда больше.

Когда в правилах описываются то, что уже встречались в старых редакциях, описание идет хорошо и понятно. Картинки, схемы, все на месте. Видно, что на старых ошибках все же учатся. Но вот когда дело доходит до чего-то нового, чего еще не было в том же «Лете 1941», идет столько непонятностей и двусмысленностей, что все их не перечислить в одной статье. Отмечу лишь самые бросающиеся.

Описание приказов для сухопутных войск идет четко по этапам – оборона, стрельба и т.д., как это и происходит в игре. Но вот в начале раздела про вертолеты правила превращаются в неудобоваримое нечто в лучшей традиции первой редакции. Правила для вертолетов не структурированы настолько, что не понимаешь, как они составлялись, по какому принципу. Неужели нельзя было списать структуру с предыдущего раздела по наземным войскам? Ну и к тому же совершенно недоработана такая важная вещь, как линия видимости вертолетов, там сказано буквально два абзаца – вертолет не видит через двойной холм и вертолет не видит за гексом с блокирующей местностью. А если холм с лесом —  он через него видит? А если вертолёт на равнине, а на холме за лесом отряд пехоты — он его видит? А если холм двойной? Я помню, сколько было вопросов о линии видимости в «Лето 1941», а там были только наземные юниты. Здесь же их будет еще больше.

Совершенно непонятно, что становится с полностью разрушенным городом – как по нему ходят, блокирует ли он линию видимости, можно ли там организовывать засаду. Этого просто нет – играйте, как хотите.

Большая недоработка — это введение танковых окопов не посредством каких-нибудь моделей, как те же пехотные окопы или маркеры дыма, а по принципу накладного гекса. Это ведь ужасно, так как всегда нужно знать, на какой местности находится юнит, а этот накладной гекс полностью скрывает местность, и тут два варианта – либо запоминать, либо постоянно поднимать гекс. Такое было в первой редакции с дымом, раньше он тоже был в виде накладного гекса, но от этого быстро отказались, создав отдельные модели дыма. Так неужели на одни и те же грабли стоило наступать дважды? Неужели у «Звезды» -  фирмы, что специализируется на сборных моделях — нет сил изготовить небольшой кусок пластика, обозначающий танковый окоп?

Hot-War22

Но главный ужас — правила для дымовых завес. Они настолько противоречивые, что на одной странице – дымовые завесы убираются через 4 хода, а на другой — дымовые завесы убираются на следующий ход. Они настолько непонятные, что половину опять же придется додумывать, домысливать самому, пользуясь легкими намеками от разработчиков.

Когда читаешь правила, ощущение, что читаешь детектив – вначале дается несколько намеков, общие принципы, а потом, уже пользуясь этими намеками, сами постигайте глубины замечательной игры «Hot War», ну или просто придумывайте, как поступать в запутанных ситуациях, сами. Такая вам «модель для сборки». Наверное, «Звезда» настолько увлеклась производством сборных моделей, что и правила для варгеймов пишет тоже по принципу «сборной модели», только когда вы покупаете сборную модель, вполне можно понять, что получится у вас в итоге, а здесь такой определенности нет.

Hot-War9

У меня даже возникает чувство, что эти правила вообще не тестировали. То есть скопипастили с «Лета 1941»  основную часть, вложили некоторые дополнения, особо над ними не задумываясь, да так и выпустили на рынок, не перечитывая. Авось из-за минек возьмут. Правда, думаю, многие возьмут из-за этого, а также из-за отсутствия альтернативы, однако об альтернативах в другой статье.

Скажу честно – мне обидно. Очень обидно. Ведь с тем опытом, что набрала «Звезда» в прошлых проектах, с теми предложениями, что неоднократно ей поступали, могла бы получиться замечательная игра. Да я лично готов был бы протестить игру, и вчитаться в правила. Но, похоже, все это фирме просто не нужно. Вообще такое ощущение, что в конце 12-го года они загорелись желанием выпустить игру, наворотили планов громадье, но вот затянули, и весь былой задор прошел. Поэтому уже перед самым выпуском игроки ни синопсиса не получили, ни правил нормальных. Была цель выпустить уже «на отвали», потому что загорелись новой идеей.

Hot-War15

В целом набор по своему наполнению похож не на полноценный стартер, а, как я уже говорил, на «ознакомительный набор» по типу «Битвы за Дунай». Он подходит для того, чтобы понять основные механики, немного порулить танчиками и вертолетами, и понять, нужно ли оно тебе. Для начала это неплохо. Но здесь важен такой момент – будет ли продолжение. В этом году с выходом новых юнитов хотелось бы увидеть или «расширяющий набор», что включит в себя как новых юнитов, так и предоставит новые сценарии, а может, даже и кампанию. Такой набор превратит данный «огрызок» в полноценный стартер. Это, конечно, лучший вариант. Но возможен и вариант выпуска пачки – штук 5-6 сценариев, разного масштаба и сложности, которые включат в орбиту всех новых юнитов. Ну и нормальный синопсис – без этого совсем никуда.

Hot-War4

Но до всего этого требуется в срочном порядке доработать правила. Просто в авральном порядке доработать. Опять же, как максимум. А как минимум хотя бы давать ответы на вопросы игроков на официальном форуме, ведь на данный момент даже этого нет. Неужели это требует каких-то космических усилий? Сказать честно – да, правила вышли еще тем мусором, мы полностью берем за это ответственность и готовы вам все разъяснить. Это же минимум, который должен быть в любой фирме.

А так «Hot War» – это очередная грандиозная задумка «Звезды», которая пока из-за стандартных для фирмы недоработок стремительно валится  в небытие.

Eternal автор

Оцени статью: 12345 (4,50 из 5, оценок - 20)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
7 to “Hot War — благие пожелания сталкиваются с реальностью”
  1. Не знаю как в Dust е, но про богатство разнообразия миниатюр в стартерах Лотра — это сказка. В целом там очень ограниченные наборы отрядов. Например в тех же копях для тьмы только гоблины и 1 тролль. Для света — 9 героев Братства. Весь стартер заточен исключительно для отыгрывания приключений в Мории. Поэтому его до сих пор все никак продать не могут. В предыдущих стартерах вообще были отряды только 1 вида (даже если считать вооруженных по разному воинов одного типа, то всего 3 вида) для каждой из сторон.

  2. Было интересно почитать, большое спасибо.

  3. Так все-таки в это кто-то играет! Не ожидал (У самого дома лежат миньки пехоты... у которых даже в стоячем положении постоянно отваливаются то руки, то пулемет)

  4. Михаил — так приклей 😉 новый звездовский пластик же элементарно клеится модельным клеем (в отличие от старых полиэтиленовых наборов)... Я не знаю на кой чёрт они так рекламировали это безклеевое штырьковое соединение, если одновременно с переходом на него сменили пластик на клеющийся модельным клеем — клей же надёжнее намного...

  5. Michael,

    Это если только собраны не правильно. Если собирать правильно, то детали так туго входят, что потом не то что отвалится само, а и обратно вытащить только сломав можно.

  6. Подумалось, что «Звезде» нужно делать видеоверсию правил или даже видеозаписи прохождения отдельных миссий от авторов. Глядишь, там и косяки текста бы стали понятнее, и задумки авторов были бы очевиднее. Ну и видеоконтент он всегда воспринимается легче.

  7. Aganov,

    Они сняли:

Прокомментировать




Subscribe without commenting