Главная страница » Варгеймы Настольные игры Обзоры »

A Few Acres of Snow: варгейм или не варгейм

Оцени статью: 12345 (4,00 из 5, оценок - 1)
Загрузка...

«O, Канада! Наш Дом в Родной земле!
Чистая любовь в сердцах твоих детей.
Глядим,гордясь,на Севера
Свободного Восход!
Варгеймов вида нового
мы ждем скорее приход.»

Вольный перевод Канадского гимна

Друзья, что Вам приходит на ум при слове варгейм? Куча маленьких картонных каунтеров или деревянных блоков, большая карта места военных сражений, карты событий с очками действий и не менее 3 часов на партию? До этой осени у меня были именно такие ассоциации. Но как оказалось, в тайной лаборатории алхимиков сам магистр Мартин Уоласс смешал два несочетающихся ингридиента и получилась Новинка Эссена 2011 A Few Acres of Snow, которая предназначена для того, чтобы разбить вдребезги все устаревшие стереотипы о варгеймах! Или это все же не варгейм, давайте попробуем разобраться.

Итак, давайте немного абстрагируемся от того, к какой категории игр отнесены «Акры» на BGG и посмотрим на нее независимым взглядом.


Историческая составляющая A Few Acres of Snow

Игра переносит нас к периоду колонизации Канады в 18 веке. Она рассчитана на 2 игроков, которые представляют Ангичан и Французов. Вот, что пишет о том периоде википедия: «В XVIII веке соперничество Британии и Франции резко обострилось, и в 1763 году по Парижскому договору Новая Франция перешла во владение Великобритании.» Так вот действие игры покрывает период того самого «резко обострившегося соперничества» и разворачивается на территории той самой Новой Франции, где на начало партии интересы Англии и Франции еще не пересеклись в пограничном конфликте.

Карта Канады глазами Британца

Карта Канады глазами Британца

Правила или жуткий сон варгеймера

Перед игроками располагается карта местности с населенными пунктами, на части которых нарисованы победные очки. Каждому пункту соответствует игровая карта локации, которая есть в колодах обоих игроков. На начало партии есть стартовые локации, заселенные Французами или Англичанами. Карточки соответствующих локаций находятся в стартовых колодах игроков. Контроль над поселением на карте отмечается кубиками, развитое поселение превращается в город — диск. Так же среди компонентов есть 3 колоды карт: Французов, Англичан и нейтральная. И вот тут начинается то, что никак не коррелирует со словом варгейм в описании настолки. Игра оказывается полностью построена на deck building-е аля Dominion. У каждого игрока есть своя начальная колода и доступные для приобретения карты. Каждый ход игрок делает 2 действия с помощью карт, которые уходят в сброс, и дополняет свою руку до 5-ти карт, после чего ход переходит к сопернику. Как только карты в колоде закончились, сброс перемешивается и формирует новую колоду. В течение игры стратегические решения игрока направлены на добавление нужных карт в колоду и сброс ненужных из нее, тактические на грамотное использование пришедших в руку карт. А использовать карты здесь можно оооочень разными способами. Победные очки даются за контроль над поселениями с ПО и удачно захваченные вражескими локациями.

Карты для покупки так и называются: "доступные"

Карты для покупки так и называются: "доступные"

Формально все действия делятся на 4 категории.

1. Экспансия.

Вы можете колонизировать пустые населенные пункты, расширять свои поселения до городов и строить форты. Происходит это очень специфично. Карты делятся на 2 типа: карты локаций и имперские карты. Карты локаций соответствуют пунктам на карте, кроме этого такая карта содержит населенные пункты, соединенные с данной локацией каким-то видом транспорта: дорогой, рекой или морем. Ну и почти на каждой такой карте есть ресурсы, производимые в данном месте. Ресурсы бывают нескольких типов:
1. финансовые: деньги, товары-меха,
2. направленные на мирное и военное развитие: поселенцы, военные силы,
3. 3 вида транспорта: корабли для моря, лодки для рек, обозы для дорог.
Имперские карты, как правило, содержат какой-то ресурс или специальное действие.

Карты локаций

Карты локаций


Имперские карты

Имперские карты

Так вот, чтобы колонизировать локацию, вам нужно добраться до нее из соседнего города, для чего нужно сыграть с руки следующий набор карт:
1. Карта вашего поселения/города, соединенная с целевой локацией.
2. Ресурс с типом транспорта, которым можно добраться до локации.
3. Если на целевой локации есть значок поселенцев, то еще ресурс-поселенцы.
После чего вы помечаете локацию, как собственную и добавляете карту заселенного поселения себе в сброс.

Чтобы развить локацию, нужно привезти туда поселенцев: сыграть карту локации и ресурс-поселенцев с другой карты. После этого можно заменить кубик на диск, который удваивает победные очки с этой локации в конце игры. Чтобы построить фортификацию играем карту локации, имперскую карты фортификации, которую нужно еще заранее купить, и заплатить 3 монеты. Форт сделает поселение более сложным к захвату и набегам индейцев.

2 часть действий: агрессивные

Главное действие здесь — осада. Для начала осады вам опять же нужен набор карт, согласно логике игры:
1. Нужно сыграть карту локации, соединенной с вражеской- вы направляете солдат на войну оттуда.
2. Карту ресурса-транспорта: ваши солдаты должны на чем-то ехать/плыть.
3. Карту с военным ресурсом- собственно кого вы кидаете в бой.
Карта с войсками не уходит в сброс, а остается лежать на спецальной секции осады, пока осада не закончится. Таким образом на время военных действий рука освобождается от военных карт. Дальше начинается перетягивание одеяла: каждый игрок за действие может отправлять на войну новых ресурсов-солдат, а на специальном трекере отслеживается, кто имеет численный перевес в этом бою. Если на начало хода трекер находится в зоне вашего цвета (вы имеете значительный перевес), то вы побеждаете в бою: враг теряет одну военную часть, остальные карты, участвовавшие в осаде, уходят в сброс. Если по результатам осады город взят, то кубик/диск локации уходят в трофеи победителю, и он может заселить локацию. Одновременно можно вести всего 2 осады: одну в атаке, одну в защите.

Трэк осад (с фигурками из Риска)

Трэк осад (с фигурками из Риска)

Кроме осад разорять поселения можно еще и индейцами, если противник не сможет заблокировать такую карту своей, то локация будет разграблена, но заселить ее соперник не сможет. Так же индейцы могут организовывать засады, тем самым выбивая военные имперские карты у противника из руки. Если же соперник собрал слишком много индейцев, то карты лидер индейцев/священник помогут забрать их у него из руки.

Военные места карты

Военные места карты

3 часть: финансы

Тут различные действия решают, сколько денег вы сможете получить за ход. Налоги позволяют за действие активировать одну карту с монетами. Если предварительно сыграть корабли, то можно за одно действие получить доход сразу с 2 карточек. А если сыграть торговца, то можно активировать сколько угодно карт с мехами, получив деньги за каждую. У Французов так же есть пиратство, позволяющее грабить Английского игрока.

Услуги индейцев стоят денег или побрякушек

Услуги индейцев стоят денег или побрякушек

Последний 4-й набор — составление колоды

За действие вы можете приобрести любую свою или нейтральную имперскую карту. Можно потратить действие, чтобы скинуть ненужную карту в сброс. За действие можно отложить карты в резерв, а потом за деньги взять все такие отложенные карты в руку, потратив немного наличности. Ну и есть спец. карты: Губернатор позволяет выкидывать карты из колоды, Помощь дома добирать 3 карты, Интендант возвращать карту из сброса в руку.

Игра идет до тех пор, пока один из игроков не выложит все кубики колонизации на карту или один из игроков накопит определенное количество вражеских кубиков, полученных после удачных осад и набегов. После чего идет подсчет очков и определение победителя. Есть так же мгновенная победа при взятии столицы противника.

Нейтральные Канадские персонажи

Нейтральные Канадские персонажи

Боевые впечатления или изменение сознания варгеймера

Отыграть мне удалось за обе стороны. Игра полностью ассиметричная, как стартовой расстановкой, так и колодами, поэтому расскажу истории отдельно.
В первой партии я играл за Французов. После первой игры мне казалось, что баланс игры очень сдвинут в их пользу, и у Британии нет шансов на победу. Французы начинают партию практически с двухкратным перевесом в очках на населенных пунктах. Множество их локаций содержит меха, что позволяет получать баснословные доходы. У «синих» (цвет Франции в игре) есть индейцы в собственной колоде, которых не может перехватить индийский лидер. Их милиция (не путать с полицией) может блокировать набеги индейцев и ее нельзя выбить засадой. Есть карта интендант, позволяющая вернуть карту из сброса в руку, у Британцев она отсутсвует. Ну и наконец у них есть пиратство, позволяющее кинуть врага на пару монет. Сама партия получилась довольно длинной, первое время, когда только садишься за нее, начинаешь судорожно искать населенные пункты и пытаться понять, что тут вообще нужно делать. Только к середине игры разбираешься во всех местных названиях (половина локаций имеют слово Форд вначале), и действуешь более обдуманно. Таким образом, первая партия в Акры нужна только для ознакомления. За нее мы успели вдоволь наколонизироваться, после чего ушли в сбор армии, что у меня получилось чуть лучше из-за индейцев, постоянно истреблявших Английские отряды. В итоге партию мы играли почти 3 часа, закончили по очкам за осады, Франция имела значительный перевес и шансов у англичан я реально не видел. Из-за этого очень хотел поиграть за 2-ю сторону, чтобы опровергнуть свои первые впечатления.

Места для женщин с детьми

Места для женщин с детьми

Игра за Британцев оказалась значительно более осмысленной. Как оказалось, Британская колода тоже имеет огромное количество плюсов. Самое главное- она супер эффективна! В ней нет большого нагромождения карт с мехами, в ней обычно значительно меньше карт, почти каждую руку можно сразу пустить в дело, в то время, как во Французской постоянно что-то приходится откладывать в резерв, чтобы подобрать нормальный набор. Дошло до того, что при одной из осад моя активная колода без учета карт, брошенных на осаду, состояла из 7 карт, одна из которых позволяла взять еще 3 карты, и за 3 действия я мог получить деньги, купить солдата и отправить его на осаду. В это же время Француз рылся в своих мехах и лодках в надежде найти еще одного солдата в колоде. Еще плюс- большое количество поселенцев, позволяющее в краткие сроки создать много городов, удвоив начальные очки. Деньги зарабатываются в основном сбросом корабля и 2 карт налогов, что не засоряет руку мехами, которых хочется собрать побольше, чтобы выгодно продать. Ну и солдат в колоде англичан в 2 раза больше, что с эффективной прокруткой руки позволяет выигрывать осады только за счет добавления в колоду «мяса» в момент осады. В партии я применил тактику, приводящую к быстрой победе: захват Порт Рояля — захват Луизбурга — штурм Квебека. Сам Квебек я не взял, закончилось время работы клуба, но такая стратегия имеет шанс на существование. Правда Француз сильно может ослабить мощь Британцев индейцами, и отбросить их от своих границ. Но все равно, как и 1812 году миф о непобедимости Французов был развенчан.

Оценка.
Плюсы:
+ интересная механика, первооткрыватель в своем роде,
+ множество возможностей развития,
+ сбалансированность сторон при полной ассиметричности,
+ отличное качество компонентов.

Минусы:
— поначалу сложно привыкнуть к названием, для русского обывателя тема очень далека,
— сложна для быстрого освоения, желательно изучить все карты, возможные для покупки перед игрой,
— на ажиотаже вокруг игры (только недавно вышла, а уже 10-е место среди варгеймов на BGG) сейчас имеет высокую цену. Даже в Эссене стоимость игры за 2 дня выросла на 50%.

Вердикт: отличная игра с инновационной механикой и далекой от нашей действительности темой. Тру-варгеймерам относиться с осторожностью, варгейм с deckbuilding-ом может оказаться на любителя. Любителям Deckbuilding-а желателен к опробованию.

Личное мнение: мне игра очень понравилась, иначе бы о ней я не написал. У меня она вызывает сильную ассоциацию: «Доминион с картой и прямыми упрощенными военными действиями». Вместе с тем, она на порядок глубже Доминиона и содержит больше развилок по развитию, более чувствительна к вашему выбору стратегии на партию. Хотя и здесь игру можно описать цепочкой развития: локации развиваются колонистами, локации дают деньги, которые порождают военных, которые захватывают локации, военных бьют индейцы, которые еще и разоряют локации, индейцев переманивают священники.

Принадлежность игры к варгеймам для меня лично сомнительна, почему другие игры типа Ascension и Nightfall не называют военными? В них нет прямого конфликта? Вопрос интересный, даже запущу голосование:

A Few Acres of Snow

  • Не варгейм (Deckbuilding на военную тему) (55%, 30 голосов)
  • Варгейм (с колодостроительной механикой) (45%, 25 голосов)

Всего голосов: 55

Загрузка ... Загрузка ...

Кстати, игра настолько ассимитрична, что одни и те же города производят разные ресурсы для Англичан и Французов: это можно посмотреть в файле распределения ресурсов/ А еще спасибо BGG за фотки.

Тот самый алхимик

Тот самый алхимик

P.S. А еще в Эссене Мартин поделился с нами секретом, что скоро выйдут Акры на 4-х в фэнтезийном сеттинге. Только тссс.

автор

Оцени статью: 12345 (4,00 из 5, оценок - 1)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
9 to “A Few Acres of Snow: варгейм или не варгейм”
  1. Спасибо за обзор! Для себя понял, что это «совсем не варгейм» в моём понимании. Но игра интересная, буду ещё пристальнее присматриваться...

  2. Миш, спасибо за обзор! А в чем заключается сбалансированность сторон, если у Британцев шанс выиграть только через раш в Квебек? 🙂

  3. Спасибо. Почитал с интересом. Замечательный продукт, очень хочется попробовать.

  4. Чувствую, я её теперь возьму только для того, чтобы опровергнуть «она на порядок глубже Доминиона». Что-то мне очень с трудом верится в этот самый «на порядок». =)

  5. Разумеется, она не глубже Доминиона. Просто тут глубина в другом — в прямом противостоянии обоих сторон путем добавления в колоду нужных именно в данный момент карт и развития в соответствующем направлении. Доминион все же больше о том, кто соберет самую эффективную колоду для набора победных очков. Прямого взаимодействия там, за очень редким исключением, нет. Я думаю, что автор именно это имел в виду. 🙂

    Спасибо за обзор, он во многом перекликается с моими впечатлениями, но я сыграл всего раз и пока мало что понял. Игру хочется исследовать, это большой плюс ей и ее создателю. 🙂

    Насчет шанса у британцев выиграть только через Квебек раш — не знаю, мне кажется, что вполне можно реализовать стратегию «защитимся фортами и наставим везде больших городов». Играть надо и пробовать 🙂

  6. MoriQuessir,

    С этим нужно разбираться, но сложилось ощущение, что раш не единственный шанс Англии. Есть вариант захвата и тут же фортификации крепостей, а убитые индейцами отряды компенсировать в момент осады. Ну и легкое превращение кубиков в диски тоже имеет значение. Хотя в долгосрочную выиграть Британцам, на мой взгяд, проблематично. Надо играть.

    SkAZi,

    Ну порядок порядку рознь, конечно. Но основная фишка Доминиона: в какой-то момент переключиться с раскачивания колоды на победные очки, кто это сделал в более подходящий момент выигрывает. Здесь же закладка колоды идет постоянно, увеличивая ее нужно каждый момент времени думать, как та или иная карта будет влиять на конечные очки. Играть с маленькой колодой можно намного эффективнее, и игра позволяет сжимать ее до необходимых минимумов. Так что тут надо поймать не момент (как в Доминионе), а размер и структуру колоды, а это уже 2 измерения.

  7. Michael,

    Не хочу вступать в полемику, бесспорно, у всех фломастеров цвет не одинаковый. Только хочу отметить, что «раскачка» колоды или её «оптимизация» в Доминионе есть следствие именно глубины и разнообразности стратегий.

    Всё зависит от играющего и карт в раскладе. Я с 70% вероятностью уйду в трэшинг если на столе будет лежать Chapel, мне очень нравится эта стратегия. А вот моя жена её терпеть не может, считает её скучной и играет чаще от длинных цепей. Тем не менее побеждаем мы примерно одинаково часто. При этом практически в каждой партии я могу сказать где была ошибка, почему этот расклад не сыграл.

    В этом как раз и есть глубина Доминиона, эффективно играть можно любой колодой, если она грамотно построена, а сжимаешь ты её или наращиваешь вопрос только твоего выбора. А вот игры диктующие какой-то путь (Eminent Domain, к примеру), заведомо проигрывают по глубине, на мой взгляд.

    Что до AFAoS, то я её непременно возьму на попробовать (возможно, как раз следующую версию, которая будет на 4-рых, спасибо за инсайд, кстати!). И я думаю это хорошая игра, но мне всё равно сложно представить игру, которая глубже Доминиона хотя бы «в разы», а не то, что «на порядок». =)

  8. SkAZi,

    Согласен на нейтралитет в полемике 🙂

    Интересно будет почитать Ваше мнение о AFAoS или его приемников.

  9. Спасибо за обзор. Как-то раньше не обращал внимание на игру, видимо тематика отталкивала. Уж слишком она далекая нам. Но почитав о механике игры — заинтересовался. Надо будет присмотреться к ней поближе.

Прокомментировать




Subscribe without commenting