Главная страница » Варгеймы Настольные игры Обзоры »

Combat Commander — Обзор

Оцени статью: 12345 (4,78 из 5, оценок - 18)
Загрузка...

combat commander europe

Хочу рассказать вам про серию настольных фишечных варгеймов Combat Commander. По моему сугубо личному мнению, эта серия является одним из лучших способов знакомства широкой аудитории настольщиков с прекрасным и разнообразным миром военно-исторических игр. К тому же это лучший варгейм 2007 года по мнению читателей Boardgamegeek.

Combat Commander — серия настольных тактических варгеймов на тему Второй мировой войны на карточном движке (card driven game или просто CDG). Отличительной особенностью этой серии является использование только пеших отрядов (до недавнего времени, во всяком случае) и полный отказ от кубиков, а точнее полная замена их физического воплощения нанесением значений на карты. Партия играется один на один примерно за два-три часа. Каждый игрок берёт на себя роль командира одной из противоборствующих сторон мирового конфликта и управляет несколькими юнитами уровня отделения (10 человек) или звена (5 человек).

Компоненты

Наиболее подробно мы рассмотрим первую базовую игру серии под названием Combat Commander: Europe во втором издании 2008 года от GMT Games.

combat commander nastolnaya igra 1

Коробка — стандартная от GMT: не маленькая, не большая, свободного места внутри немного.

В комплект игры входят:

  • 24'хстраничная книга правил;
  • 24'хстраничная книга сценариев;

combat commander nastolnaya igra 2

Хотя и та, и другая гордо именуются издателем «полноцветными», оформлены они достаточно просто, зато никаких вопросов и разночтений по тексту.

  • 6 двусторонних листов с картами местности;

combat commander nastolnaya igra 3

Всего в Combat Commander: Europe 12 сценариев, но есть вполне адекватный генератор случайных миссий.

  • лист с треками;
  • 3 листа подкреплений;
  • 2 листа с подсказками;

combat commander nastolnaya igra 4

Трек очков, трек потерь, трек времени, а также прочая полезная информация. Листы подкреплений понадобятся 1-2 раза за партию, если вдруг выпадет соответствующее событие и можно будет выбрать, какой отряд пришёл на подмогу. Памятки отвечают на 99% вопросов, которые могут возникнуть по ходу партии, начиная с влияния местности и заканчивая хронологией событий при движении по треку времени.

  • просто огромное количество всевозможных жетончиков;
  • фирменный органайзер GMT ;

combat commander nastolnaya igra 5

352 больших жетона, что на 99,9% составляют отряды и командиры, и 280 маленьких — оружие, всякие пулемёты, огнемёты, мортиры, взрывпакеты и т.д., а также всевозможные маркеры. Пугаться не стоит, потому что в каждой партии участвует в лучшем случае лишь десятая часть от общего количества. Органайзер идёт в комплекте, что редкость для варгеймов. Отдельно он стоит копейки, но неожиданно и приятно, потому что без него было бы совсем проблематично и грустно искать то, что нужно в данный момент.

  • 3 колоды судьбы;
  • 3 карты-памятки;
  • карта инициативы.

combat commander nastolnaya igra 6

Карты судьбы — это сердце и душа системы Combat Commander, по 72 карт для каждой из имеющихся сторон конфликта: Германия, СССР и США. На картах-памятках указано соотношение приказов и действий в колодах: американцы более склонны к вызову артиллерии и стрельбе, русские — к рукопашной и передвижению, немцы — к запугиванию врагов. Владелец карты инициативы может отдать её оппоненту, чтобы заменить вытянутую карту с результатом кубиков, а также выигрывает при ничьей по очкам в конце игры.

Такие в общем-то незамысловатые компоненты, казалось бы, не предполагают какой-то особой глубины процесса, однако ж не тут-то было.

Анатомия карт судьбы

Чтобы лучше был понятен игровой процесс Combat Commander, давайте остановимся немного подробнее на картах судьбы.

combat commander nastolnaya igra 7

На каждой карте есть один приказ (order), который играется только в свой ход. Единственным исключением из этого правила является стрельба, которую можно также сыграть в ход противника, когда он выполняет свой приказ передвижения, облегчая жизнь защищающимся.

Всего приказов в базовой игре восемь:

  1. продвижение (advance) позволяет активированным юнитам продвинуться на 1 гекс, не вызывая огонь на себя, единственная возможность начать рукопашный бой;
  2. отказ связи с артиллерией (artillery denied) позволяет сломать рацию оппонента, лишив его поддержки артиллерии;
  3. запрос артиллерии (artillery request) либо позволяет починить сломанную рацию, либо при рабочей рации один из полевых командиров может навести артиллерийскую батарею на вражеские укрепления;
  4. замешательство командования (command confusion) банально захламляет руку;
  5. стрельба (fire): активированные юниты могут сделать по одной атаке;
  6. передвижение (move): активированные юниты могут передвигаться из гекса в гекс, тратя очки передвижения в соответствии с типом местности и препятствиями;
  7. восстановление (recover) играется на всех ваших юнитов и снимает с них маркеры подавления, а также позволяет попробовать перевернуть сломленные отряды обратно на боевую сторону;
  8. бегство (rout): можно попробовать отвести свои раненые отряды с передовой, либо заставить бежать врагов, играется на одного из игроков и всех его сломленных юнитов.

Под приказом написано действие (action), которое можно играть либо в свой, либо в чужой ход, в зависимости от текста. В основном там всякие бонусы к атаке или защите, специальные действия типа дымовых гранат, а также может быть приказ стрелять на ходу. В приведённом выше примере действие concealment позволяет вашим солдатам окопаться в своём укрытии, увеличив его эффективность в 2 раза.

В правом нижнем углу нарисованы 2 кубика (roll) — это как раз и есть замена обычным шестигранникам, которая, кроме экономии времени, ещё и позволяет добиться более-менее равномерного «распределения удачи» между игроками. Очень простое и элегантное решение. Рядом с кубиками может быть также надпись, вызывающая случайное событие, поломку оружия, выстрел снайпера или передвижение по треку времени.

Под действием написано событие (event). Оно никак не подвластно воле игроков и может быть только случайно вытянуто, когда до этого при вытягивании случайного значения кубиков на карте судьбы была соответствующая надпись. Эти события добавляют в процесс больше кинематографичности и делают каждую партию непохожей на другую.

В левом нижнем углу написан какой-то случайный гекс (hex). Эта информация нужна, когда происходит какое-то случайное событие.

Игровой процесс

Вначале нужно выбрать миссию, раздать соответствующие колоды судьбы и выложить необходимую карту местности. Согласно книге сценариев расставляются маркеры на треках и раздаётся указанное количество юнитов и оружия. Теперь можно начинать.

combat commander europe scenario

Партия начинается с расстановки. В большинстве сценариев заранее определено, кто защитник, а кто атакующий. Защитник расставляется первым, занимая наиболее выгодные позиции из доступных на своей части поля, но зато у него меньше размер руки карт судьбы (4 против 6) и обычно он может сыграть меньше карт в свой ход. Кроме того, у обороняющегося изначально уже есть какой-то задел по очкам, а также он получает одно очко при передвижении маркера по треку времени.

Когда все юниты расставлены, каждый из присутствующих за столом набирает в свою руку карты, и первый игрок (обычно это атакующий) делает свой первый ход. В свой ход игрок может либо сыграть какое-то количество карт с руки в качестве приказов, в зависимости от сценария эта цифра может сильно отличаться, либо вместо этого просто скинуть какое-то количество карт в сброс, чтобы обновить руку. Одна карта приказов за ход может активировать только одного юнита или только одну группу юнитов в зоне действия одного командира. В чужой ход неактивный игрок может играть сколько хочет карт в качестве действий, в том числе открыть огонь по перемещающимся чужим солдатам. Когда первый игрок выполнил всё, что хотел, он добирает карты в руку до своего предела, и ход переходит к оппоненту.

combat commander europe units

Бой происходит следующим образом. У каждого отряда и командира есть 4 базовых показателя: уровень атаки, дальность атаки, количество очков передвижения и мораль (она же защита, по сути). Когда происходит сражение, то уровень атаки нападающего изменяется в соответствии с модификаторами местности, и атакующий игрок тянет карту судьбы, прибавляя значения кубиков. Потом защищающийся прибавляет к морали своих юнитов под огнём уровень защиты своего гекса и тоже прибавляет случайное значение кубов. Если сумма атаки больше суммы защиты, то атака удалась и жетон защищающегося юнита переворачивается на другую сторону с меньшими значениями базовых показателей. Если защищающийся юнит уже был перевёрнут до этого, то он уничтожается.

combat commander europe control

Очки в игре получают за контроль над ключевыми точками, уничтожение чужих унитов, обращение чужих юнитов в бегство за край карты, а также вывод своих солдат через чужой край поля. Партия продолжается до того момента, когда трек времени достигнет значения маркера «случайная смерть» (sudden death) и вытянутое в этот момент значение кубиков будет меньше порядкового номера хода на треке. Таким образом, конец игры наступает неожиданно. В редких случаях игра заканчивается при полном уничтожении одной из сторон. Маркер времени двигается каждый раз, когда у кого-то из игроков полностью заканчивается колода, а также, когда при вытягивании значения кубиков на карте будет соответствующая надпись (time!). Тот, у кого на конец игры будет больше очков, становится победителем. При ничьей, как уже говорилось выше, побеждает обладатель карты инициативы.

Впечатления

Простой и незамысловатый набор компонентов Combat Commander: Europe обеспечивает, однако, достаточно разнообразный и интересный игровой процесс сам по себе даже без учёта многочисленных дополнений. Система, разработанная Чэдом Йенсеном (Chad Jensen), своей простотой исполнения чем-то напоминает Command and Colors Ричарда Борга (Richard Borg), но за счёт разнообразных действий в дополнение к базовым приказам и случайных событий делает каждую миссию особенной и запоминающейся. Влияние местности, линия видимости, выбор разнообразных юнитов, наличие орудий и специальные свойства командиров дают значительно более широкий выбор тактических действий, чем в той же Memoir '44. А оригинальное решение с равномерным распределением значений кубиков по картам судьбы практически нивелирует роль случая в конечном исходе каждой партии.

Другие игры серии и дополнения

За годы своего существования серия Combat Commander обросла изрядным количеством дополнений и новых игр.

combat commander europe collection

Combat Commander: Battle Pack #1 — Paratroopers

combat commander paratroopers

Самое первое дополнение к Combat Commander: Europe 2007 года, как видно из названия, посвящено парашютистам-десантникам. Включает в себя только новые сценарии и карты местности, юниты используются из базовой коробки. Представляет интерес больше как коллекционная вещь, нежели реально необходимое приобретение.

Combat Commander: Mediterranean

combat commander mediterranean

Полноценное большое расширение 2007 года включает практически столько же компонентов, что и базовая игра: 3 новые колоды судьбы (Великобритания, Франция и Италия), 492 новых жетона, а также 12 новых сценариев с акцентом на западный фронт. Является обязательным для всех последующих дополнений к «Европе».

Combat Commander: Battle Pack #2 — Stalingrad

combat commander stalingrad

Новые сценарии и карты, посвящённые уличным боям в Сталинграде. Больше фишек, больше маркеров, дополненные правила для уличных боёв, передвижения по канализации и многое другое.

Combat Commander: Battle Pack #3 — Normandy

combat commander normandy

Тематический набор для базовой игры с акцентом на высадку союзников во Франции в 1944 году. 17 новых сценариев, новые жетоны и правила боя ночью.

Combat Commander: Resistance!

combat commander resistance

Ещё один большой тематический набор для базовой игры вышел в 2011 году и посвящён он бойцам сопротивления разных стран. У партизан свои уникальные юниты, оригинальные правила и своя колода судьбы с новыми приказами. В комплекте 12 новых сценариев и 6 игровых полей.

Combat Commander BP #5: Fall of the West

combat commander fall of the west

Первое появление танков в серии, специальные жетоны для которых прилагаются к журналу C3i номер 26. 12 сценариев, 10 карт. Тема выпуска — сражения во Франции, Бельгии и Норвегии в 1940 году.

Combat Commander BP #6: Sea Lion

combat commander sea lion

Дополнение посвящено вымышленному вторжению фашистской Германии на территорию Великобритании в сентябре-декабре 1940 года. История начинается с высадки на берегу, потом захват Лондона, раннее вступление в войну США и, наконец, контрнаступление союзнических войск. Парашютный десант, побег из тюрьмы, диверсионные операции, снайперские атаки, ночные бои — новые правила из новых сценариев этого дополнения.

Combat Commander: Pacific

combat commander pacific

Вторая полностью независимая базовая игра 2008 года для тех, кому больше интересно противостояние в тихоокеанском бассейне между США и Японией. Естественно, новые колоды для японцев, американцев и их союзников, новые приказы, действия и события, абсолютно уникальные юниты и переработанные правила для сценариев в джунглях. Combat Commander: Europe не требуется.

Combat Commander: Battle Pack #4 — New Guinea

combat commander new guinea

Первое и пока единственное дополнение к Combat Commander: Pacific вышло в 2011 году. Новые сценарии, новые карты и уникальные правила.

Игры:

автор

Оцени статью: 12345 (4,78 из 5, оценок - 18)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
27 to “Combat Commander — Обзор”
  1. Вот почему оно всё такое историческое из себя? Неужели нельзя фэнтези банальное запилить?

  2. Ksedih,

    А в чем проблема то? Тут историчности ровно на лихой голливудский боевик по мотивам ВМ.

  3. Ksedih,

    Dragon Rage и All Things Zombie тогда. Но исторических больше, конечно.

  4. Dr. Nik: Dragon Rage и All Things Zombie тогда.

    Да, игры с рейтингами 5,7-5,8 — это то что нужно 😀 Это очень спорный успех даже у отдельного извращенца и странный способ начать знакомство с варгеймами.

  5. Ksedih,

    Кто-то не умеет пользоваться бгг... Рейтинг 6,35 и 7,17. Зомбари, говорят, не очень, хотя это скорее от тех, кто фишки не переваривает. Дракон так вообще хит, считай.

  6. Dr. Nik,

    Не, я умею, просто ты смотришь неправильный рейтинг, а я правильный. У тебя глаза вправо косят, надо смотреть чуть левее =) А если уж даже средний рейтинг у игры 6,35 — это совершенно точно набор раскрашенного картона.

  7. Ksedih,

    Geek рейтинг при малом количестве оценок — ниочём. Он же там как-то считается по-хитрому, типа изначально у всех игр 100 «пятёрок» стоит или типа того.

  8. О, только просил о варгеймах и вот оно. Это совпадение или желания материализуются?

  9. Eternal,

    Как заказывали 🙂

  10. Хороший обзор.

    Я так и не смог в CC принять то, что стрелять можно только по карте. И события, который превращают игру в полнейший хаос.

  11. Ksedih: Вот почему оно всё такое историческое из себя? Неужели нельзя фэнтези банальное запилить?

    А ты представь, что немцы — это кровавые орки, Советы — бессметные гоблины, а Союзники — благородные эльфы и сразу попрет игра :)))

  12. Michael: А ты представь, что немцы — это кровавые орки, Советы — бессметные гоблины, а Союзники — благородные эльфы и сразу попрет игра :)))

    Нуууу, это-то да. Но меня бы больше устроил вариант, если бы все остальные представляли что орки — это немцы, а гномы — Советы. А на карточках и фишках были бы нарисованы драконы и колдуны.

  13. Michael,

    Мне как раз нравится, что это игра непредсказуема. Я сейчас изучаю правила АСЛ, дошёл до хронологии хода и, честно говоря, не сильно радует как-то. Автоматом все восстанавливаются, координированный подготовительный огонь, координировано все бегут, получают в лоб очередь от врага, потом опять же все стреляют, потом все могут ворваться в рукопашку... Я, конечно, пока ещё не до конца изучил даже базовые моменты, но предварительно такая определённость расстраивает больше хаоса из карт и событий Combat Commander.

  14. Michael:

    В этом хаосе как раз и соль.

    Искусство войны — есть искусство управления хаосом на поле боя, — Сунь Цзы

  15. Scorpius,

    С этим не поспоришь. А есть цитата: «Стреляй только, если есть fire»? 🙂

  16. Michael,

    Почему-то всех смущает, что стрелять нужно по карте. А двигаться или вступать в рукопашную по карте — это нормально? В других играх отсутствие нужной карты в руке, в том же Battlelore, тоже в качестве минуса рассматриваешь?

  17. Dr. Nik,

    В новом Battlelore это практически не чувствуется. При этом мы захомрулили, что можно сбросить карту и активировать любой отряд. А контра там всегда работает, если мораль не подвела, причем можно этим управлять расположением войск.

  18. Michael,

    А это не потому, что в новом Battlelore просто юнитов меньше на карте?

  19. Dr. Nik,

    Нет, там карты очень разнообразные, почти всегда можно на 3 хода вперед заранее выстраивать маневры.

  20. Круто! Вот это интересней становиться. Приятно, что и про варгеймы больше стали писать!

  21. Michael:

    Ну...манёвры и планы в КК тоже можно выстраивать если что 😉

  22. Мне, кстати, мужик на обложке кажется похожим на

    Michael, 🙂

  23. Очень хороший обзор. Спасибо.

    Давно присматриваюсь к этой игре. Был бы напарник — давно купил её.

  24. захотелось сыграть)

  25. Годная игра.

    На реиграбельность сложно пожаловаться...

  26. А книги сценариев на русском языке нет?

  27. Мазукта,

    Не встречал.

Прокомментировать




Subscribe without commenting