Главная страница » Настольные игры Обзоры »

Dungeons & Dragons – Essentials: продукт нового поколения? (обзор)

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 1)
Загрузка...

Денжен, денж, данжон, днд… Как только не называли эту настольную ролевую игру уже поистине всех времён и народов. Сколько настольных и компьютерных игр вышло на её основе или под её вдохновением, миров придумано, книг написано. В общем-то, системе и её создателю есть чем гордиться: система D&D существует уже более 35 лет. Стоит упомянуть и о том, что творец D&D, великий и ужасный Гэри Гигакс, ещё в 1960х впервые организовал немало известные сегодня фестивали Gen Con, начиная с варгейма Chainmail со средневековой тематикой. Именно Гигакс создал D&D, улучшил её несколько лет спустя, добавив в название Advanced (AD&D – название второй редакции, но некоторые люди до сих пор так называют игру, хотя это распространённое заблуждение), после чего система просуществовала в умах и сердцах тысяч людей практически 20 лет, пока не вышла третья редакция. В марте 2008 года Гигакс умер, хотя до самой смерти продолжал водить детей, друзей и прочих подрастающих мастеров. И именно в 2008 году в свет вышла уже четвёртая по счёту редакция, о которой чуть более подробно мы и поведём речь.

При переходе на новую систему всегда возникают проблемы. Много проблем. Это связано и с привычкой, и с природным нежеланием человека воспринимать изменения и новое. В Сети до сих пор ходит множество споров и разногласий, что же лучше: третья или четвёртая редакция, хотя эти споры можно сравнить с «что лучше: морковь или апельсин?». Когда появилась третья редакция, то её явлению миру тоже мешала волна негодующих игроков, но нужно признать, что 20 лет существования – долгий срок для застывшего творчества. К тому времени AD&D уже тонула в тонне ненужной и некачественной информации, особенно огромного количество «хендмейд» доработок. Особо клинические случаи «олдскула», которые водят и играют до сих пор по «двушке», мы трогать не будем. Прочие изголодавшие по свежинке игроки с радостью (рано или поздно) восприняли третью редакцию со всеми её изменениями и дополнениями.

С четвёртой редакцией, выпускающейся, напомню, с 2008 года, всё оказалось сложнее. В системе произошло море изменений, и в этом кроется основная ловушка всех этих систем. Основные определения, показатели, названия – всё это осталось абсолютно тем же. Так же кидай кубик и смейся, с теми же циферками, клеточками и измерениями. Но изменились не названия, а их наполнение и их влияние на окружающую игровую действительность. Поэтому на первый взгляд «четвёрка» — всё, то же самое, но в десяток раз проще и короче. Да вот только стоит копнуть чуть глубже, и уже начинаешь понимать, что (упс!), кажется, ошибочка вышла – всё в новой редакции действительно новое. Именно поэтому как большой «апгрейд» системы её даже не стоит рассматривать. Это качественно новая игра, с новым уровнем развития и (что немаловажно для американской фирмы Wizards of the Coast) новым уровнем продукта. Создатели начали превращать D&D в по-настоящему продукт мирового масштаба, с мировым именем. Это есть основной плюс и одновременно минус новой редакции. Да, это продукт для выманивания из обывателя денег, пылесос, качающий зелёные бумажки любым возможным путём. Но плюс в том, что эта система самая поддерживаемая ролевая игра в мире. Учитывая, что для того чтобы играть в неё хватит пары клочков бумаги, трёх книг в электронном варианте и пары листков. По этой игре выходит уйма всего, включая и побочные продукты, хотя и не всегда особо удачные, относящиеся к виду «обычных настолок». Нужно признать, что за 8 лет существования третья редакция исписала себя. Выпустив сотню рас и классов, создатели просто не смогли контролировать выпуск новой продукции, не могли классифицировать и уложить её в систему. Постепенно, книги становились всё нелепее и бесполезнее. В четвёртой редакции эту промашку учли и стали выпускать книги очень аккуратно, тематически. Выпуская всё блоками и чёткими целенаправленными книгами, они превратили систему в нечто даже чрезмерно упорядоченное. Но и про нововведения забывать не стали. Если вся история началась в 2008 году, а в 2009 году вышли т.н. классы-гибриды, то в сентябре 2010 года, сразу после очередного Gen Con, «ВотК» выпустили новую линию продуктов, называемую Essentials (далее Эссеншиалз), которая, по их словам, должна сделать новый шаг вперёд в развитии системы.

Эссеншиалз в первую очередь создаётся для новичков этой прекрасной игры. Что неудивительно. К 2010 году начинать играть в D&D было довольно сложно, т.к. даже за два года авторы успели  опуликовать столько новой информации, что без опытного мастера справиться было сложновато. Изначально, всё, что нужно было новичкам (всей компании), это триада книг: Мастеру, Игрокам и Монстрятник. Но за два года вышли как минимум 3 книги игрока, 3 книги монстров и 2 книги мастера. И в отличие от третьей редакции, каждая из этих книг – это по-настоящему какое-то нововведение, что-то свежее, вносящее в игру огромный поток новых ощущений и идей, при этом, не нарушающее баланс, ставящее каждого в одинаковое положение.

Эссеншиалз продукция пошла тем же путём. Первое, что создатели запустили уже на Gen Con – это т.н. Red Box, представляющий из себя абсолютно всё, для того чтобы просто сесть и играть. Это такой своеобразный информационный минимум, чтобы не «заморачиваясь» сесть за стол и мгновенно войти в процесс игры, опробовав её без создания персонажа, без выбора из десятка возможных вариаций и строений. В комплект входит сценарий, карты, листы уже готовых простейших типичных персонажей и фишки из плотного картона, которые должны заменить на первое время миниатюры на поле боя. Что интересно, на самом Gen Con прямо на одной из площадок была организована игра в тот самый Red Box, в которой участвовали как  мэтры игры (из которых особо надо выделить не безызвестных писателей Эда Гринвуда и Роберта Сальваторе), так и случайно выбранные зрители. Полная запись их игры давно выложена в сеть. На записи видно, что, несмотря на линейность демонстрационного приключения, мэтры, а за ними и случайные участники, вытворяют до коликов в животе смешные, пафосные и драматично красивые моменты. Это лишний раз показывает, что не система строит игрока, а игрок украшает сам процесс.

Второе, что выпустили ВотК-и, это чуть более 300 страничный фолиант. Книга Rules Compedium, в которой не было ровным счётом ничего нового на тот момент для системы, но прекрасно написанные главы опять же предназначались для новичков. Потому что вся книга состоит из полнейшего собрания самых свежих и сбалансированных правил по «четвёрке» на данный момент. В одном флаконе уместили абсолютно все правила из всех уже выпущенных книг, снабдив для красочности их картинками, чтобы ленивый читатель не забросил книгу на половине. Книга начинает описывать историю всей игры, затем с примерами (словно «днд для дураков») самые базовые правила, затем как читать монстров и как можно проходить приключения, следом новые механики, навыки, окружение, бой, предметы, построение боёв, награды и даже помощь во влиянии природных условий на процесс игры. Это – всё, что нужно вообще знать о правилах игры, чтобы быть в ней как минимум далеко не новичком. Главы и информация расположены так, что вы никогда не потеряетесь в них и быстро сможете вернуться к нужному месту, если что-то забыли.

Третий Эссеншиалз продукт – это самая важная для игрока книга «Heroes of the fallen lands». В ней, в свою очередь, рассказывается всё о том, как игроку быстро и без головной боли можно создать себе персонажа, даже не прибегая к просьбе что-то рассказать мастера. Укомплектованная так же удобно, книга даёт много больше, чем классические книги информации о расах, их месте в мире, и то же самое о классах, их влиянии, как часто они встречаются и какими обычно они бывают. Если кто-то говорил о малой доле отыгрыша и ролевой составляющей в прежних книгах, теперь могут переосмыслить свои слова: в новых книгах через страницу идёт художественный, или близко к тому, текст, ставящий своей целью «зарядить» фантазию игрока на нужный лад. Создание и развитие персонажа описано поэтапно, по уровням: что ты получаешь в этот момент, что в другой. И всё расписано таким образом, что любой новичок поймёт. Конечно, не обошлось без серьёзных нововведений. Если расы немного подлатали и сделали чуть более гибкими, пригодными для создания самых разных персонажей, то классы перелатали чуть менее, чем полностью. В новых эссеншиалз классах, которых на конец 2010 года всего 8 штук, решили вернуть таблицы развития класса а-ля третья редакция. Т.е. если раньше всё развитие персонажа было завязано исключительно (опуская увеличение очков жизней, атак, защит и пр.) на появлении т.н. сил/талантов (powers), то эссеншиалз классы с каждым уровнем получают новые силы/таланты, ЛИБО новые классовые особенности, которые действуют пассивно и игрок не рискует забыть о них в самый ответственный момент. На первый взгляд способностей и особенностей у классов стало куда больше, но опять же они просто так толсто описаны. В действительности именно в эссеншиалз классы наконец-таки упростили до такого уровня, что тратить на их объяснение перед игрой нужно минимум времени. Даже класс мага, на которого летело больше всего шишек с выходом четвёртой редакции, в эссеншиалз приобрёл более «классический» вид, но не потерял в возможности выживать. Просто, быстро, со вкусом – вот что сделали ВотК-и в новом продукте

Оценивая в целом, D&D Essentials – качественный новый продукт, нацеленный всецело на популяризацию и доступность их маленького гиганта. Он нацелен на то, чтобы «подсадить» новичков на игру, попутно выпылесосив из их карманов те самые пресловутые «20 баксов за книгу». Но делают это Wizards of the Coast с опытом и знанием дела. Их продукт невероятно качественный. Но дорогой. Ещё из недостатков хочется выделить, что пока они готовили такой важный шаг как завлечение к себе новых игроков, про старых своих поклонников они временно забыли, хотя и выпустили в августе 2010 года свежайшее переиздание невероятного сеттинга DarkSun. Эссеншиалз книги прекрасно подойдут для новичков, но игрок бывалый найдёт там всё то же, но другими словами. Интерес могут представлять новые классы, но и из них большинство, на первый взгляд, кажется чуть ли не огрызками того, что уже есть. Добавим к этому формат книги, похожий больше на роман того же Сальваторе в мягкой обложке. На странице А4 можно распечатать 4 таких страницы, и ничего, читаться будет вполне нормально.

Вывод и мораль сей басни такова: люди делают деньги там, где собаку съели, да кости уже давно обглодали. Четвёртая редакция для них – новая собака, которой они кормят потребителя. И «пипл хавает», хотя  порой силами пиратов и сканов из Сети. С точки зрения настольного игроведчества, D&D важна как ролевой варгейм с миллионом разных элементов, зависящих от ведущего. Но самое важно, что если былые системы и редакции уже остановились в своём развитии, и будут продолжать загнивать в своём болоте пережитка прошлого, то «четвёрка» динамично развивается.  Каждую новую книгу всегда хочется хотя бы раз просто пролистнуть, а игроки, говорящие как один поначалу о схожести с онлайновой ролевой игрой, простоте, отсутствии отыгрыша, потом постепенно начинают говорить, почёсывая лбы, что, мол, система-то оказывается неплохая.

Но просто она такая и есть.

Игры:

автор

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 1)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
12 to “Dungeons & Dragons – Essentials: продукт нового поколения? (обзор)”
  1. Очень интересная статья! К сожалению, в свое время от D&D меня отпугнули неадекватные ГМы, которые персонажам первого уровня выдавали мечи 10d20 и т.п.) А не имели дело с ФФГшными DeathWatch, Rogue Trader, Dark Heresy?

  2. Сам никогда 4 редакцией не интересовался( наш ГМ обладает сильной подборкой по 3шке), но данная статья заинтересовала. Можно задуматься над покупкой именно эсеншиалс

  3. Взял пока стартер 2006 года по 3.5 редакции. Просто там были миньки ещё в комплекте. В новой Essentials только токены, поэтому и дешевле. Возьмем попозже

  4. Ох, нет, я последнюю партию отводил по фоллауту в 2002-м, а с днд еще раньше завязал. И как-то больше не тянет.

  5. Недостижимая моя мечта. хочу поиграть и точно знаю, что никогда не выделю этой игре нужное время. Разве что на пенсии, когда буду нах своим детям не нужен. =)

  6. 2MoriQuessir

    встречался со всей линейкой продукции от FFG и даже рад, что они набирают вес среди аудитории, но сам сеттинг мне не нравится. Про сами системы скажу, что это вполне себе point-based системы, не хуже World of Darkness или 7th sea. Алсо FFG выпускает некую настольную рпг по сказкам братьев Гримм (судя по их сайту), а также «странную» Anima — но о них отдельный разговор

    2xellir

    если вы и ваш ДМ ещё не использовали всё (или почти всё) по 3шке, то рано или поздно это всё равно случится. И 3ка будет как и 2ка — тонуть в море 100500 фановых наработок. Я уважаю обе редакции и не выступаю категорически за инновации, но таков мой прогноз.

    2Tinker

    очевидно вам также не повезло с Мастером)

    2Mazz_O

    я в этом октябре водил 30тилетних работающих дядек (олдфагов днд) после их работы по 2-3 часа 3 раза в неделю, специально чтобы познакомить их с 4кой. Ощущения остались хорошие. Желаю и Вам на эту игру время найти 😉 оно того стоит

  7. @furydante: С 4кой я в свое время ознакомился и осталось впечатление, что она заточена в основном на красивые сражения, а не на социалку...может я и ошибаюсь, но 3ку потому и используем до сих пор, что она как то более универсальна.

  8. @xellir: как и в любой системе там много (даже очень много) внимания уделено боевой составляющей. Но недостаток социалки чувствовался разве что в начале создания 4ки. Сейчас много сил, способностей и возможностей крутить целый кампании на заговорах и переговорах, что нередко описывается в официальных журналах Dungeon и Dragon. Просто в 4ку вставили много динамики и с первого взгляда может создаться подобное впечатление.

  9. А вот не подскажет кто, в блогах где-то упоминалось, что за новые ролевые системы особо без таблиц и без толстых мануалов? Чтобы реально ну ооочень ленивые люди смогли играть.

  10. Респект за статью, наконец-то стало понятно, что же такое Эссеншиалз и зачем оно понадобилось 🙂

  11. Bugzy, требую развернутый комментарий к статье!!

    Тема заповедная и очень интересная

  12. @Xneg: возможно для вас сойдёт и «словеска»? *rolleyes* думаю вам понравится любая «не толстая» point-based система, т.е. где нет уровней и классов, а персонажи создаются через «закупку» по очкам навыков. Самый простой пример: Fallout, Serenity и, возможно, Savage World

Прокомментировать




Subscribe without commenting