Главная страница » Настольные игры »

Если друг оказался вдруг...

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 2)
Загрузка...

В этой заметке я хочу обсудить игры, которые, на мой взгляд, чем-то похожи на мафию. Мафиеподобные игры условно можно определить как игры, в которых ты не знаешь точно, кто твой друг, а кто — враг. Обычно это игры на большую компанию — от 5-6 человек. Существует много таких игр, я бы их поделил на следующие типы:

1. «Чистая» мафия

все жители города закрывают глаза…

Это игры, не испорченные кубиками, фишками, картами событий и предметов, и прочими прибамбасами, которые составляют суть обычных настольных игр. Единственное, что тут есть, это роли игроков. В таких играх главное — психологическая составляющая.

Мафия

Когда-то я очень любил мафию. На BGG появление этой игры датируется 1986 годом, ну а мы начали в нее играть где-то в 1989. Сначала игра была очень простой — одна или две команды мафии (крестовая и пиковая), а все остальные — честные жители. И пока игра шла в этом формате, она доставляла мне наибольшее удовольствие. Когда стали появляться бесчисленные маньяки, комиссары, пьяницы, доктор-Квин-женщина-врач, и т.д., меня это стало немного раздражать. Я получал наслаждение от простоты процесса, от того, насколько кто умеет красиво врать или замечать, как врут другие. Особенно когда игра шла в компании людей, хорошо знающих друг друга, как оно обычно и было. Играть в чистую мафию с малознакомыми людьми интереса не так много — ведь очень сложно про незнакомого человека понять, насколько естественно он себя ведет.

Werewolf: Ultimate Edition

Это та же мафия с немного измененным сюжетом — здесь вместо сицилийской мафии по ночам орудуют волки-оборотни. Особенность этой версии в том, что в ней чрезвычайно много разнообразнейших ролей. Некоторые из них довольно интересные, но с некоторыми иногда бывает не совсем понятно как играть. Допустим, честный житель, который не может голосовать днем — не совсем понятная роль. Бывают и другие довольно странные. Как я говорил, я не очень люблю большого разнообразия ролей. В целом — обычная мафия с выбыванием персонажей и всеми прелестями.

The Resistance

Вечный сюжет — галактические повстанцы сражаются с галактической империей. Все игроки — члены подпольной ячейки повстанцев, однако в их рядах есть шпионы империи, которых для победы необходимо выявить. Это очень удачная игра, на мой взгляд. Во всяком случае, по духу она очень напоминает мафию — тем, что в ней много психологизма, достаточно обсуждений, нет ненужных карт со всевозможными спецсвойствами (во всяком случае, в базовой версии). Кстати, в нее как и в обычную мафию можно играть используя всего лишь обычную колоду карт. В ней решена проблема выбывания персонажей, если для вас это проблема. Теперь никто не выбывает из игры, во всяком случае, технически. Однако на практике ты можешь просто полностью подорвать доверие товарищей к себе, и это, на самом деле, мало чем отличается от выбывания. Впрочем, это не так уж важно, поскольку игра проходит чрезвычайно быстро. В The Resistance хороший механизм, заставляющий игру двигаться вперед, благодаря чему игра не провисает в бесконечных обсуждениях и голосованиях. Единственная проблема, на мой взгляд, в том, что в нее довольно сложно выиграть, играя за повстанцев, особенно в компании людей, которых плохо знаешь. В таких играх важно либо уметь видеть ложь, либо уметь виртуозно обманывать, и все это гораздо интереснее делать в «своей» компании.

 

2. Мафия с элементами карточных игр

я в бубну — и покойничек в бубну…

Здесь мы имеем некоторый компромис между идеями, пришедшими из мафии, и карточными играми, более привычными для любителей настолок.

Bang!

Игроки — ковбои, среди них есть шериф, а также некоторое количество помощников шерифа и бандитов, а также один предатель (все роли кроме шерифа держатся в тайне). От этой игры мы ждали многого, но лично я был ей жестоко разочарован. Во-первых, долго скрывать свои роли редко получается. Либо у кого-то из бандитов сдают нервы, и он начинает стрелять по шерифу, а потом уже быстро становится видно, кто есть кто. Либо все таятся, вслепую постреливают друг по другу, а шериф для профилактики постреливает по всем. Здесь тоже есть проблема выбывания игроков, тут она гораздо хуже, чем в Мафии, и вот почему: в Мафии очень интересно досматривать окончание игры — с какого-то момента ты узнаешь, кто есть кто, и можешь наслаждаться, наблюдая за психологической составляющей процесса — как мафия убедительно врет, как честные жители с пеной у рта обвиняют друг друга, как мафия аккуратно переводит стрелки в нужном направлении... В Bang! наблюдать приходится в основном за тем, кто какие карты играет, у кого сколько жизней и т.д. Психологизма во всем этом мало, это довольно скучно и, к сожалению, иногда это может растягиваться на очень долгое время.

Castle of the Devil

Сюжет такой: члены двух секретных орденов оказываются вместе в какой-то карете, которая едет непонятно куда и зачем. Игроки могут обмениваться друг с другом предметами и вызывать друг друга на дуэль. Обмениваясь предметами, они получают какие-то полезные эффекты, а, одерживая победу на дуэли, могут выяснять, к какому из двух секретных орденов принадлежит побежденный. Причем интересный момент игры в том, что, даже если ты вынужден был кому-то раскрыть свою карту секретного ордена, ты можешь попытаться сделать вывод о том, к какому ордену принадлежит он сам, наблюдая за его действиями — в частности за тем, как он относится к тебе в дальнейшем. Цель игры для каждого ордена — собрать совместными усилиями 3 нужных предмета и после этого объявить о победе. Очень интересная психологическая игра, однако в ней есть 2 проблемы. Первое — это то, что она проходит довольно тихо и неспешно, бурных обсуждений нет, все в основном держат полученную информацию в тайне, в общем, за столом не хватает ШУМА! Второе — новые игроки не сразу схватывают суть игры, особенно то, как нужно эффективно обмениваться предметами. В результате, часто новички сидят и откровенно скучают, не понимая, что вообще происходит и что им делать. Поэтому некоторые наши соклубники эту игру с самого начала невзлюбили.

Shadow Hunters

Игра простая как 3 копейки — здесь есть плохие парни (тени) и хорошие парни (охотники за тенями) — эти две фракции должны поубивать друг друга. И есть еще нейтральные парни и девчата, у которых у каждого своя собственная победная цель (например, умереть первым, убить побольше народа, накопить снаряжения). В игре есть 6 локаций, и каждый ход ты попадаешь в одну из них, в какую — определяют кубики. В локациях можно брать черные и белые карты, которые дают различные эффекты или предметы, а также брать зеленые карты, которые позволяют получать какую-то информацию о других игроках. Наконец, можно атаковать других игроков, которые находятся с вами в одной или в соседней локации — результативность атаки также зависит от кубиков. Таким образом, все бегают туда-сюда, кидают кубики, порой вслепую бьют друг друга, что-то друг о друге узнают, ну а потом игра заканчивается. По сравнению с той же Castle of the Devil игра эта достаточно бестолковая, но желающих сыграть в нее, как ни странно, обычно оказывается больше. Может быть, дело в том, что никто особенно не напрягается и сам процесс идет как-то быстрее и веселее.

Lifeboat

Игроки оказываются в одной шлюпке в условиях ограниченности воды и припасов. Но цель игры не в том, чтобы всем спастись, о нет! У каждого игрока есть секретный друг и секретный враг. Так вот, надо доплыть до берега и желательно чтобы твой друг выжил, а твой враг помер. В этой игре нет хороших и плохих — тут все сволочи! Здесь постоянно идет борьба за место под солнцем и за последний глоток воды. Я играл в нее один раз, игра шла больше двух часов, и я, наверное, за всю свою жизнь не испытывал столько отрицательных эмоций. Мне кажется, это даже не столько игра, сколько какой-то психологический тренинг, но только это какой-то порочный тренинг, что-то типа «возненавидь ближнего своего». Играть снова не хочу никогда, однако не жалею, что сыграл — очень сильные впечатления остались у меня от той партии! 🙂

 

3. Мафия с элементами логистики

здесь где-то должен быть подземный ход...

В этих играх появляется что-то похожее на поле, и игроки уже не только играют карты, но и вроде как куда-то «двигаются», и есть возможность попытаться определить по этим их движениям кто есть кто.

Saboteur

Здесь гномы дружно копают шахту, чтобы добыть сокровище. Однако среди них есть вредители, задача которых как раз в том, чтобы не дать всем гномам дружно докопаться до сокровища. Ну и они могут копать не в ту сторону, взрывать куски нужных туннелей или пытаться обвинять других, что они копают не туда и что у них подозрительный вид. Идея игры неплоха, но, к сожалению, вредить незаметно очень сложно — обычно все вредительские действия довольно очевидны. Можно, конечно, прикидываться дурачком и говорить: «Ой, я не думал, что если я взорву этот туннель, то коридор разорвется!», но вряд ли кто-то на это купится. К сожалению, честного гнома от вредителя обычно отличить слишком просто, ну а дальше уже все зависит от того, насколько удачные карты кому пришли. Возможно, недавно вышедшее дополнение сделает игру интереснее…

Escape from the Aliens in Outer Space

В этой игре на космическом корабле половина пассажиров заболела и превратилась в жутких Монстров-из-Космоса, а другая половина еще не заболела. Задача еще не заболевших пассажиров — добраться до спасательной капсулы и катапультироваться куда подальше с корабля. Кто первый катапультировался, тот и выиграл. Задача Монстров — поймать и сожрать всех людей. При этом вначале неизвестно, кто из игроков монстр, а кто нет. Все игроки скрытно ходят по гексикам на поле, и там, где они прошли, может раздаться шум, а может и не раздаться. Если очень повезет, то шум может раздаться с какой-то совершенно другой стороны, запутывая, таким образом, остальных игроков. Люди ходят медленно — по 1 гексу в ход, а Монстры быстро — по 2 гекса. В общем, все ходят и шумят, и Монстры постепенно пожирают людей. В нашей пробной партии никто из людишек и половины расстояния до спасательной капсулы не преодолел. Помочь им это сделать, на мой взгляд, может лишь сильнейшее везение. Поэтому, несмотря на оригинальную идею, игра эта мне представляется не играбельной в сегодняшнем виде.

 

4. Мафия с полем и кучей прибамбасов

хороший сайлон… живой сайлон?!

Это уже полноценные кооперативные настолки, в которых кто-то из игроков оказывается предателем и пытается помешать «честным людям».

Shadows over Camelot

Рыцари круглого стола ищут Святой Грааль, Экскалибур, сражаются с врагами и в целом неплохо проводят время… если не считать того, что в их ряды, возможно, затесался предатель. В Тенях не могу не отметить прекрасные компоненты — очень красивое поле, миниатюры и карты. Игровой процесс достаточно прост, что мне нравится. Возможностей скрыто вредить у предателя достаточно мало — разве что сливать хорошие карты на поиск Эскалибура. И это, на мой взгляд, плохо. Зато если предатель вскрылся или если его раскрыли, то он начинает вредить по полной программе. И это одна из моих ключевых претензий к игре. Можно с самого начала пойти, напортачить чего-нибудь (например, завалить квест про Ланселота), потом обвинить кого-нибудь, а когда тебя обвинят в ответ, устроить честным рыцарям до конца игры веселую жизнь. Мне кажется, игре не хватает стимулов, заставляющих предателя дольше оставаться в тени – например, я бы придумал еще какие-нибудь возможности скрытно вредить рыцарям. И наоборот — ограничить его возможность вредить рыцарям после того, как его раскрыли.

Battlestar Galactica

В «Галактике» механика гораздо сложнее, чем в Тенях, и я понял, что мне это не очень нравится. Игра очень хорошая, я ее очень полюбил поначалу, но потом мне стало казаться, что она слишком долго длится — теперь мне на нее обычно жалко тратить время. Ну и у сайлонов, опять же, не особенно много стимулов так уж скрываться – вполне нормальная стратегия – сделать вначале какую-нибудь БОЛЬШУЮ ГАДОСТЬ, а потом спокойно пакостить экипажу до конца игры. А пока сайлон гуляет по «Галактике» и делает вид, что он помогает людям — от него гораздо меньше вреда. Впрочем, тематически это вполне обосновано — сайлонам же было пофиг, у них был корабль воскрешения.

_________________

Итак, сегодня существует немало игр, которые пытаются воскресить идеи, которые впервые появились в Мафии (кстати, а правда ли, что раньше ничего подобного не было?). И я, наверное из ностальгических побуждений, стараюсь не проходить мимо ни одной из них. Удалось ли какой-то из них в какой-то степени утолить ностальгический голод по тем временам, когда мы резались в мафию часами? Скажем так — отчасти. Но, если говорить откровенно, то дело, наверное, не в самих играх, а в том, в какой ситуации, в какой компании ты в них играешь, с какой установкой игроки подходят к игре. Современные настольщики-гики, к которым я и себя причисляю, вечно торопятся успеть сыграть и в то, и в это, и непременно чтобы стратегия была, и интересная механика. Мафия же была хороша тем, что в ней не было никакой механики, и никто не спешил сыграть во что-нибудь еще. Мафия — это была для нас как бы форма общения, очень приятная и неторопливая форма. В общем, если уж какая-нибудь игра и выполняет для меня сегодня похожие функции, то это, конечно… Dixit! Сколько неспешных вечеров мы провели за этой игрой в приятной компании — и не пересчитать.

автор

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 2)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
10 to “Если друг оказался вдруг...”
  1. Очень классная обзорная статья, спасибо! Люблю игры с элементами мафии.

  2. Спасибо! Всегда приятно читать.

    Я не задумывался, насколько их много.

    Зацепило: «...и никто не спешил сыграть во что-нибудь еще. Мафия – это была для нас как бы форма общения, очень приятная и неторопливая форма.»

    Вечная гонка-желание успеть разложить ещё одну коробочку — источник вечного стресса на мой взгляд. Не хочу торопиться! И всё тут. И пусть наш Старк получается не-по-спортивному вдумчивым. 🙂

  3. Просто отличная статья! Очень интересно!Оказывается я еще не во все переиграл.

    Для меня чистая Мафия не интересна, я, конечно, вижу шарм в том, чтобы «получать наслаждение от простоты процесса, от того, насколько кто умеет красиво врать или замечать, как врут другие.» Но всё внутри требует какого-то анализа действия игроков, мол, ага, ты сбрасываешь карты уже второй ход — саботер! Ресистанс — тот самый баланс между анализом и вычислением лжи, и пусть победить сопротивлению очень сложно, но удовольствие идет от самого процесса игры.

    p.s. про себя отметил, что я тоже отношусь к тем игрокам, кто бы выбрал Shadow Hunters, а не Castle of the Devil. 😉

  4. На мой взгляд The Resistance очень завязан на количестве играющих, мы вот вшестером пробовали играть, так выиграть за Империю вышло всего 1 раз из 5 игр. Но вот стоило добавить 7 участника, как ситуация кардинально поменялась, а восьмой игрок сделал победу Повстанцев невыполнимой вовсе))

    Лодочка мне очень нравится, но она реально зла, таких отрицательных эмоций не вызывает ни одна из известных мне игр. Хотя нам она очень нравится и мы как «извращенцы» играли в неё, одно время, чуть ли не на каждой игровой сессии.

    Банг! Также является нашим фаворитом, она весёлая не такая занудная, как Манкчин. Раскрывает свой потенциал при игре с деньгами(чемпионатная система) и особо хороша когда за столом осталось 3 участника, Маньяк, Шериф и Мирный житель.

  5. Михаил, крутая прямо-таки научная статья, спасибо!

    А я вот приверженец Castle of the Devil, разгадывать других по эмоциям мне нравится больше кубикометания.

  6. Saboteur едет, про Резистанс думаю, БСГ нравится и лежит дома. Остальные как-то не зацепили. Думал ещё про Тени над Камелотом, но чёт мне кажется, что имея БСГ, тратить время на них не стоит.

  7. Dr. Nik:

    Saboteur едет, про Резистанс думаю, БСГ нравится и лежит дома. Остальные как-то не зацепили. Думал ещё про Тени над Камелотом, но чёт мне кажется, что имея БСГ, тратить время на них не стоит.

    Камелот лучше БСГ для не-гиков, плюс он занимает все-таки час против 3 у Галактики

  8. Вот это, кстати, аргумент. Спасибо!

  9. Отличный жанровый обзор! Спасибо.

    Знакомые только купили Bang! с расширениями, в скором времени попробуем.

  10. Очень интересный обзор — прочитал с удовольствием.

Прокомментировать




Subscribe without commenting