Главная страница » Настольные игры Обзоры »

A Touch of Evil — размышления об игре

Оцени статью: 12345 (4,56 из 5, оценок - 9)
Загрузка...

Признаюсь: настольная игра A Touch of Evil ставит меня в тупик. Начиная этот текст я совершенно не уверен, к какому заключению я приду, поэтому лучше дать волю потоку мыслей и расслабиться — авось, куда-нибудь да вынесет. Но обо всем по порядку.

pic326493

В 2007 году компания Flying Frog Productions выпустила игру Last Night On Earth — почти гениальное переложение в настольный формат классических «ромеровских» фильмов про зомби. Медленно бредущие живые мертвецы, разношерстная и очень колоритная компания героев из фильмов категории «Б», аккуратные миниатюрки, тематические сценарии, саундтрек — это было очень, очень круто. В 2008 году эти же классные ребята выпускают свою следующую игру: A Touch of Evil: A Supernatural Game.

ATOE-3

Как и «Последняя ночь» A Touch of Evil — это попытка реконструировать в настольном формате атмосферу кинофильмов, только на этот раз классических фильмов ужасов. Оформление отсылает к «Носферату» Фридриха Мурнау, "Человеку-волку", фильмам легендарной британской студии Hammer Film Productions, но в основном, правда, к «Сонной лощине» в версии Тима Бертона. Маленькое игровое поле просто прелестно: в детстве я обожал иллюстрации книжной серии «Библиотека приключений», и особенно мое воображение будоражила карта из «Острова сокровищ». Миниатюр, правда, кот наплакал, если сравнивать с Last Night On Earth, но выполнены они качественно и броско. А вот игровой процесс...

ATOE-1-1

Игровой процесс примитивен. Есть карта североамериканской деревни Гадюкино с окрестностями, по которой перемещается фигурки героев. Героев много, у каждого свои особенности и своя основная характеристика — одна из четырех. Кидаем кубик — сколько выпало, на столько локаций-клеток мы можем переместиться. Пришли в одну из четырех локаций с картами ништяков/событий — потянули карточку, при необходимости прокинули проверку. Побегали по карте, пособирали жетоны расследования (местную валюту) — пошли в деревню и купили карту с бонусами к характеристикам. Прокачались — купили карту с указанием логова злодея (вытягивается случайно и никак не детерминирована происходящим в игре), пошли и дали боссу по сусалам, закидав его кубиками. Усе. Играть можно как в режиме кооператива, стараясь всей толпой забороть нечистую силу, так и в соревновательном режиме, когда побеждает первый одолевший босса игрок.

ATOE-2-1

Нет, разумеется, есть НЮАНСЫ: происходят случайные события, на карте появляются монстры и препятствия, специальная шкала паники одновременно работает таймером, причем отсчет времени до наступления полного хаоса происходит не раз в ход, а по мере выхода специальных карт (из тех, что случайно вытягиваются в конце хода). У каждого из доступных боссов интересные особенности: Пугало набирается силы по мере того, как в Гадюкино нарастает паника, а, например, Вервольф может обращать героев в оборотней и заставлять атаковать других приключенцев. Есть даже одна интересная находка с деревенским советом: в игре в виде выложенных рядком карт присутствуют почетные гадюкинцы — местные старейшины.

ATOE-6

Пример карты старейшины до...

Карты двусторонние: с одной стороны нам приветливо улыбаются милые местные олигархи, веселый доктор и симпатичная вдовушка; с обратной — они корчат страшные рожи и выражают полнейшую враждебность. У каждого из старейшин есть скелеты в шкафу — под них подложены карты секретов с описанием слабостей, грешков и порочных страстей. Идея в том, что перед битвой с боссом игрок может обратиться за помощью к этим уважаемым людям, потому как они дают очень вкусные бонусы и принимают на (иногда очень симпатичную) грудь часть урона. Но если ты их выбираешь, то вскрывается вся их подноготная, и есть вероятность, что они окажутся пособниками злодея, перейдут к нему (карта переворачивается на «злую» сторону) и дадут и без того раскачанной сволочуге дополнительную силу. Дабы не ошибиться в выборе, в процессе игры приходится тратить жетоны за право подсмотреть карты секретов, чтобы точно знать, кто свой человек, а кто гадина и предатель. Но иногда к уже известному добавляются новые секреты, вдобавок при соревновательной игре конкуренты могут назвать пособников злодея, и те присоединяются к боссу. Очень тематичный момент, надо отдать должное.

ATOE-7

...и после

Но игру он не спасает. Она очень проста и прямолинейна. Кинул кубик, пошел в ту из четырех локаций, где наиболее вероятны проверки на самую прокачанную характеристику персонажа. Тянем карты, кидаем кубики. В конце хода тянем карту события, иногда кидаем кубик, чтобы определить по табличке, какая из напастей случилась, какие враги появились. И даже не в рандомности всего происходящего заключается главная претензия к игре (хотя рандомность бывает чудовищной: лично я несколько ходов не мог добраться до деревни из-за лютого невезения, а истории про то, как при игре против безголового всадника раз за разом он нокаутирует одного и того же персонажа, заставляя пропускать ход за ходом — это и вовсе классика обсуждений на BGG). Проблема A Touch of Evil в том, что она тянется слишком долго, или, если быть точнее, ощущается затянутой из-за нехватки краткосрочных целей. В этом признаются даже сами авторы: в книге правил они прямым текстом пишут, что у некоторых игроков возникают проблемы в начале игры, так как им непонятно, куда и зачем надо идти, и поэтому настоятельно рекомендуется при разъяснении правил объяснять, что надо чесать в угловые локации и искать ништяки. Зачем бандитке, полицейскому-прогрессору или коварной интриганке лезть на заброшенную мельницу с точки зрения темы совершенно непонятно. Нас не просят разобраться с таинственными напастями жители деревни. Просто потому что там есть, что делать — вот и все. Для манчкинов или людей с геймерской логикой («все что двигается — экспа, что не двигается — лут») это, наверное, не такая уж проблема, но даже я периодически сталкивался с ситуацией, когда идешь куда-то или тянешь карты просто затем, чтобы делать хоть что-то. Есть точка отсчета, есть конечная цель, а в промежутке — не то свобода, не то лимб.

Плохая игра. Дальше можете не читать.

DCF 1.0

А дальше я объясню, почему я уважаю Flying Frog Production, и почему A Touch of Evil, скорее всего, пропишется на одной из полок шкафа.

Когда я полез в интернеты читать мнения об игре, то оказалось, что она нешуточно популярна. К ней выходили дополнения, скоро подоспеет карточная версия, а взрослые дядьки охотно фотографируются за партией в «Прикосновение зла» и всерьез сравнивают с «Ужасом Аркхема» и «Элдритчем». Понятно, что это все не показатель, но все же было интересно понять их логику. Почему?

А потом я понял.

ATOE-8

Игра красива. Просто красива.

Не так давно я снова увлекся просмотром рестлинга. Казалось бы, профанация в чистом виде: постановочные бои, прописанные в сценарии исходы «поединков», дешевая театральность. Чего уж, у рестлеров после «страшных» ударов и падений даже синяков не остается. И при этом рестлинг мне кажется интереснее «взаправдашних» бокса или боев без правил. Почему? Потому что я зритель. Разница есть для того, кто сам занимается этим, но для зрителя и рестлинг и бокс это схватка двух мужиков в трусах, только в первом случае ты гарантированно получаешь зрелище и драму, а во втором случае ты можешь битый час смотреть на то, как один дядька неспешно, вяло и даже трусовато вышибает дух из другого дядьки. Зритель не знает заранее исхода поединков, и схватка Гробовщика с Броком Леснаром не менее, а зачастую и более непредсказуема, чем бой Федора Емельяненко с третьеразрядным  великовозрастным афроамериканцем. При этом рестлинг эффектнее, в нем есть сквозные сюжеты с интересной драматургией, своя мифология и свой словарь. Да, это низкопробное развлечение, воздействующее на примитивные центры удовольствий, но в конце-то концов мы все иногда смотрим телесериалы/порно/футбол (иногда?) — ну чтобы просто расслабиться. «Настоящесть» для зрителя это подростковая жажда крови, чтобы все по-пацански, до переломов и сотрясений. Нет, спасибо, если я захочу насилия, то пусть это будет балаганно и эффектно, ради настоящего экшена мне достаточно высказать в окно все, что я думаю про пьяную компанию на скамеечке у подъезда, даже за пультом от телевизора вставать не придется.

DCF 1.0

Так вот, A Touch of Evil это такой настольный рестлинг, настольное порно, если хотите. Это красочно оформленное действие, требующее принятия нехитрых решений, какого-то менеджмента — ну чтобы все как в настоящей игре. Но главное тут не игра, а оформление, флёр. Flying Frog гениальны вот почему: у них на уровне уже базовой идеологии настольная игра рассматривается не столько как некая механика, оформленная в картоне, сколько как акт, процесс. Я кладу рядом коробку с игрой от Fantasy Flight Games и коробку с игрой от Flying Frog: у FFG замечательный геймдизайн, тысячу раз продуманный и оттестированный геймплей, но чтобы добраться до него, мне нужно открыть коробку и вытряхнуть кучу жетончиков (рассортированных по пакетикам — моим, а не вложенным издателем), достать сваленные карты, выкинуть к чертям картонную вставку в виде буквы «П», которая только мешает. У Flying Frog игровые механики могут быть совершенно вторичными, но зато в коробке я найду удобный пластиковый органайзер, кучу игральных костей, кучу жетонов, включая лишние (!), которые мне прямым текстом предлагают использовать для хоумрулов, и даже саундтрек. Да, примитивный, написанный задней левой ногой, но сам подход! Тебе говорят: «Йо, чувак, мы знаем, что ты любишь свои коробки, тебе нравятся эти посиделки, нравится трепаться с друзьями и иногда воображать себя героем игры. Мы понимаем все это дерьмо, чувак, и для нас игра это больше чем картон и пластик, ATOE-4она выходит за рамки коробки». Театр начинается с вешалки. Театр им. К. Петерсена это покосившийся деревенский клуб, в котором Марлон Брандо и Иннокентий Смоктуновский разыгрывают пьесу Дэвида Мэммета. Театр летучей лягухи это современное здание с кондиционерами, фоновой музыкой, вежливыми гардеробщиками и замечательным буфетом, где между прочим еще и сцена есть, и безымянные актеры играют даже вполне прилично. В большинстве случаев мне будет не влом посидеть на табуретке, завернувшись в пальто, чтобы насладиться отменной актерской игрой и сюжетом. Но иногда, раз-два в году, черт, я не против посидеть в удобном кресле с подголовником и встроенным массажером.

И если A Touch of Evil рассматривать под таким углом, то это вполне себе неплохая штука. Ее не стыдно подарить или достать и разложить на Хеллоуин, она не отвлекает от разговора и не требует сосредоточенности. При всем при этом она вполне честно генерирует истории, так как сочетание традиционно для FFP выразительных фотографий в оформлении карт воленс-ноленс трансформируется в некий почти киношный экспириенс. В настольном сообществе таких кадавров обычно зовут «игра для веселой компании». и мне сегодняшнему она не очень интересна, меня больше занимают евромеханики и головоломные системы. Что будет через полгода? Знающие люди говорят, что рано или поздно игроки, вышедшие из америтрэша, возвращаются к истокам. Посмотрим, до следующего Хеллоуина еще есть время. И конкретно этот кадавр уж больно симпатичным вышел. Пусть живет.

автор

Оцени статью: 12345 (4,56 из 5, оценок - 9)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
10 to “A Touch of Evil — размышления об игре”
  1. Тов.Aganov, спасибо за как обычно очень живо написанный обзор.

    A Touch of Evil конечно за счет своего более слабого бэка до Аркхема немного не дотягивает, но все равно лично для меня входит в мой топлист из дюжины игр.

  2. Насчёт театра К. Петерсена, конечно же, не согласен, но статейка очень понравилась.

  3. Спасибо огромное за такой обзор.

    Давно слежу за этой игрой. Постоянно читаю обзоры и все никак не мог понять, что же за зверь такой.

    А тут вся информация как-то сложилась в голове.

    Игра окончательно выпала из листа покупок, но желание в нее при случае сыграть теперь стало еще крепче.

  4. Да, отличная статья.

  5. Ksedih,

    Смотри, у меня от FFG есть:

    — Netrunner — здоровенная коробень для пригоршни жетонов и колоды карт. Картонный вкладыш в форме буквы «П». Просто неудобно, карты в коробке валандаются как пестик в колоколе.

    — Android — туго набитая коробень с миллиардом жетонов и карт, карточек и картишек. Никакого решения — просто картонный вкладыш. Распихал все по зиплокам, причем своим.

    — Tide of Iron — гроб, внутри картонный вкладыш. Полмиллиона жетонов и миллион мелких компонентов. Купил пластиковый органайзер для мелочи, распихал все в него.

    — Battlelore: Second Edition — тот же треклятый картонный вкладыш. Только мешается. Миньки изначально были в одноразовых пластиковых «носках». Вкладыш на помойку, купил еще один органайзер для мелочи под миньки, остальное по своим зиплокам.

    При всем при этом Days of Wonder, FFP, Wizards of the Coast или Asmodee делают великолепные пластиковые органайзеры для игр того же ценового диапазона. Театр им. К. Петерсена жлобится, чего уж там.

  6. Aganov,

    Если под стульями понималось удобство организации убранства коробок и хранения компонентов, то да, у FFG есть с этим проблемы. Вернее, на фоне других компаний они выделяются явно не в лучшую сторону, бесспорно.

  7. Aganov: Театр им. К. Петерсена жлобится, чего уж там.

    Да ладно... Все равно эти прластиковые органайзеры в первозданном виде живут пока ты не оденешь протекторы или пока издатель не наплодит дополнений, ну в потом все равно в дело идут ножницы и от родных органайзеров остаются ошметки...

  8. Fonfrost,

    У более вменяемых органайзеров и под протекторы место предусмотрено и под карты новые. Вот Льис и Кларк, например, на кой-то чёрт сделали в очень большой коробке, зато в пластиковый вкладыш можно легко 2 копии игры положить.

  9. вот. тоже давно на нее кошусь. но вложился в их кикстартерный проект, и если ковбои против ктулху\пришельцев вкатит то либо куплю и эту, либо окончательно на нее забью. =)

  10. мужичок,

    В любом случае настольщик не может проиграть — вокруг слишком много хороших коробок.

Прокомментировать




Subscribe without commenting