Главная страница » Варгеймы Настольные игры Обзоры »

Command & Colors: Napoleonics — наполеоника по-борговски

Оцени статью: 12345 (4,95 из 5, оценок - 22)
Загрузка...

C&C Napoleonic

Давно хотел написать о Commands and Colors: Napoleonics, но все оттягивал, хотелось как можно полнее описать свои впечатления, а для этого требуется не одна и даже не десять партий. Тем более не хотелось ограничиваться только на базе – все же полный обзор со всеми дополнениями будет куда более полезным, чем обычное пережевывание человека поклеившего блоки и сыгравшего в первый сценарий, аж два раза, от чего воспылавший неведомой силой великого обзорщика. Так что теперь уже после нескольких месяцев игры, когда за плечами, наверное, сотня партий можно рассказать «о чем эта наполеоника по-борговски».

К моменту покупки «Наполеоники» я уже был знаком с некоторыми играми Борга. В первую очередь со «звездовскими» «Битвами самураев». Они оставили после себя вполне благожелательное впечатление, так как очень тонко подобранные механики в простой форме разворачивают японскую специфику, превратив «самураев» из просто «абстрактной игры в солдатиков» в «абстрактное сражение самураев». Также я попробовал второе издание Battlelore, которое мне показалось загубленным невнятным и скупым «турнирным» изданием. Конечно, любители у таких игр без сомнения найдутся, но как-то без меня. Правда после выхода «книги кампаний» и нескольких дополнений, вполне реально будет открыть эту игру по-новому. Но пока все это пусть будет от меня подальше.

C&C Napoleonic14

Поэтому не сказать что я такой уж большой фанат борговской системы. Тем более на данный момент у меня за плечами очень пало партий в «Античность» — игры, с которой многие сравнивают «Наполеонику». Но я собираюсь наверстать упущенное, и вполне возможно вскоре вы увидите обзор и про нее, хотя сомневаюсь, что он хотя бы кому-то нужен после почти десяти лет после выпуска.

В покупке «Наполеоники» немного укоряло то, что я практически ничего на тот момент не знал об этой эпохе, кроме разве что самых основных школьных сведений, но с другой стороны я давно хотел попробовать какую-нибудь игру по наполеоновским войнам, что послужит мне дополнительным подспорьем в их изучении. Естественно купил игру я сразу со всеми допами. Ведь какой смысл иметь только французов и англичан? Лучше уж всех и сразу, тем более практически все коалиционные войны находятся именно в дополнениях со второго по четвертый. Все же Пиренейские войны, что находятся в базе – важный, но второстепенный аспект эпохи.

C&C Napoleonic25

После распаковки большой коробки из твердого картона мне пришлось столкнуться с первой проблемой, ну или наоборот бонусом, это как посмотреть – поклейкой более чем 300 деревянных блоков. Мне дело пришлось по вкусу, это такое медитативное занятие, что просто засасывает и не отпускает. Это как резать уголки у каунтеров, только по гейски. На волне энтузиазма я поклеил блоки сразу и у всех дополнений. Конечно, многих может отпугнуть это занятие, занимающее часа 3 или даже больше, но я вот остался от него в полном восторге.

C&C Napoleonic15

Прочитав несколько обзоров, я узнал, что в некоторых партиях был брак с неровной вырубкой наклеек, но в моем экземпляре все обошлось. Несколько озадачили только запасные блоки и наклейки, во-первых, наклейки не соотносятся с количеством блоков, их гораздо больше, а во-вторых, встает вопрос с хранением этих дополнительных наклеек. Зачем мне пачки листов в коробке с парой наклеек на каждом? Поэтому я приклеил все «запаски» на блоки, а оставшиеся собрал на один листик и засунул поглубже в коробку, хотя и там периодически отклеивающийся наклейка мешает. Все «запасные» блоки я же убрал в ящик с всякими запчастями, в коробке и так мало места.

C&C Napoleonic7

Хотя конечно дополнительные блоки и наклейки понять можно – некоторые блоки могут быть с браком, а наклейки неаккуратно приклеиться. Но мне сразу приходит на ум аналогия с миниатюрами, которые в данном случае блоки заменяют, я вот не помню ни одной игры, где бы были вложены «запасные» миниатюры. Хотя такую заботу об игроке можно только поприветствовать.

C&C Napoleonic16

После вскрытия коробка была упакована просто чудесно – сверху правила и памятки, под ними поле, под полем и картонной прокладкой лежали в одном большом зиплоке все блоки. Но вот после того как блоки были обклеены и расфасованы по пакетам, гексы выдавлены, карты обернуты протекторами, все это входить в базовую коробку стало с большим трудом. Приходилось и количество пакетов уменьшать, объединяя разные виды войск в один и утрамбовывать их в стройные ряды. После этого в базовую коробку все лезет, но все же мысль об органайзере меня не покидает. Конечно, возможно в одном британском магазине купить специальный органайзер под «Наполеонику», но стоить он там будет 25 фунтов, что все же несколько жирно для такой вещи. Поэтому пока мои блоки ютятся в скромных зиплоках. С дополнениями я поступил проще, расфасовав блоки в два пакета. В большой пакет новую нацию, в малый новые юниты французов.

C&C Napoleonic1

Но не все так гладко в жизни блоков. В третьей «австрийской» коробке блоки были очень печальны. То ли мне попался такой экземпляр, то ли вся партия с браком, но треть белых блоков вышла какой-то перекошенной. Нет, грани с наклейками у них ровные, но вот сама их форма дрейфует от аккуратного квадрата ближе к ромбу, и из-за этого не возникает стройных рядов солдатиков. Эта проблема особенно чувствуется в малых «пехотных» блоках.

C&C Napoleonic10

Хотя надо сказать и среди «русского» допа мне попался уж совсем страшный собратец.

C&C Napoleonic8

Но вот английские, французские, испанские и португальские, да и подавляющая часть русских практически идеальны в своих формах.

C&C Napoleonic9

Немного о комплектации – мне она показалось несколько излишней и не совсем продуманной. Это, прежде всего в области памяток, их слишком много и некоторые просто никогда не используются. Ну, вот зачем мне кроме аккуратной таблицы войск, где все понятно с первого взгляда еще большая таблица с разворотом, где все то же самое разжевывается на пальцах, и тем более в четырех экземплярах? Она просто неудобна. Или вот зачем таблицу местности делать с разворотом, на котором указывать все имеющиеся карты? Это делает ее излишне громоздкой, тем более еще с полностью чистой четвертой страницей.

C&C Napoleonic4

Многие упрекают излишнюю «блеклость» карт и поэтому создают фантастические по своей бездарности и обжигающие яркостью образцы, но мне кажется, что именно такой дизайн карт очень хорошо подходит игре. Не очень яркий и «игрушечный» как в Memoir’44, но и не полностью убитый как в «Самураях». Данный дизайн идеально сбалансирован для игры, с вполне ясно видной информацией и при этом в стилистике эпохи.

C&C Napoleonic17

Гексы местности конечно несколько схематичны и явно навеяны «Древностью», но не скажу, что они портят игру. Другое дело – толщина накладных гексов в базе несколько больше, нежели в первом допе. Не знаю с чем это связанно, вполне возможно с тем, что у меня второе издание базы и к нему толщину гексов решили увеличить. Так вот картон в «испанской» коробке слишком тонок, и гораздо приятнее держать более плотные гексты местности и победных флагов из базы.

C&C Napoleonic6

Еще про одно забавное отличие базы. Цвет синих «фаранцузских» блоков в ней отличается от их цвета в допе в сторону блеклости. Из-за этого если приглядеться на поле всегда можно определить, какие блоки, откуда вылезли. И надо сказать сочный цвет блоков в допе мне нравится больше.

C&C Napoleonic13

За что я люблю игры Борга, так это за отличные сценарии. Сценарии это «визитная карточка» системы – разнообразные, с дополнительными правилами и исторической справкой они позволяют окунуться в сражение и посмотреть его в другой «борговской» плоскости. И в «Наполеонике» сценариев много. Только официальных выйдет около 100 штук. При этом различные кампании представлены в них совсем неравномерно. Большинство сражений рассказывают про Пиренейские войны, что неудивительно ведь именно им посвящена база и первый доп. Все сражения коротеньких «Ста дней», также присутствуют. Но вот остальное пока в достаточно урезанном формате. Совсем нет итальянских и египетского похода. Нет Аустерлица, Смоленского сражения, Лейпцига, да и среди Пиренейских войн отсутствует Фуэнтес дэ Оньоро. Так что будущим La Grande Battale есть куда расти.

C&C Napoleonic18

C другой стороны, мне понравилась идея делить большое сражение как Бородино или Ваграм на несколько небольших эпизодов, которые показывают не все сражение, а небольшой его участок. Поэтому мне кажется несколько не соответствующим масштабу Ватерлоо из базы, когда все сражение попытались уместить на одном поле. Именно разделяя одно большое сражение на несколько мелких, чувствуется грандиозность происходящего. С другой стороны подобное деление позволяет, наконец, уравнять масштабы. А пока мы имеем, что в одном сражении один юнит линейной пехоты обозначает роту, а в другом уже полк, также как один гекс местности меняет свою размерность совершенно удивительным образом. При этом дальность стрельбы у пехоты и орудий остается той же что раньше. И вот эта «абстрактность» игры великолепным образом бы правилась подобным делением.

C&C Napoleonic19

Еще одно важное обновление по сценариям, которое ввели в «Наполеонику» со второго дополнения это цели сценария. Ведь как дело происходит во всех играх Борга – для победы нам надо «набить» определенное количество фрагов, ну и еще очень редко по одному флагу дают за захваченные точки. Здесь же это «золотое правило» уверенно шедшее от игры к игре решили изменить. Теперь всегда на карте есть ключевые точки, которые надо либо захватить и удерживать, либо выбить с них противника, либо просто занять. Причем они не как в старину дают по одному флагу и еще надо подумать что проще – занять точку или добить один отряд, но есть сценарии, в которых из десяти нужных для победы очков, больше половины можно получить именно захватом территории. Дополнительным подспорьем служит, то, что обычно обороняющийся игрок изначально занимает ключевые точки и уже на начало игры имеет некоторое количество (не обязательно одно, есть сценарии, где по два и три) победных очков.

C&C Napoleonic22

Естественно говоря про сценарии нельзя коснуться такой вещи как баланс. Знаю, многие ругают именно из-за его отсутствия как пример «Вторая позиция на Ролице» где победить за англичан очень трудно. Скажу более, в серии есть сценарии, где победа оной из сторон не то что труда, а полностью невозможна. Как сценарий «Альба дэ Тормес» в «испанской» коробке. Но вот я считаю, что это не недостаток. Если мы полностью отдаем сценарии балансу, то у нас возникает Battlelore 2ed с полностью составными сценариями, в которые играть попросту скучно, так как все они будут являться бесконечными вариациями пары оригинальных карт. А вот в данном случае наоборот каждый сценарий это своя уникальная история и расстановка, и то, что его труднее выиграть для какой-то стороны, это только добавляет интерес. Тем более нельзя забывать и про «историческую составляющую», которая хоть и в урезанном плане, но должна быть представлена.

C&C Napoleonic26

Кубик лишен цветов как в «Древности» или «Самураях» и представляет собой полную копию кубика из самой первой игры серии — Battle Cry, про Гражданскую войну в США. Что оправдано, так как данные эпохи разделяет всего пятьдесят лет. Более увеличивает это сходство то, что цвета родов войск на кубике (синий для пехоты, желтый для кавалерии и красный для артиллерии), также взяты именно из этой эпохи. Да в кубике те же шесть граней, но в отличие от «Древности» разделились они иным образом – в пехоту попасть легче, так как она представлена двумя гранями. Все остальные (кавалерия, артиллерия, отступление и мечи), по одной.

C&C Napoleonic2

Но, наверное, самый большой плюс «Наполеоники» и главное его отличие от других игры серии (конечно кроме Battlelore) в том, что стороны здесь действительно разные, каждая со своими бонусами и уникальными свойствами. Конечно, нельзя сказать что «все стороны идеально сбалансированы» нет, совсем наоборот. Стороны полностью несбалансированные – есть полные аутсайдеры, как испанцы, которые ни стрелять нормально, ни в рукопашном бою сражаться не могут, к тому же отступают на два гекса за флаг. Даже самый сильный испанский отряд – гренадеры, лишь немного лучше обычной французской линейной пехоты. Но вот лично мне играть за них очень понравилось. Приходиться учитывать кучу факторов, чтобы исход сражения был именно в твою пользу.

C&C Napoleonic21

Каждое дополнение посвящено отдельной стране – Испании, Австрии, Пруссии, России и у каждой стороны кроме простого отличия в силе юнитов есть специальное правило. К примеру, у испанцев это токен герилья, позволяющий отменить карту противника, у пруссаков токены «Железной воли» позволяющее проигнорировать отступление. И вот в свете этого французы и англичане выглядят обделенными. Действительно у них никаких особых токенов нет, поэтому выходит, что они лишены своего «расового свойства». Видимо эта идея пришла уже после выхода базы и это конечно обидно, хотелось бы, чтобы в будущем и первым двум сторонам конфликта подобные свойства были добавлены.

C&C Napoleonic20

За что мне еще нравится «Наполеоника», так это за огромное разнообразие юнитов. Здесь только пехоты и только у одной Франции 6 видов. А ведь даже та самая линейная пехота у каждой стороны отличается как количеством блоков, так и свойствами в атаке, у французов она сражается в ближнем бою с силой иных гренадер, у англичан стреляет с мощностью легкой пехоты, у австрийцев имеет целых пять блоков. И так отличаются практически все юниты. Разве что пешая и конная артиллерия у сторон имеет одинаковые силу и свойства.

C&C Napoleonic12

Кроме сильной разницы в юнитах, в «Наполеонике» есть еде один очень важный плюс – хорошо отраженная связь между различными родами войск. Кавалерия заставляет противника сбрасывать карты, становясь в каре, обходит его с тыла и уничтожает артиллерию, артиллерия поддерживает атаку других родов войск, а также за счет самой большой дальности добивает отошедшие и ослабленные войска, а пехота это основная ударная сила, которая, несмотря на самую большую уязвимость незаменима. То есть по большому счету роль командующего теперь усложняется грамотной координацией между различными родами войск. И то, что говорили о «бесполезной кавалерии» совсем не соответствует действительности, просто у кавалерии теперь совсем иные задачи.

C&C Napoleonic23

Важным отличием «Наполеоники» от других игр серии является снижение боевого потенциала отряда от потерь. Каждый блок в отряде (кроме артиллерии, у которой своя таблица стрельбы) это один кубик в бою и теряя блоки, отряд также теряет свою боевую эффективность. Может даже дойти до такого, что из-за ограничения местности отряд вообще не сможет атаковать. Поэтому увод в тыл потрепанные отряды здесь имеет еще большее значение, так как это не только легкий флаг для противника, но и совершенно бесполезный отряд на передовой. Конечно, это заставляет начать мыслить немного по-другому, прежде всего, делает первый удар по противнику заманчивой возможностью, так как ответить в полную силу он уже не сможет.

C&C Napoleonic24

Но вот то, что мне совершенно не понравилось – так эта бесполезная роль командиров. Если в «Древности» командиры позволяли отрядам попадать на символ «шлема», если в «Самураях» командиры это вообще отдельный элемент игры со своими правилами, то здесь у командиров всего два свойства, во-первых игнорирование одного флага, а во-вторых, пара карт в колоде которые дают отрядам с командиром небольшие бонусы. Такое слабое подспорье совершенно не оправдывает нахождение их на передовой, где у них есть шанс погибнуть и дать противнику желанный флаг.

C&C Napoleonic11

У меня «Наполеоника» оставила благожелательное впечатление, конечно, она не берет стратегических высот и не обладает головокружительной глубиной, но вот дух эпохи вполне передает. И играя в нее можно почувствовать себя Массеной и Веллингтоном, Блэком и Багратионом. Разнообразие сторон, специальные свойства, небольшой уход от «погони за фрагами», все это позволяет взглянуть на старый Commands and Colors с другой стороны.

Eternal автор

Оцени статью: 12345 (4,95 из 5, оценок - 22)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
10 to “Command & Colors: Napoleonics — наполеоника по-борговски”
  1. К сожалению из-за этой продвинутости по отношению к другим играм серии и разнообразия еще больше бросается в глаза абстрактность системы... В общем решил ограничится только Античкой, тем более что по Наполеонике достаточно других систем различной степени сложности.

  2. Как же мне нравятся все эти блоки. Ну, почему не выпускают подобного в фантастической тематике? Печально.

  3. Ksedih,

    Под игровую систему Борга можно загнать, что угодно. Кто-то считает это плюсом, ктто минусом (лично я отношусь к последним). Хотиите — наклейте вместо гоплитов или кавалеристов триножники или линкоры и играйте. Внесите только пару хоумрулов — и в путь. А если совсем скучно — выпустите против триножников тех самых гренадер и веселитесь. Механика всех игр Борга одинакова, поэтому на этот движок поналепили столько игр.

    Насколько я помню, на сайте ГМТ даже пустые блоки продаются.

  4. В принципе есть вторая редакция блочного коллекционного фэнтезийныйного варгейма Визард Кингс. А так при таком оформлении фантастическая тема будет пользоваться явно меньшей популярностью, чем историческая (см.провал фентезийной (правда фишечно-карточной) Furry на P500, основанной на игре Маневр).

  5. Очень интересный обзор, спасибо! Правда я, как и Fonfrost, любитель Античной серии. Но разнообразие отрядов и сторон в Наполеонике действительно вызывает интерес. А обклеивать блоки тоже люблю 🙂

    Блоки пустые, насколько знаю, отдельно не продают. Продают фишки пустые разных размеров.

  6. MakVlad,

    Это видимо GMT c Коламбией перепутали. Вот последние как раз и продают сеты с пустыми блоками, включая делюкс блоки со скругленными краями — цена правда у них на делюкс блоки по сегодняшним временам очень «кучерявая» — 10 баксов за 25 шт.

  7. Легче заказать игру и наклеить родные наклейки на одну сторону, а на другую — всё что душе захочется. Правда, играть придётся плашмя.

  8. С учетом доставки вся Наполеоника (база и 4 армии) теперь обойдется счастливому обладателю в 22,5 тысячи...

  9. Ой, не сыпь соль на рану. Я чувствую, что остался без объединённого 2 и 3 дополнения к Античности. Ну да ладно, 1 и 6 дополнения есть, с моими скоростями надолго хватит.

  10. 2 Gans Faust

    >>> А если совсем скучно — выпустите против триножников тех самых гренадер и веселитесь. Механика всех игр Борга одинакова, поэтому на этот движок поналепили столько игр.

    Это изрядное преувеличение — движок в основе один и тот же, но нюансы от игры к игре изрядно отличаются — от вероятностй на кубиках до правил местности, поддержки, преследования и конкретной версии карточной составляющей движка... Итого получаем порой критически отличающиеся балансы и ход игры... Т.е. хотя несомненно все эти игры — близкие родственники, но те же Мемуары отнюдь не совместимы ни с Баттл Краем, ни тем более с C&C.

Прокомментировать




Subscribe without commenting