Главная страница » Настольные игры Обзоры »

Dominant Species. Жизнь замечательных зверей

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 1)
Загрузка...

В настоящее время мои бордгеймерские ожидания связаны: со штурмующим логово генокрадов космодесантом; мохноногими, остроухими и коренастыми друзьями Гэндальфа; крадущимися в ночи беспощадными ниндзя; гордыми сынами прерий из народов сиу; не менее гордыми носителями тартана и подобными достаточно традиционными и с разной степенью интенсивности избитыми темами. Однако есть одна игра, которая стоит в ряду особняком. Это Dominant Species (я бы перевел как «Господствующий вид», но готов рассмотреть варианты).

dominant species nastolnaya igra

Dominant Species выпущена компанией GMT Games, которая у настольщиков привычно ассоциируется с серьезными варгеймами. Видимо, ребята из GMT вознамерились сломать стереотип и начали в этом году с веселой — лемминги, возможно, с этим не согласятся — игрушки Leaping Lemmings. А закрепить успех решили еще одной настолкой про животных, повествующей о тяготах бытия в верхнем плейстоцене. Она создана дизайнером Чедом Дженсеном, который ранее занимался разработкой популярной серии военных игр Combat Commander.

Трудно сказать, по каким именно причинам Dominant Species привлекла мое внимание. Наверное, так сложились звезды. Кроме того, мне давно хотелось попробовать что-нибудь сурово-настольное на тему живой природы. На волне энтузиазма я познакомился с правилами, прочел несколько отзывов и дискуссий опробовавших новинку американских бордгеймеров и хочу предложить вам своего рода превью к этой игре.

Зачем играть

Игроки в DS контролируют один из классов животных: насекомые, паукообразные, земноводные, птицы, пресмыкающиеся и млекопитающие. До наступления очередного ледникового периода нужно сделать ваших комаров, жаб или страусов самым распространенным видом на Земле. Проще пареной репы.

Чем играть

Игровое поле в DS — из той категории, что способна вызвать снисходительную ухмылку у любителей красивых компонентов. Мол, наваяли тут любители гексов и картонных каунтеров. А деревянные конусы (хм…), цилиндры (?!) и ворох кубиков (да вы, должно быть, шутите!)? Сколько можно!

Признаюсь, с первого взгляда DS произвела на меня именно такое впечатление. Неровно дыша к красоте компонентов, я снисходительно ухмыльнулся и пронес ее мимо вишлиста. Не скажу точно, что заставило меня вернуться к разработке Чеда Дженсена, но после знакомства с игровым механизмом утилитарный стиль DS перестал вызывать у меня скепсис. Неброское поле, деревянные геометрические фигуры, шестиугольные тайлы местности в спокойных тонах, картонные маркеры элементов и два десятка скромно оформленных карт идеально улеглись в дизайнерскую задумку. Редкий для меня случай: я готов и хочу сыграть в игру, несмотря на то, что она выглядит, как собственный прототип.

Как играть

В распоряжении каждого игрока (и, соответственно, вида) есть определенное число конусов, цилиндров и кубиков соответствующего цвета. Цилиндры – это своего рода прорабы из Pillars of the Earth: с их помощью участники выбирают и помечают действия, которые будут разыгрывать в текущий ход. Кубики – представители данного вида, собственно живность, которая распространяется по полю. Конусы же нужны, чтобы отмечать, какой вид доминирует на отдельной территории. Чем меньше игроков, тем больше у каждого цилиндрических прорабов и кубических особей, и наоборот.

Каждый ход состоит из трех фаз: планирование, исполнение и восстановление.

Во время планирования игроки выбирают и отмечают с помощью цилиндров, что будут делать в свой ход. Тут вступает в силу фактор инициативы: у кого она выше – тот раньше ставит и, разумеется, раньше разыгрывает выбранное действие. Таким образом, в начале игры у насекомых, которые стоят первыми на треке инициативы, есть определенное преимущество, тогда как млекопитающие плетутся в хвосте колонны.

Далее наступает основная, самая насыщенная и длительная по времени игровая фаза. После того, как все обозначили и зафиксировали свои намерения, необходимо их реализовать. В распоряжении игрока значительный спектр игровых действий, о каждом из которых я скажу несколько слов.

  1. Инициатива. Допустим, вы руководите выводком гадюк и недовольны, что выбирать вам приходится предпоследним, и даже Петя со своими трясогузками вас обходит. За счет розыгрыша инициативы можно поправить положение на этом треке, передвинув себя вперед на одну позицию. Теперь уже Петя с воробьями будет глотать пыль от проносящегося мимо гадючьего эскадрона.
  2. Адаптация. Ваши кузнечики едят траву. С травой нынче напряженка. Что делать? Выход есть: можно приспособиться к непростым гастрономическим условиям  и научить своих парней, допустим, жрать личинок.
  3. Упадок. Расслабились и привыкли к разнообразному рациону? Отвыкайте. Личинки пошли противные и совершенно несъедобные. Придется переходить обратно на траву.
  4. Изобилие. Несмотря на то, что личинки вышли из моды, можно найти места, где они так же обильны и вкусны, как встарь.
  5. Опустошение. К сожалению, в тундре дела обстоят неважно: личинки гибнут, солнце уходит, вода исчезает. Выбрав это действие, можно спасти один из элементов, необходимый для жизнедеятельности.
  6. Истощение. Даже в плодородных и гостеприимных землях случаются перебои с питанием и благоприятными условиями. Можно напакостить соседским макакам, убрав один из элементов, который им помогает, а вам не приносит никакой пользы.
  7. Оледенение. Тундра расширяется и поглощает все новые земли. Можно разместить оледенелый тайл в лесах, пустыне или в болоте, испортив всю малину местным обитателям.  Очкоприносибельно.
  8. Размножение. Тут все ясно. Особи плодятся и размножаются. Для этого есть более и менее благоприятные условия: например, в тундре получается плохо, а в саванне — хорошо. Мотайте на ус.
  9. Скитания. Открываются новые земли, куда ломится утомленная однообразием живность. Кроме того, если земли удачно открыты вашими подопечными, можно заработать очки в видовую  копилку.
  10. Миграция. Если Лениным лягушкам не нравится соседство с Петиными трясогузками, она может двинуть свою зеленую гвардию на другую, уже открытую территорию в поисках более благоприятных условий обитания.
  11. Конкуренция. А вот Васиным паукам о-о-очень нравится соседство с Петиными трясогузками. Ведь ими можно так славно закусить.
  12. Доминирование. Теперь серьезно. Игроки получают очки в соответствии с тем, какое количество особей у них представлено на различных территориях. При ничьей побеждает вид, стоящий выше в пищевой цепочке. Затем тот, кто доминирует в регионе, выбирает и разыгрывает одну из открытых карт. Карты дают какой-либо бонус этому игроку и/или вредят остальным.

Тут необходимо подчеркнуть: доминирование и количественное превосходство над противником – не одно и то же. Доминируют в регионе особи, которые лучше приспособлены к обитанию в нем. Это не значит, что их больше, — это значит, что они могут найти себе подходящую еду и пребывают в оптимальных для себя климатических условиях. И это, собственно, ключевой момент в игре, ее краеугольный камень.

Стоит также отметить, что каждый вид имеет определенные, заложенные природой преимущества. Птицы, допустим, могут дальше мигрировать, а насекомые – обильнее размножаться.

Отмучившись, в фазу восстановления игроки приводят поле в необходимое для начала нового хода состояние, по обстоятельствам умирают или же обретают очковое счастье, если их вид больше остальных представлен в тяжелой для обитания тундре. И начинают сначала.

Заканчивается игра розыгрышем карты «Ледниковый период». Ход доводится до конца, и происходит финальный подсчет очков. У кого их больше – тот лучше руководил своими тараканами и победил. После чего всех дружно накрывают толстые пласты безжалостного льда.

Стоит ли играть

На мой взгляд, Dominant Species относится к играм высокой категории сложности и рассчитана на уже опытных, любящих поломать голову бордгеймеров. Как видно из беглого описания правил, выбор шагов, которые может предпринять участник, весьма обширен. Не все из них дают немедленный результат, но в долгосрочной перспективе, думаю, любое грамотное действие способно принести игроку немалую пользу. Умелое перераспределение особей, создание гибкой системы питания, расселение по неблагоприятным для соперников территориям, бережное отношение и контроль за нужными элементами, косвенный вред или прямое уничтожение конкурентов, наконец, борьба за карты доминации – все это оставляет игроку достаточно широкие рамки для маневров.

Я думал о том, что вариантов, возможно, даже слишком много, и на начальном этапе это наверняка серьезно затруднит участникам выбор. С другое стороны, это, мне кажется, должно дать DS широкий простор для реиграбельности. Попробовав одну стратегию, игрок в следующей партии может выбрать другой путь или комбинировать удачные решения, коих, по всей видимости, немало. Пожалуй, именно это привлекло меня в DS: я хочу попробовать и понять, как работает это, как – вот это и что получится, если сделать вот так.

Есть моменты, которые могут насторожить и даже оттолкнуть потенциального покупателя. В меньшей степени это внешний вид, в большей – цена и временной фактор. Dominant Species стоит 79 долларов на сайте издателя и 50.56 – на Boards&Bits. Это дорого. А после даже беглого взгляда на компоненты становится понятно, что платить тут придется в большей степени за костяк из механик, чем за художественные выкрутасы.

Заявленное разработчиками время партии составляет три часа.  Это долго. Игравшие в DS пишут о четырех и пяти часах, хотя и не исключают возможного сокращения временных затрат по мере освоения. Но ведь до этого еще нужно дотянуть, правда? Короче говоря, быстрой игрой Dominant Species тоже назвать нельзя.

Что мы имеем в сухом остатке? Если вы не любите скромно оформленные, дорогие, длинные и сложные игры – игра Чеда Дженсена не для вас. Если же вас привлекает насыщенный игровой механизм, тема и перспектива длительного напряженного соперничества, думаю, вам непременно стоит присмотреться к Dominant Species.

Я для себя выбор сделал. Dominant Species обязательно появится в моей коллекции в самое ближайшее время. Не знаю, приживется она на нашем столе или нет, но для меня эта игра внезапно стала самой ожидаемой настолкой года.

В заключение добавлю к заметке ссылку на видео-обзор Тома Вэсела, который появился на youtube на прошлой неделе. Том в Dominant Species уже поиграл и очень лестно о ней отозвался. «Думаю, игра, о которой я сегодня расскажу, будет не только одной из лучших в 2010 году – я считаю, она станет одной из лучших игр десятилетия». Так начинает свой рассказ Том. Посмотрите, ведь вполне вероятно, что у мастера видео-обзоров получилось рассказать об этой игре куда лучше, чем у меня.

Игры:

автор

Оцени статью: 12345 (5,00 из 5, оценок - 1)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
32 to “Dominant Species. Жизнь замечательных зверей”
  1. Вау, отлично, и ты здесь =)

  2. Если Лениным лягушкам

    Сперва подумал: «Причём тут Ленин»? =)

  3. Описание механики мне сильно напомнило настолку от Мартина Уолласа — Темпус. Только Темпус стоит 30 баксов и идёт 45-60 минут, при том, содержит чисто те же вкусности, да ещё и дизайн. Правда, вместо Area Majority там Area Control.

  4. В общем, отличный обзор — теперь на Настолкомании мне тоже интересно читать (а то тут, в основном, перемалываются те 30-40 игр, о которых уже всё давно сказано).

  5. Спасибо на добром слове.

    Tempus, признаться, как-то совсем прошел мимо меня. Погляжу, что за зверь.

  6. Да, судя по всему, очень интересная игра, но, я чувствую, что шансов сыграть в нее очень мало. Все из-за тех же сдерживающих факторов — цена, визуальное оформление, время на игру. Но буду надеяться, что это все же когда-нибудь случиться. Спасибо за обзор.

  7. @magnitt:

    С ценой и оформлением я как-то быстро смирился. Для меня самым критичным фактором было время. То есть, я люблю длинные игры, но понимаю, что это может стать мощным сдерживающим моментом. В итоге я с оптимизмом оценил возможности нашей игровой группы и решил, что трехчасовая партия нам вполне по силам.

    На BGG, кстати, для первых партий предлагают исключить из колоды несколько карт доминации. Таким образом, игра быстрее подойдет к финалу, ведь «Ледниковый период» выйдет раньше. Но тут возникает вопрос: какие карты выкидывать и как это скажется на балансе. Тем не менее, такой вариант хоумрула вполне имеет право на жизнь, я думаю.

  8. *прочитала и испугалась*

    Тёма, какой здоровский и интересный обзор.

    Я очень надеюсь, что это нам по силам... Ну в частности мне. Тебе, естественно, по силам 🙂 А когда в планах первая партия (учитывая покупку и прочее)? У меня ровно через месяц сессия...

  9. Спасибо. 🙂

    Ну если Boards&Bits оперативно укомплектуется всем, что я хочу сейчас взять, может быть, и успеем до твоей учебы. А не успеем — так ничего страшного, потерпим. Поиграем пока в суровом мужском кругу во что-нибудь покровавее. =)

  10. Я её точно брать не буду: время партии + цена. Я даже толком Империал разложить не могу, т.к. почти весь день займёт, не то что такого монстра. =( Жаль, конечно.

  11. @ZoRDoK:

    Мы под долгие игры стараемся выделять весь день. Чтобы спокойно начать и не гнать в связи с наступлением вечера. То есть, никогда в будни, никогда — если собираемся поздно. Ну и я всех заранее предупреждаю, что их ждет. 🙂

  12. Вообще, я решил для себя, что настолки продолжительностью 3-4 часа — это то, чему можно дать шанс. Конечно, это не игры на каждый уикэнд, потому что они и физически, и психологически изматывают. А вот то, что превышает эту отметку, — уже несколько за гранью добра и зла. Допустим, я страстно хочу масштабную игру про космос (не ту, конечно, о которой все подумали =)) в духе Master of Orion, но с чистой совестью выкинул из головы и вишлиста Twilight Imperium в силу совершенно непомерной длительности.

    В этом отношении Dominant Species, так сказать, прошла тайм-контроль, хотя и не без труда.

  13. @Jasly: мне почему-то так и представилось, как «гильотину» перенесли в реал ))) было бы весьма кровавенько...

  14. Спасибо за обзор. Действительно за последнее время подобная игра в обзоре — нечто особенное, бриллиант среди изумрудов =)

    Хоть лично играть в это никогда не получится и как то не тянет. Просто я немного не хочу себе выносить мозг...не дорос =)

  15. Меня тоже заинтересовала игрушка.

    Но:

    1) GMT недешево продает свои игры, при этом не вкладывая в оформление. Этот подход ИМХО устарел и по возможности я не буду поддерживать их в этом своим долларом. Хватит с них и СС:А, TS в моей коллекции (не удержался — уж очень они мне нравятся).

    2) При столь длинном времени партии игра должна «зацепить» серьезно ибо на чаше весов самое драгоценное 🙂 — свободное время.

    В итоге обратил внимание на Темпус 🙂 и хочу теперь в него сыграть.

  16. @smilek:

    1) Думаю, в данном случае прямая связь с изначальной ориентацией на варгеймерскую аудиторию, требовательную к проработанности механики и непривередливую в отношении внешнего вида (не хочу обидеть варгеймеров, просто облик многих игр данного типа наталкивает именно на такие выводы). Или не смогли, или не захотели перестроиться, а ведь Dominant Species – игра, явно способная охватить более широкий контингент.

    С другой стороны, те же Leaping Lemmings выглядят хоть и скромно, но все же достаточно симпатично. То есть, могут, в принципе-то.

  17. @Mazz_O:

    Мой мозг уже вынесен этой игрой. Поздно пить боржоми. 🙂

  18. Спасибо за обзор — по описанию игра понравилась.

    Большие игры это совершенно отдельная тема )

    Мы собираемся в Клубе по субботам — успеваем сыграть в большую игру и пару филлеров.

    По будням играем в большие игры только в проверенной компании. В итоге если поддерживать темп игры, то в Twilight Imperium на 4-ых играем за 3 часа, РанеВорс за 2-3 часа. И удовольствие от игры с опытными игроками в несколько раз выше, чем с новичками.

    Так что «большая игра» — это не приговор, а только повод найти подходящую компанию )

  19. to Jasly:

    Да, все верно, но кроме как долларом издателей не научить менять подход :). Мне нравятся тематические варгеймы 🙂 — другого способа мотивировать издателей, кроме как спросом не вижу :(.

    Кстати, посмотрите на TTA Хватила — атмосферно, в то же время просто и со вкусом, а уж механика проработана отлично (впрочем, я неравнодушен к ТТА, так что это фановская ремарка).

    To Ser Vershitel:

    Я не против длинных игр — я против длинных игр, которые не «цепляют». Мне, например, не всякая длинная игра подарит такие эмоции, что вздохнув скажешь: вау, саксофон...

  20. @Smilek:

    Я на TTA смотрел, но меня, на самом деле, не очень привлекают игры «цивилизационного» типа. Признаюсь, никогда не был большим любителем «Цивилизации». 🙂 Мне у Хватила больше Dungeon Lords импонирует, хотя не могу сказать, что как-то сильно стремлюсь ее приобрести.

    Я не против длинных игр – я против длинных игр, которые не «цепляют».

    Справедливо. У меня, например, очень быстро улетучился интерес к «Ужасу Аркхэма». Причем нельзя сказать, что виной тому стало время партии. Просто как-то раз — и обрубило.

  21. Игровой процесс и тематика выглядят очень интересно, но оформление (за исключением обложки)... я все же еще надеюсь что это таки прототип, а игра все-таки выйдет с более интересным артом.

    Но понятно, что для тру-гиков главное механики и все такое. Видимо я еще не тру. =)

  22. @snowbody:

    К сожалению, она уже вышла именно в таком виде. Поэтому разве что FFG выкупит права и будет переиздавать с шикарным оформлением. 🙂

  23. @Jasly: Очень жаль. Шикарного оформления никто и не просит, но одноцветные картонные гексы для 2010 года выглядят как-то очень уныло. ИМХО.

  24. @snowbody:

    Согласен.

  25. Зато на втором месте по обсуждаемости на БГГ

    Интересно, с чем это связано?

  26. @ZoRDoK:

    Думаю, это как раз тот случай, когда конфета слишком вкусна, и обертка мало кого волнует. Кроме того, некоторые даже считают ее удачной. Я, например, вот что вычитал в одном из последних обзоров:

    The graphics on the game are, in a word, fabulous. Although they are relatively plain in appearance, this is a triumph of form and function. At a glance, it is simple to distinguish the various terrain types from one another, and it gives the game élan.

    Ну и в выводах: beautiful elegant graphics и top quality components.

    Я склонен с этим согласиться в том смысле, что ничего лишнего в оформлении действительно нет. Другое дело, что можно было добавить что-то такое, что не мешало бы процессу, но придало бы игре визуальный шарм.

  27. Хотя на это сразу последовал ответ.

    Am I the only one thinking that this game looks print & play?

    🙂

  28. @ZoRDoK: Думаю причина как раз в неоднозначности. Обычно когда все ясно, то обсуждать то и не чего.

  29. заглядывался на нее в эссене. и на леммингов тоже. не хватило ни места в багаже, ни денег.

  30. @taran:

    Я жду, когда подвезут в B&B. Обещали к концу недели пополнить склад, буду заказывать.

  31. Давно уже заинтересовался, нравится механика и обилие вариантов действий, но пока покупать не готов, да и великовата все же цена.

    В принципе, я готов платить по 80-100 уе за настолку, но при этом я ожидаю чего-то выдающегося.

  32. Классная игра, отличный обзор! Жаль, поздно заинтересовался(

Прокомментировать




Subscribe without commenting