Главная страница » Настольные игры »

Domus et Animae — обзор ролевой системы

Оцени статью: 12345 (4,94 из 5, оценок - 16)
Загрузка...

dea-rolevaya-igra

Есть у меня один пробел в настольном кругозоре — я никогда не играл в ролевые игры. Я не беру в пример различные Descent`ы и Аркхэмы, хотя, по моему мнению, «Ужас Аркхэма» самая настоящая ролевая игра, если брать такой атрибут, как отыгрыш роли. Тут нужно ещё отметить — а что, собственно говоря, можно считать за ролевую игру? Опять же, нет строгого понятия, для кого-то Descent второй редакции образец лучшей ролёвки, а кто-то относится к ней как к заурядной тактике. Но если опираться на стереотипы, то для меня ролевая игра — это книжица с правилами как сгенерировать персонажа, кратким описанием мира вокруг и какими-то вводными данными для начала игры. Так вот, мне представился шанс сыграть именно в такую игру!

dea-rolevaya-igra-1

Ты сам выбираешь, по какой дорожке пойти и что можно приобрести и потерять...

«Domus et Animae» — игра от Black Gnome Studio, где, на первый взгляд, создание персонажа практически ничем не отличается от фактически любой ролёвки — вот тебе очки, вот тебе статы, пихай куда хочешь! Но лучше этого с кондачка не делать. Важнейшим условием для отыгрыша роли будет то, как ты вживешься в своего персонажа, а для этого крайне желательно знать историю и окружение того мира, где ты окажешься (а проработан сеттинг очень глубоко, уж будьте уверены) . Отличным решением будет создание так называемой «квенты», то есть биографии того, за кого ты будешь играть. Нужно понять, чем он дышит, к чему стремится, чего боится и ненавидит. Чем более подробно вы это себе представите и воплотите, тем интересней и правдоподобней будет партия, ибо за каждую поставленную цель ваш персонаж будет получать бонусы, которые помогут вам достичь этих целей. Но не всё так просто: чем лучше ваши способности в одних областях, тем сильнее будут так называемые «оковы», которые отражают какие-то слабости и страхи персонажа — и это тоже будет иметь сильнейшее влияние на сюжет. Кроме того, вы можете не только ВЫБРАТЬ из предложенных вариантов, но и СОЗДАТЬ какие-то особенности персонажа самому! Конечно, на первый раз это может показаться излишним, но после тестовых партий-двух с небольшими приключениями можно будет приступать к созданию персонажа со всей серьёзностью.

dea-rolevaya-igra-2

В Мире Домов есть место самым удивительным профессиям и созданиям. Это, например, мехатеург — человек, имеющий власть над механизмами и Вещами (одушевленными разумными предметами), и умеющий с ними разговаривать и договариваться.

В такую вот тестовую партию я и сыграл, причём сделано это было по скайпу, что не доставило ни малейшего неудобства. В самом деле, дети уложены спать, никто не мешает, поздний вечер — чем не время для хорошего приключения? Ведущий (нарратор, как они себя называют) спросил, в каком жанре я бы хотел сыграть, поинтересовался моими предпочтениями (а какие у меня предпочтения? Я ведь первый раз сел! Так что я чуток сплагиатил идею персонажа из «Ужаса Аркхэма»), и общими усилиями мы создали моего героя.

dea-rolevaya-igra-3

Примерно в таких декорациях мне довелось побывать. Арт завораживает...

На что пришлось обращать внимание при генерации? Во-первых, это место, где персонаж проживает. В моём случае это был захолустный северный городишко, примечательный лишь тем, что находился не очень далеко от мест, где сохранились древние механизмы и вещи (и Вещи), оставшиеся с незапамятных времён Исхода. Во-вторых, это профессия. В моём случае герой стал мехатеургом — человеком, имеющим дело преимущественно с механизмами и Вещами (Вещь — одушевлённый предмет, со своим характером и нравом). Ну и в-третьих, характер. Естественно, на него оказывают влияние всё вышеперечисленное — и то, что ты проводишь большую часть времени вдали от обитаемых мест, в каких-то развалинах, и то, что общаешься в основном с полуразумными Вещами и предметами, ну и профессиональная деформация накладывает свой отпечаток.

dea-rolevaya-igra-4

Вкратце создание персонажа таково: есть 3 сферы деятельности, которые тебе надо расставить по приоритетам — физическая, ментальная, социальная. В каждой сфере, как правило, 5 навыков — это стандарт, который можно самому (!) модифицировать. Навыки можно повышать, убирать и выдумывать новые в зависимости от того, какая сфера деятельности вам ближе всего. Например, вы выбрали основной сферой физическую, и у вас 5 навыков: 1.Владение оружием; 2. Атлетика; 3. Уклонение; 4. Бег; 5.Скрытность; так как это ваша prima сфера, то вы получаете 7 очков, которые можно вложить в любые навыки по вашему выбору. Для чего это нужно? Тут стоит затронуть механику игры. При каких-либо действиях или реакциях внутри игры бросается кость d20, и возможно 5 вариантов броска — Полный успех, Успех, Частичный успех, Неудача, Провал. Модификатор назначает ведущий, и игрок бросает кость. Результаты сравниваются, и объявляется результат. Каждое очко внутри навыка добавляет +4 к броску.

Поясню: вы, допустим, карманный воришка и пытаетесь на ходу подрезать кошелёк у богатого купца. Ваша скрытность 4, то есть к броску будет добавлено 16, а результатом успеха нарратор назначает 25 — высокая сложность, но и задуманное нелегко провернуть! Бросаете d20, и модифицируете бросок.

1) Если итоговое значение больше базовой величины на 10, то это Полный успех! То есть в игровых реалиях вы не просто ловко и незаметно режете кошелёк у него с пояса, а попутно ещё и шаритесь в кармане, где находите ключ от сундука, где он хранит ценные бумаги. Следовательно, можно за ним проследить, и, выяснив, где он живёт, нанести вечером визит в дом с целью поживиться содержимым сундучка. Видите, как от ваших решений меняется ситуация в игре?

2) Если бросок просто больше, то вам удаётся задуманное, не больше, но и не меньше.

3) Если бросок меньше сложности, но не более чем на 5, то ты получаешь Частичный успех — то есть ты либо срезал кошелёк, но тебя заметили и погнались за тобой, либо попытка не удалась, но можно попробовать снова.

4) Бросок меньше сложности не более чем на 10 — это Неудача, то есть задуманное не удалось, и купец вышел в такое место, где сложность воровства повышается, но вы таки можете испытать удачу ещё разок.

5) Даже если вы выкинули на костях разницу больше, чем на 10 не в вашу пользу, у вас всё равно есть выбор — либо вы получаете что-то крайне неприятное сейчас и сразу, либо позже, но в двойном объёме. Иногда ведущий решает это за вас, как того требуют обстоятельства. В нашем случае это может значить, что охранник купца вас заметил и дубинкой сломал вам запястье, но вы сумели убежать, или вы сумели бежать, но отложенное возмездие аукнулось вам завтра, когда вас совершенно случайно опознали на улице, схватили и приговорили к отрубанию руки. А соизмерять надо свои возможности! Вот если бы у вас был специальное плетение (термин из сеттинга игры для обозначения магических действий) для отвода глаз, это ещё больше повысило бы ваши шансы, пунктов на 10...

dea-rolevaya-igra-5

В мире Континента (единственный континент в Мире Домов так и называется — Континент) можно выбрать любое занятие. Даже не совсем законное. Или совсем незаконное...

Тут кроется ещё одна особенность игры — чем более сильные особенности вы себе придумываете, тем сильнее ваши пороки и слабости. Ну или наоборот, это кому как нравится позиционировать:) Например, за вышеупомянутое плетение у вас может быть такая запоминающаяся рожа, что с определённых местах города вам лучше не появляться — сразу схватят.

Но вернёмся к моему персонажу. Назвал я его Пит Старьёвщик (думаю, что знакомым с «Ужасом Аркхэма» не составляет труда опознать источник вдохновения), главной выбрал ментальную сферу, куда вложил 7 очков (изначально каждый навык стоит на первом уровне):

Образование — 3 уровень; Знание местности — 2 уровень; Наблюдательность — 3 уровень; Анализ — 2 уровень ; Медицина — 2 уровень. Объясню, почему сделал такой выбор. Пит шарится по разным кущерям в поисках ненайденых развалин, где можно добыть артефактные вещички, поэтому все показатели выше очень важны, особенно Наблюдательность. Второй сферой деятельности я выбрал физическую, куда вложил 5 очков:

Использование оружия: кинжал — 1 уровень; Мастерство уклонения — 1 уровень; Атлетика — 1 уровень; Скрытность — 4 уровень; Бег — 3 уровень. В течение партии пришлось признать, что чуток ошибся с распределением, и часть Скрытности нужно было перекинуть в Атлетику, но в целом вы поняли, что переть напрямую и искать проблем мой персонаж не собирался, а уж если куда-нибудь влип, то быстрые ноги — наше всё. Ну и последней была социальная сфера (3 очка) — зачем такому отшельнику большие навыки социальной жизни? Ведь у него есть любимые вещички... Итак:

Убеждение — 3 уровень; Запугивание — 3 уровень; Манипулирование — 1 уровень; Обаяние — 1 уровень. Изначально там был ещё Этикет, но я его вообще убрал — нафига Старьёвщику знание этикета? Чай не фрейлину отыгрываем при дворе короля. А если надо что-то у кого-то разузнать, то или Убеждение, или Запугивание наверняка сработает.

dea-rolevaya-igra-6

Примерно такие персонажи обитают на крайнем Севере.

Ещё у Пита была любимая Вещь — огниво, которое никогда не отказывалось работать, благодаря чему я всегда был обеспечен живым пламенем, что немаловажно в условиях севера, и спутник — старый ворон Хайген, который сопровождал Пита во всех мало-мальски значимых вылазках, и который заменял Старьёвщику друга. Хотя что значит заменял? Он и был ему настоящим другом, ведь байки о разумности этих птиц не всегда простые слова...

Так вот, история началась в таверне, куда Пит иногда заходил пропустить стаканчик-другой пива. Только развитая Наблюдательность позволила ему уловить сквозь привычный шум слова «развалины...вглубь болот...вызвали Братство...» За соседним столом сидели дровосеки и обсуждали не далее как вчера найденные в глуби болот развалины, до которых ещё никто не добрался! Правда, они послали за Братством...(Тут от нарратора был небольшой экскурс в историю и политику Континента, где Братство святого Эльма играет одну из первых скрипок. Подробнее обо всём этом можно узнать здесь, в блоге игры). Но Пит понял главное — у него есть небольшой запас по времени, пока не прибыли представители Братства, которые, конечно же, наложат лапу на сами развалины и их содержимое. Так что нужно скорее собираться и прошвырнуться по окрестностям.

Благодаря Знанию местности Пит довольно быстро отыскал то место, где дровосеки увидели шпиль, торчащий из земли. Несколько дольше заняло прощупывание почвы в поисках люка, но в конце концов Пит справился и с этим. Правда, время неумолимо шло, и  вскоре забеспокоившийся Хайген дал понять Старьёвщику, что люди Братства уже близко. Дав задание ворону наблюдать за обстановкой, Пит открыл чёртов (хм, есть ли в этом мире черти?) люк и нырнул вниз.

dea-rolevaya-igra-7

Изрядно поползав в узких штольнях, Пит очутился в шахте, ведущей прямо вниз, и подстраховавшись верёвкой, начал спуск. Тут впервые удача изменила Питу  - он сорвался, и страховка не помогла (выкинул на d20 единичку, а в этом случае кость бросается ещё раз и результат отнимается от модификатора). Пролетев несколько метров, я грохнулся на небольшую площадку, выступающую над шахтой. Полежав несколько минут и ощупав всего себя на предмет травм, заметил только ссадину на голове, и видимо, получил небольшое сотрясение. «Шикарно» — наверняка воскликнули бы вы, окажись на его месте — отделаться практически лёгким испугом, сорвавшись в незнакомом месте с ненадёжной лестницы? Да, бывает и такое. Наверное, это было послаблением ведущего, согласитесь, было бы нелепо закончить первую игру, толком не разобравшись в механике, но уже почувствовав вкус приключений. Естественно, с собой у меня оказался местный аналог аптечки, где нашлось место и бальзаму, помогающему при сотрясениях (ну и навык Медицины 2 тоже сыграл не последнюю роль. Думаю если бы я выкинул Полный успех, при этом не имея аптечки под рукой, то подлечиться можно было бы местным мхом. Но это так, отвлечённые рассуждения).

dea-rolevaya-igra-8

Обширные подземелья и разные нелюди прилагаются.

Отмечу, что всё это время любимое Огниво Пита было при нём, помогая ему в долгих блужданиях и служа отличным собеседником. Очень атмосферно всё было, и талант нарратора тому явно способствовал. Я ощущал и давящую тьму подземелья, куда не ступала ничья нога в течение весьма долгого времени, слышал звон капель, просачивающихся с поверхности сюда, всей кожей почувствовал тот ужасающий скрип, с которым насквозь проржавевшая лестница оторвалась от опоры...

Позже пришлось и пораскинуть мозгами, пытаясь запустить питание и открыть большие железные ворота (в моём воображении всё это было похоже на отрывок из Fallout), где я и нашёл первый лут — несколько ржавых деталей и непонятного назначения металлический куб, который нисколько не был повреждён временем. Далее я нашёл лифт и даже сумел его запустить! В самом низу шахты после недолгих поисков я нашёл главное сокровище — зал с непонятного назначения пультами, в центре которых было то, ради чего и стоит жить мехатеургам в общем и Старьёвщику Питу в частности — настоящие, действующие археотеки! (Археотеки — вещи непонятного назначения, сделанные ещё до Исхода). Правда, в этом помещении поселилась непонятная болотная тварь, проникшая сюда через небольшую промоину в потолке, и пришлось изрядно подумать, как избежать её назойливого внимания — со своим кинжалом вступать в близкий контакт не хотелось, наверняка она ядовита. В итоге я выяснил, что тварь боится света, раскидал несколько факелов, зажав её в углу, и спокойно принялся рассматривать находку, на которую у меня были большие планы.

dea-rolevaya-igra-9

Несколько архетипов из игры. Не знаю как вам, но воин-левша мне явно импонирует:)

Попытавшись раскурочить пластину, на которой было нечто, к чему со страшной силой потянуло мехатеурга (это нечто имело сферическую форму, было полупрозрачным и внутри тускло светились зелёные огоньки), я с огорчением понял, что на это мне не хватит времени — быстрее факелы прогорят. Должен же быть способ снять эту штуковину! И тут меня осенило — я достал из заплечного мешка тот куб, что нашёл ранее. И правда, он идеально входил в паз на пульте! Но...ничего не произошло. Вдруг я почувствовал, что Огниво на моей груди...нагревается? Достал своего верного друга и понял, что мне не показалось: Вещь действительно нагрелась и начала светиться. Мало того, сфера на пульте тоже начала слабо сиять! По какому-то наитию я поднёс Огниво к кубу — тот щёлкнул, раскрываясь и принимая Вещь внутрь; потом закрылся и тихо загудел, а сфера налилась ярким ровным светом и...ожила! Уже за этот момент любой мехатеург отдал бы правую руку не задумываясь. Да, я потерял верного друга (Вещь — уникальный, весьма редкий предмет, создание коего невозможно, и найти их весьма непросто), но взамен, я чувствую, я получу гооооораздо большее...

На этом моё Приключение закончилось, оставив мне много вопросов и задач на будущее. Интересно, как Пит будет выбираться оттуда, наверняка уже всё вокруг оцеплено братьями святого Эльма? Где он будет искать другие Вещи, ведь тут осталось ещё 8 таких штуковин? Наконец, для каких целей они служили, к чему эта шахта, стены которой как-будто опалены сильнейшим огнём, и как Старьёвщик может её использовать? Понятно, что это настоящий археотек — ей цены нет, но, возможно, это его шанс заглянуть во времена до Исхода? И кто знает, что ему даст это знание...

Вся партия заняла 2.5 часа, вместе с понятием базовых механик и экскурсами в сеттинг мира. Я прикоснулся лишь к очень маленькому кусочку, но то, что я увидел — мне понравилось.  Довольно быстро состряпанный персонаж оказался с собственным характером, и я успел проникнуться его настроением и мыслями. Теперь начинаю понимать, что чувствует настоящий актёр, вживаясь в роль. А ведь можно... Да всё что угодно там можно! Как говорится, вот свезло так свезло, первое знакомство с ролевой игрой — и так зацепило. Конечно, сравнивать адекватно я не могу с другими системами за отсутствием опыта игры в них, но то, что это не наспех грубо сшитая из кусков ролевая игра — тут я поручиться могу, достаточно заглянуть на сайт и убедиться в этом.

dea-rolevaya-igra-10

На данный момент, кроме самой системы «Domus et Animae»(корсет механики готов на 90%, и готовится книга-стартер, ориентировочные сроки выхода — апрель 2015 года), существует также графический квест и визуальная новелла в сеттинге игры — их можно найти по ссылке, что я оставил выше. Надеюсь, что энтузиазм ребят не оставит, и они доведут до логического завершения сей титанический труд. Ну а коль дело сладится и будет пользоваться популярностью, то за развитием такого мира не заржавеет!

dea-rolevaya-igra-11

Игры:

автор

Оцени статью: 12345 (4,94 из 5, оценок - 16)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
7 to “Domus et Animae — обзор ролевой системы”
  1. Спасибо за четырёхстопный ямб в начале статьи 🙂

  2. Отличная статья! Но я, если честно, не вижу ссылок на «графический квест и визуальная новелла в сеттинге игры»? В статье написано, что они где-то выше оставлены...

  3. 1,

    Спасибо! На них переход с сайта, на который я оставил ссылку:)

  4. Это еще и новинка? Сурово для знакомства с тру-РПГ.

  5. Оу, раз Leks так всё расписал, то игра действительно понравилась =) Когда следующая сессия намечается?

  6. Ksedih,

    Да по договорённости, как вечер свободный будет:)

  7. Leks,

    Жаль, кстати, что не можешь провести аналогий и параллелей с другими ролевыми системами. Чтоб выбор был, так сказать.

Прокомментировать




Subscribe without commenting