Главная страница » Настольные игры »

Деноминация – 2012

Оцени статью: 12345 (Ещё нет оценок)
Загрузка...

Каждый год абсолютно в любом виде деятельности подводятся итоги за прошедший год. Одни устраивают пафосные мероприятия с вручением продукции литейных мастерских, другие проводят несложные опросы с вывешиванием результатов голосования на символической доске почёта, третьи просто скидываются на хороший кабак и высказывают друг другу тёплые слова по принципу «кукушка хвалит петуха», со скатыванием всего этого мероприятия к самому обычному «Ты меня уважаешь?». В настольном мире относительно немногочисленные ресурсы также подводят итоги уходящего года по номинациям, причём номинации очень часто не просто пересекаются, а даже звучат одинаково. В индустрии, к которой мы имеем какое-никакое отношение, уже сформировались определенные категории игр, и мы не прочь высказать своё мнение в любом голосовании, лишь бы только нам дали понажимать на кнопочки на экране. Правда, при оглашении результатов некоторые всё равно найдут повод обвинить ближнего своего в «чуровщине». Тем не менее, занятие это интересное, только вот с годами, как я уже отметил, номинации становятся всё более предсказуемыми. И касается это не только настольных игр. Некоторые товарищи не хотят мириться с этим однообразием и начинают креативить нечто, отличающееся от вполне традиционного. Вследствие этого и возникают всевозможные шнобелевки и серебряные калоши.

Предлагаю на ваш суд некоторые номинации, пришедшие мне в голову. Это ни в коем случае не протест, не стёб и не ирония, несмотря на названия номинаций. Всё довольно-таки серьёзно. Так что считайте это любительским баловством бездельничающего дауншифтера. Просто сегодня я рассмотрю игры не с точки зрения геймплея, а как игры, выделяющиеся среди бесконечного множества себе подобных. Среди моих номинантов есть игры как прошедшего года, так и проверенные временем творения. Так что, если в мой список не попадает новинка, то, по моему мнению, «старички» просто бьют новых претендентов по всем статьям и удерживают вершину номинации, не предоставляя ни малейшего шанса другим.

Почти все номинации я построил попарно, так как по сути они являются антиподами. А начну с того, с чего начинается любая настольная игра – с коробки.

1. «Кто на свете всех милее» — самая красивая, оригинальная коробка с точки зрения экстерьера. И сразу же мне очень сложно выбрать номинанта. Понятно ведь, что никто не клюнет на некрасивую упаковку. Издатели и художники изо всех сил стараются создать нечто, выделяющееся своей красотой и необычностью. Мне не очень нравятся перенавороченные картинки на «фасаде» игры. Мне милее что-нибудь несложное, но яркое. Или оригинальное, вроде Quarriors! Откровений в этом году я не припомню, а из новинок этого года лично для меня, пожалуй, чуть-чуть выделяется из всего увиденного в этом году маленькая коробочка Castle Panic The Wizard’s Tower. Вроде бы простенько, но довольно мило. Никаких фэнтезийных грудастых эльфиек или брутальных роботоподобных мачо. Просто дракончик и волшебник. Неожиданно приятная коробочка.

2. «Морда кирпичом» — противоположность предыдущей номинации. В семье, как говорится, не без урода. Кому-то законы рынка совсем по барабану, и мы можем лицезреть на полках магазинов ничем не прикрытые ужасы игродизайна. К счастью, я не могу за последний год вспомнить ничего подобного, да и старые «шедевры» уже подзабылись.

Итак, открываем коробку и тут же в голове возникают мысли, трансформирующиеся в следующие номинации.

3. «Продавец воздуха» — самая пустая коробка с игрой. Вот здесь воистину есть, где разгуляться воспоминаниям! Мафия леммингов, Зельеварение.Практикум и King’s Bounty с переменным успехом противостоят продукции FFG. У этого издателя один только Lord of the Rings: The Card Game чего стоит! Так что здесь, по совокупности, я бы присудил «золото» не игре, а производителю – Fantasy Flight Games.

4. «Безвоздушное пространство» — самая забитая коробка. А вот здесь выбор невелик. Жестяная коробочка Onirim от Pegasus Spiele да маленькие коробочки Air King, Food Chain, Central Market латвийского издателя Brain Games. Но мой безоговорочный номинант – Rory’s Cubes Stories, пусть даже эта  игра не входит в число новинок прошедшего года, да и настольной игрой эти кубики можно назвать с натяжкой. Из больших коробок — вроде бы Битва Самураев от Звезды – сверхзабитая коробка, но я эту игру не вскрывал, потому ничего о заполнении этой коробки сказать не могу. К примеру, «вздутая» коробка Dungeon Twister: Prison на поверку оказывается не безвоздушной. Так что победитель – однозначно «кубики».

Теперь переходим к содержимому коробки, а именно – к компонентам. Красоту компонентов оценивать не буду – такие номинации есть и без моей фантазии. Оценю немного по-другому.

5. «MeeplePeople» — больше всего компонентов. Думаю, здесь безоговорочным победителем может быть любой варгейм. Но вот только я не любитель таких игр, и потому отдаю номинацию ещё одному «старичку» — Le Havre. До сих пор вспоминаю выдавливание 444-х жетонов. А ведь там есть ещё куча карт! Карточные Доминион и Громовой Камень стоят в сторонке. Можно было бы отдать номинацию и Ужасу Аркхэма с его кучей дополнений, но это была бы не совсем чистая победа, ведь далеко не все его компоненты оказываются на столе во время игры. Так что мой номинант — Le Havre.

6. «Ты, да я, да мы с тобой» — меньше всего компонентов. Ох и сложно же вспомнить! Это ведь должен быть настоящий шедевр минимализма. Даже обычная колода 36 карт – это более чем прилично для такой номинации. И 22 шестиугольника Hive – тоже много. Можно вспомнить ещё всевозможные игры и головоломки от Bondibon и Gigamic. Но даже эти кубики-шарики – это больше, чем мой выбор – девять кубиков  всё того же Rory’s Cubes Stories. Браво!

Рассмотрев компоненты, можно делать очередной шаг непосредственно к процессу игры. С чего начинается игра? Нет, не с сетапа. С правил игры!

7. «Кто писал – не знаю, я, дурак, читаю» – самые непонятно написанные правила. Отбросим все наши предрассудки относительно многостраничных правил-гроссбухов мелким шрифтом. Этим уже мало кого удивишь. Также не удивишь никого кривыми, непонятными правилами, прыгающими с пятого на десятое. Удивительно другое: как можно, исправляя ошибки в предыдущей редакции правил, накосячить (простите за мой клатчский) в новой редакции правил даже там, где раньше не было ошибок? Мой номинант – локализация «Ужас Аркхэма».

8. «Букварь года» – самые понятные правила. Отрадно, что таких игр много. Но всем им чего-то не хватает до идеала. Elder Sign, Freitag-Пятница, Весёлая ферма. Вот только то первое, на что пришло в голову. А постепенное введение в правила, как в Dungeon Twister? Прекрасный пример для подражания. Вроде бы Андор имеет аналогичное написание, но я эту игру пока не видел. Кстати, в том же Dungeon Twister: Prison правила можно изучать по шикарным примерам, что значительно упрощает освоение. И не менее важно, чтобы правила быстро вспоминались после относительно продолжительной неигры. Именно по этой причине я отдаю «золото» Камисадо. Правила проще некуда, и это для очень и очень глубокой игры.

Немного отвлечёмся от коробки и её содержимого. Обратим наше внимание на то, сколько игроков может участвовать в игре.

9. «Мультиплеер года» — самое большое число игроков. Здесь всё просто – это любая мафиеподобная игра. Я хотел купить «Сопротивление. The Resistance», но увидел требование к числу игроков – от 5 (!) до 10. Для меня это перебор. Даже Formula D может постоять в сторонке. Есть ли другие претенденты? Чистая победа.

10. «Сольник года» — игра только для одного игрока. Здесь тоже несложно. Игры от Victory Point Games – не моё, хотя у них есть целая линейка игр для одного игрока. А вот Freitag-Пятница — идеальный победитель. Здесь нет даже теоретической возможности сыграть вдвоём. Да что там теория! Даже включив фантазию, чтобы хоть каким-нибудь боком привлечь второго игрока, результат придумок вряд ли будет положительным. Чистейшее «соло»!

Ну ладно, пора уже начинать играть. «Кого-то вы мне напоминаете, тётя?» Любая игра похожа на какую-нибудь другую. Вся разница только в степени похожести. Потому, посмотрим на игры с такой точки зрения.

11. «Ты жива ещё, моя старушка?» — самая старая используемая механика в новой игре. Механику Монополии уже давно никто из уважающих себя геймдизайнеров не использует, но тем не менее, опять есть где разгуляться воспоминаниям! Нарпример, King’s Bounty – «карту сыграл, карту взял», Tzolk’in – старый добрый миплплейсмент. Это только первое, что пришло на ум. Но на  этом и остановимся, ибо всех затмила увиденная мной игра Magnetis а-ля Гремучие Джунгли. Стопроцентный победитель!

12. «Чудо-юдо года» — «такого мы ещё не видели!» На картинках с последнего Эссена можно было увидеть кое-что интересное, ранее невиданное. Вот только из дошедшего до издания и однозначно запомнившегося всплывает только всё тот же Tzolk’in. Единоличное «золото»!

А теперь перейдём к процессу игры. Что мы ждём от игры в части затрат времени? Попроще-побыстрее – филлер, подольше — варгейм или эпик на большой карте. Но не всегда наши ожидания оправдываются.

13. «Самый долгий филлер»Я хочу отдать хоть одну номинацию Elder Sign, уж очень мне игра понравилась. Пусть это будет номинация «Самый долгий филлер», хотя филлер ли Elder Sign, или не филлер – большой вопрос.

14. «Самый быстрый эпик» — самые короткие партии в «записную» эпическую игру. И это будет не King’s Bounty! Настольный King’s Bounty – это чистой воды филлер. А вот самый быстрый эпик, на мой взгляд – Цивилизация Сида Майера, и будет таковым, наверное, ещё долго. Это действительно короче, чем хотелось бы.

Одна игра может быть долгой, другая – короткой. Следующие номинации тоже будут посвящены времени игры, только немного с другой точки зрения.

15. «Бессонница года» — самые долгие посиделки за одной игрой, бесконечное число партий за полночь в одну игру. Для меня это – сольный At the Gate of Loyang. Немного не дотягивает до него Castle Panic в кругу семьи. Можно было бы и разделить «премиальные», но всё же отдам «золото» At the Gate of Loyang, пусть даже этой игре уже четыре года.

16. «Снотворное года» — самая нудная, зевототворная игра. В этом году такое вспомнить не могу. Видимо, подход к приобретению игр стал у меня более осознанным. Впрочем, как и выбор игры для времяпрепровождения.

И чтобы закончить временнýю тему, ещё пара номинаций.

17. «Стабильность года» — самая частораскладываемая игра. Пожалуй, для моего игрового окружения в этом году это будет Castle Panic. Даже мои обожаемые сольники не так часто задерживались на столе, как на нём появлялись «монстрики». Этим летом Паника затмила даже классические Зельеварение и Каркассон. Простота правил, быстрый сетап и довольно разнообразные кооперативные партии делают своё дело.

18. «Ни разу за год» — ни разу не доигранная партия. Как и со «Снотворным», в этом году сия участь обошла меня стороной, хотя предпосылки были. Тем не менее, я всегда дожидался конца партии. Без номинантов.

Итак, играем вот мы и играем. А какая атмосфера за столом? Чем заканчивается игра? По этому поводу — ещё пара номинаций.

19. «Люби меня, как я тебя» — самая миролюбивая игра. Все за столом улыбаются друг другу, никаких подлянок и подстав (опять простите за мой клатчский). Уж извините, такой идиллии у нас за столом не бывает, даже при кооперативе. Даже Пандемия с её отсутствием конкурентной борьбы не тянет на эту номинацию — атмосфера не та. Без номинантов.

20. «К барьеру!» — самая конфликтная игра. Сразу вспомнился Плоский мир. В начале года партии были жутко конфликтными, правда, сейчас уже не так жёстко. Тем не менее, номинация уходит в Анк-Морпорк. Раньше отдал бы премию Ticket to Ride: Nordic Countries, но теперь это – Анк-Морпорк. Плоский мир.

На этом закончим с «процедурными» номинациями. Теперь хочется вспомнить о своих ожиданиях на этот год, а также повспоминать свалившиеся неожиданные новости.

21. «Видишь суслика?» — «Нет» — «А он есть!» — номинация для игры, которая вроде как бы есть, но её или никто не видел, или… ну, в общем, вы всё поняли. В прошлом году можно было бы смело отдавать эту номинацию практически любой локализации от Мира Хобби. Но сегодня, на мой взгляд, безоговорочный победитель – Рутения. Её даже видели на Эссене, даже кто-то приобрёл экземпляры из ограниченного тиража, но… её как бы и нет. Идеальный номинант! «Золотой суслик» достаётся Рутении. Надеюсь, авторы игры поняли меня правильно и улыбнулись. «Народ устал ждать!»

22. «Нежданчик года» — самый неожиданный выход игры. И опять вспоминается Мир Хобби с его локализациями. Приятных неожиданностей в этом году от этого издателя было предостаточно. Но всех затмила не локализация, а сверхскорый выход King’s Bounty. Вот уж действительно неожиданность. Настоящий «нежданчик»!

Ну и под конец ещё две номинации, почти не связанные между собой.

23. «Девайс года» — самый используемый сопутствующий аксессуар. Для меня в этом году номинантами стали старый добрый стакан из Stone Age и картодержатели от Memoir’44. В прошлом году отдал бы номинацию шаффлеру, но в этом году мы его почти и не использовали. Кстати, этой осенью я наконец- то купил аркхэмовские кубики, однако руки до Ужаса Аркхэма пока так и не дошли. Так что – стакан и картодержатели – мои девайсы этого года.

24. «Убивец года» — главный «враг» настолок. Надеюсь, тут тоже все поймут меня правильно и не будут сильно кидаться камнями, однако победитель — самый обычный планшетник. Как показал завершающийся год, перевод настолок на планшеты – это динамично развивающийся тренд. Пока мало какой «перевод» может похвастаться хорошей графикой и адекватным интеллектом. Мне это больше напоминает игры времён «Спектрума» или IBM-286, разве что в цвете. Но динамика есть. И это имеет право на жизнь. Тем не менее, ничто не заменит картонное поле, деревянные миплы, пластиковые миниатюры и живое общение. А пока просто улыбнитесь этой номинации и попробуйте подобрать своих претендентов для описанных выше номинаций.

 

Ваш деноминатор,

_ГрАнд_ aka Андрей

 

P.S. А ещё я отдал бы приз за «Самые большие кубики» — Seasons. Ну и ещё я не стал рассматривать «Самый долгий сетап» — я стараюсь таких игр избегать, так как меня утомляет стартовая расстановка даже Ужаса Аркхэма и Gears of War.

Да, и простите, что без картинок. Номинации сами понимаете какие 🙂

_GrAnd_ автор

Оцени статью: 12345 (Ещё нет оценок)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
5 to “Деноминация – 2012”
  1. Андерей, с Новым Годом!

    Про Seasons, я б ещё её поставил в «самая красивая игра года».

  2. Vladimir,

    И вас с Катей с Новым годом! 🙂

    По поводу красивой игры — тогда пришлось бы искать самую некрасивую, а на это я пойти не могу. 🙂

  3. А Эклипсе почти 1000 компонентов на столе. С дополнением 1300++.

  4. а картинки где? 🙂

  5. 3e6p,

    Да что-то как-то напрягло за два дня до НГ три десятка картинок цеплять. 🙂

Прокомментировать




Subscribe without commenting